Евротур

Маргарита Мельникова
Вместо предисловия
Кто-то любит кофе и сигареты. Кто-то - любимую кошку, шопинг и модные шмотки. А у него есть одна-единственная, всепоглощающая страсть - Германия. Он - студент института искусств и культуры, умен и целеустремлен, интересен и креативен. Он  - Игорь Митин, герой, о котором пойдет речь.
Интересно, в каком возрасте человека посещают идеи-фикс? Игорь говорит, что мысль поехать в Германию не давала ему покоя, казалось, всегда. Сложно сказать, откуда это взялось, но в его представлении это не просто страна, а сказка. В школе немецкий язык был самым любимым уроком, и уже тогда Игорь был уверен, что когда-нибудь он обязательно попадет в страну своей мечты...
Шли годы, а парень по-прежнему бредил Германией: учил язык, покупал немецкие диски, книги. Когда же он стал достаточно взрослым, чтобы совершить поездку за границу, оказалось, что попытки найти какие-то варианты в Интернете успехом не увенчались. У студентов их не очень много. Прямо скажем, Игорь видел всего два. Первый - поехать в качестве аи-pair (то есть прожить год за рубежом в какой-нибудь семье, следить за детьми), второй - в качестве студента языковой школы. Но после того как Игорь отправил документы по нескольким адресам, выяснилось, что, в семью его брать не хотят  - предпочтение отдавали девушкам, и к тому же он как студент-очник мог приехать только на полгода. Языковые школы согласие давали, но не назначали стипендию.
Три недели тишины
И вот - пятый курс. О чем думает выпускник? Конечно же, о дипломе, экзаменах, трудоустройстве. И в этой череде повседневных забот Игорь неожиданно знакомится с лектором  Антье Ляйхзенринг, которая приехала из Германии в Орел по программе обмена преподавателями и работала в ОГУ. Именно от нее он узнает о том, что в Дрездене есть высшая школа социальной работы, в которую ежегодно приглашают по пять студентов из Восточной Европы. Это был шанс, который упустить он не мог. Не теряя времени, Игорь собрал все необходимые документы. А, как известно, собрать всякие справки в нашей стране очень трудно... Близость осуществления мечты придавала сил - по ночам переводил документы на немецкий язык. Наконец заветный конверт с заявкой опущен в почтовый ящик. Наступили три месяца тишины.
Игорю повезло - он получил приглашение в Дрезден по программе академических обменов студентами. Для него нашли стипендию. Правда, на радостях Игорь не заметил, что, что сумма очень маленькая, но что это значит, если исполняется мечта? Визу оформил за несколько дней, собрал чемоданы - и в путь. Правда, прежде чем попасть в Дрезден, нужно было заехать в Чехию на семинар.
******
Часть1. Дорога
- Как долго тянется время. Полтора дня размышлений о будущем под умеренный стук колес. Будто бы большой механизм отсчитывает шаги в неизвестность. Выхожу в тамбур покурить. При моем появлении разговоры тут же прекращаются. Курят молча. Не понимаю, в чем дело, чувствую себя каким-то изгоем. Наконец не выдерживаю и спрашиваю у мужика, который стоит ближе всего ко мне, сколько времени. Ловлю его изумленный взгляд:
- Ты русский? Тьфу ты, а мы молчим, думали, что ты чех!
- А если и так, что, со мной и поговорить нельзя?
- Да нет, но мы же по-своему говорим, бывает - матом. Поэтому молчим, чтобы страну.
Белорусская граница. Начинается беготня, суета. Здоровенные дяди выстраивают нас в шеренгу, как в армейские будни. По несколько человек заводят в купе. Заставляют выворачивать содержимое чемоданов. Проверяют и уходят. А мы, неудавшиеся контрабандисты и террористы, потом в течение нескольких часов упаковываем багаж. Мои попутчики зло смотрят в даль, и один из них задумчиво произносит чуть слышно:
 - Ну, ничего, мы вам краник то перекроем…
Пейзажи за окном меняются. Мы проезжаем Польшу. Мелькают небольшие ухоженные домики, машины кажутся не просто чистыми, а вымытыми до блеска, а люди, мирно едущие на своих велосипедах, кажутся добрыми.
