Что в имени твоем?

Алексей Кожевников 3
        Весной 1984 года я собирал материалы о выпускнице Екатеринбургской повивальной школы – «повивальной бабке второго разряда» - Лукии Александровны Охлупиной, которая принимала младенцев у северских рожениц в первые три десятилетия XX века. Тогда и познакомился с её дочерью Галиной Алексеевной Васильевой – старожилом Полевского и ветераном труда.
        - Какое непривычное имя было у вашей мамы, - заметил я.
        - Для вас, молодых, может и правда не привычное, а мне и моим ровесникам оно не в диковинку. - Неожиданно Галина Алексеевна сказала: - Я напишу вам, какие имена давали новорождённым северские и полевские священники при их крещении.
        Через несколько дней Васильева разыскала меня и вручила двенадцатилистовую тетрадь. На каждой странице имена располагались в два столбца: слева – мужские, справа – женские.
        - Вот это имена! – прочитав список, удивился я. – И как только владельцы их носили всю жизнь? Истифор Протальевич, Харлампий Евлампьевич…
        Долгие годы тетрадка оставалась без внимания. Но пять лет назад замечательный Полевской краевед и старожил Степан Петрович Кузнецов подарил мне две своих печатных рукописи. В одной он рассказал, каким был Северский завод до 1934 года, а во второй – о его молодых рабочих, сверстниках Степана Петровича. Многие из них погибли в годы революции и гражданской войны. Читая приводимый Кузнецовым список погибших, я вспомнил о тетрадке Г.А. Васильевой.
        Флагонит, Ферапонт, Анфилофий, Еварест, Филистёр, Орест, Маркелий, Гай, Евангел, Нил, Кронид, Алимпий, Максимилиан, Хрисанф, Липа, Рипа, Лия, Ливия, Доминика…
Как непривычны эти имена для нашего слуха! Сейчас вы не прочтёте их среди имён новорождённых полевчан. Они сохранились только в метрических книгах, хранимых в городском ЗАГСе.
        Беру книжку «Что ты знаешь о своём имени?», составленную Ю. Рязановым и изданную в Екатеринбурге в 1992 году. К удивлению, нахожу в ней почти все приведённые выше имена и узнаю, что они в основном древнегреческого или латинского происхождения и что «возраст» некоторых – до четырёх тысяч лет!
        Что не имя, то своеобразная характеристика человека, примета, выделяющая его из семьи, рода, общества. И священники давали новорождённому имя «не с бухты барахты», «не с потолка», а выбирали его из книги, называемой «Святцы», с учётом даты поминовения святого или святой. Вот почему раньше каждый человек отмечал не только свой день рождения, но и день ангела – хранителя – именины.
        А что вы знаете о своём имени?
                20 января 1996 года.