Мы стремительно приближаемся к Чехии. Остановка в каком-то городке. Мои попутчики, не изменяя русской традиции, решили сходить в магазин за чешским пивом. Так как я единственный, кто знает немецкий язык, они берут меня с собой. Протягиваем дородной    тетеньке-продавцу наши российские рубли, но она с возмущением кидает их назад. Тут я соображаю, что мы за границей России. Благо проводница поезда - наш человек, не дала пассажирам умереть от жажды и одолжила несколько крон. Пьем пиво под стук колес...
Один в городе, не считая чемоданов
Вот и Прага. На часах - пять утра. Покупаю билет до города Дечина, где меня должен забрать автобус с остальными участниками семинара. Чувствую себя героем стихотворения Блока: "Ночь. Улица. Фонарь. Аптека". Темно. Но очень красиво. Мостовая, мощенная булыжником, - как видение из сказки. Но я бегу по дороге и матерюсь, впрочем, как все русские, у которых много багажа. Чемодан на колесиках цепляется за брусчатку, сумка то и дело соскальзывает с плеча. Очень непривычно и неудобно. Останавливаюсь и покупаю пиво. Мое состояние можно описать одной строкой: "Твою мать, я пью чешское пиво, и я за границей!" Непонятно к чему вспоминаю, что меня когда-то предупреждали  о  том, что Прага - самый вороватый город Европы. Очень боюсь, что меня ограбят, но счастлив до... мурашек по коже.
Дечин - граница
Дальше по маршруту - Дечин. Это небольшой пограничный городок, расположенный на стыке Германии, Польши и Чехии. Боже мой, неужели Европа? Обшарпанный вокзал, грязь. Напоминает захолустный российский городок. Автобус за мной придет только через три часа. Решаю посидеть на остановке общественного транспорта. На ней довольно многолюдно, напоминает нашу остановку на Посадской в час пик.
Очень хочется есть. Тащусь с чемоданами к киоску с едой, но продавец не понимает меня - ни по-русски, ни по-немецки. Неподалеку - какая-то китайская лавочка. Иду туда. Китайцы, как выяснилось, могут понемногу говорить на всех языках. Они понимают мой немецкий, и наконец-то я ем. Рад, что все хорошо закончилось, но, видимо, спешу с выводами. Какая-то толстая беззубая тетка в грязной футболке и засаленных трико, услышав немецкую речь и, видимо, приняв меня за немца, начинает клянчить десять евро. Причем проделывает это на жуткой смеси немецкого и английского:
-  Бите, гив ми цейн евро!
Объясняю, что я студент и такую сумму дать ей не могу. Бесполезно. Начинает рассказывать, что не ела два дня. Кстати, я практически тоже (если не считать пива). Отхожу к лавке. Она плетется за мной, плюхается рядом.
-  Господин хочет секса?
- С кем, простите, - искренне удивляюсь я? С вами?
Хочется сбежать, но с чемоданом далеко не уйдешь. А тетка тоже   уходить никуда не собирается. Я закуриваю. Она просит угостить сигаретой. Потом, заметив в моей руке конфеты, клянчит и их. Представляете, я сижу на остановке в незнакомой  стране,   и  рядом бомжиха,   которая  курит  мои сигареты и ест мои конфеты! Одно слово - Европа... Молча вынимаю из кошелька десять рублей и протягиваю ей. Надо было   видеть  ее   счастливые глаза, когда я сказал, что теперь она может ни в чем себе не отказывать.

Часть. 2.
Илемнице - другая Чехия
Здесь я увидел другую Чехию. Настоящую. Самобытную. Илемнице - маленький чешский городок. Я не знаю, можно ли так сказать, но он словно весь пропитан историей. Архитектура совсем не похожа на нашу: аккуратные ухоженные домики, католические церквушки, раскиданные по городу. К тому же все настолько идеально чисто, что придраться не к чему. Даже дышится как-то по - особенному.
Пять дней семинара пролетели мгновенно, и я понял, что влюбился в Чехию. Уже только потому, что я изъяснялся на,смеси русского языка с украинским, и меня все понимали. Все, кроме немцев, которые также были на семинаре. Они не понимали моего немецкого, а я, к стыду своему, ни слова не разбирал по-немецки. Приходилось напрягаться, чтобы улавливать чужую речь, поэтому к концу дня очень болела голова. Даже таблетки не помогали. Боль отпустила только после мимолетной беседы с русскими. Все-таки русский язык - это сила!
Дрезден. Германия
Ночь. Суббота. В общежитии можно заселиться только в понедельник, а до тех пор ночевать негде. Прошу нашего русского студента, с которым познакомился на семинаре, приютить меня на ночь. Он отказывает, видимо, принимая меня за вора. В итоге меня пускает к себе немец. Я потрясен.
На следующий день гуляю по центру города. Везде урны для мусора. Ни одного шикарно разодетого человека, все просто. Если встречается девушка в красивых шмотках - это иностранка из России, Украины или Польши. Пунктуальность и скрупулезность - во всем. Даже трамваи ходят не так, как им вздумается, а по расписанию. Электронное табло монотонно оповещает о прибытии транспорта. Брожу по магазинам. Все очень дешево. Фирменная одежда стоит в три-четыре раза меньше, чем китайские подделки на нашем орловском рынке. Так что не нужно готовиться к покупке, копить. Можно просто гулять и не задумываясь покупать понравившиеся вещи. Продукты тоже недорогие. Кстати, пиво известных в России немецких марок, типа "Хольстен", "Бэкс", "Миллер", оказывается, в Германии самое дешевое. Единственное, что бьет по карману, - сигареты.
Заморачиваюсь с мусором. Здесь его нужно сортировать. Бумага отдельно, пластик отдельно и еще бутылки - отдельно из зеленого стекла, коричневого и светлого. Путаюсь и не могу привыкнуть.
Русские друзья приглашают меня на дискотеку. Мы идем в клуб в центре Дрездена. С удивлением наблюдаю, как к нему подтягиваются лимузины и другие крутые машины, из которых выходят расфуфыренные люди. Я впервые увидел хорошо одетых немцев. Как оказалось, мы попали на вечеринку для золотой молодежи Дрездена. Впервые в своей жизни сталкиваюсь здесь с дресс-кодом. Сейчас охрана оценит мой внешний вид и решит, пускать ли меня в клуб. Да, я совсем не одет для этого случая - мои джинсы и свитер далеко не от D&G. Но где мы, русские, не пропадали? На вопрос охранника: "Простите, что у вас под свитером?" я с невозмутимым видом демонстрирую футболку с надписью "Северсталь-метиз". Видимо, она вполне сошла за шмотку от модного российского кутюрье, и я прошел. Золотая молодежь Дрездена не сильно отличается от московской и даже орловской. Такие же снобы, пришедшие продемонстрировать свои наряды, попить запредельно дорогого пива. А мы пришли веселиться от души и плясали на глазах изумленных немцев.
Но ходить в такие дорогие клубы постоянно не по карману. Поэтому я  предпочитаю традиционные пабы, где можно попить пива под тихую музыку и завести новые знакомства. Вообще знакомые за границей - это очень важно, потому что живое общение с иностранцами развивает язык. Парадокс, но у меня нет друзей среди немцев - знакомые, не больше. Какие-то они замкнутые. А вот поляки и испанцы - другое дело! С ними в основном и общаюсь.
Что немцу хорошо, то русскому смерть
Стипендия заканчивается. Приходится экономить на всем. Пачка сигарет стоит четыре евро. Дорого. Не бросить курить не представляется возможным поэтому раз в неделю езжу в Чехию, покупаю сигареты. Там, по российским меркам, это сомнительное удовольствие тоже стоит немало - 1 евро 60 центов. Но здесь, за границей, эта сумма кажется копеечной. Тем более что проезд для студентов бесплатный. Кстати, парикмахерские услуги - тоже дешевле получаются. Но чувствую, что долго протянуть на оставшиеся деньги все равно не смогу. Надо искать работу, но где, не знаю. Правда, друзья рассказывают, что здесь существует служба занятости студентов. Иду туда. Небольшое помещение, в котором стоит несколько столов. Очаровательные молодые немки стучат пальчиками по клавиатурам. Обращаюсь к одной из них с просьбой помочь мне найти работу. Она бормочет что-то невнятное.
(Для справки: Дрезден входит в состав Саксонских земель. В разных районах немцы говорят   на  своеобразных диалектах. Два из них - баварский и саксонский    -    самые трудно - воспринимаемые  иностранцами.)
Я не понимаю. Она снова что-то говорит. Потом поворачивает голову к своей соседке и произносит фразу, перевести которую можно примерно так:
- Прикинь, пришел устраиваться на работу, а немецкого вообще не знает.
Я ответил, что свободно говорю на hochdeutsch (литературный немецкий язык) и ей не мешало бы разговаривать так же, а не использовать саксонский диалект. Зря. Не стоило учить немку разговаривать на ее же родном языке. Работу в этой службе я так и не получил. Зато опять же с помощью друзей нашел подработку. Правда, они сразу предупредили, что работа тяжелая - мыть станки на заводе по выходным. Я подумал, что раз немцы там работают, то и я смогу, ведь недаром же говорят: что русскому хорошо, то немцу смерть.
...Но такого я не ожидал! Они не просто мыли эти машины, а в буквальном смысле их вылизывали, ползали по полу, залезали под них. Я понял, что если немцы получают деньги за работу, какой бы она ни была, то они выполняют ее на все сто. Просто какие-то фанатики труда. Дабы не упасть в грязь лицом, я тоже начал драить механизмы с нечеловеческим подобострастием. Вечером пришел домой и потерял сознание. Когда очнулся, понял, что этот нечеловеческий труд не по мне. Но пару раз все же пришлось поработать...
Дни тянутся однообразной чередой: институт, языковые курсы, общага. Вечерами - тоска по дому. Денег осталось так мало, что, наверное, я не смогу доучиться и придется уезжать раньше времени. Отчаяние. И снова неожиданная удача. Мне выделили дополнительную стипендию, что-то вроде поощрения талантливому студенту. Камень с души. Теперь я смогу доучиться и, если продолжать экономить на всем, проплатить свой языковой курс! Радуюсь, как ребенок.
Все чаще вспоминаю Орел. Особенно, когда слышу на улице русскую речь. Недавно зашел  в магазин для русских,  переехавших в Дрезден на постоянное  место жительства. Там продают   крабовые     палочки (в немецких   магазинах  их нет),   шоколад    "Аленка",  пиво  "Балтика". Все это стоит    о-очень  дорого.    Но наши соотечественники,   терзаемые ностальгией, расстаются с деньгами без сожаления.
Посетил Берлин. Думал, что столица Германии - это нечто грандиозное. А немцы считают, что каждый город должен быть красив и примечателен по-своему. Конечно, все шикарно, но я ожидал чего-то большего. Но все равно рад, что удалось побывать здесь.
Появился шанс поехать во Францию на семинар. Денег жалко, но упускать такую возможность не буду. Так что прощай, Берлин!
Часть3.
Никогда не хотел увидеть Париж
Если бы мне предложили поехать во Францию просто так, на экскурсию, я бы отказался. Потому что никогда эта страна не была для меня привлекательна чем-то особенным. Разве только тем, что это родина моей любимой певицы Милен Фармер. И все. Никакие там Эйфелева башня, любимый девчонками французский язык сильного впечатления на меня никогда не производили. Еду туда только по двум причинам: чтобы посетить семинар и потому что это недорого, а второго такого шанса в жизни - практически на халяву претить Францию - может и не представиться.
Bот подъезжаем к Ницце. Этот город считается курортным, как и Канны, потому что Ницца - столица Лазурного Берега, пятый по величине город Франции. Река Пайон делит его на две части. Причем город открыт морю с южной стороны, а с запада и северо-запада защищен от ветров холмами. Жаль, что здесь мы будем лишь проездом, но все равно любопытно. Выхожу из здания вокзала и оглядываюсь по сторонам. После Германии здания кажутся такими изящными, утонченными. На улицах растут деревья, в листве которых мелькает что-то оранжевое. Подхожу ближе и вижу, что это мандарины.
Немцы, приехавшие на семинар вместе со мной, начинают срывать диковинные плоды. А я думал, что так обычно только мы, русские, поступаем. Оказывается, и немцам ничто человеческое не чуждо.               
Вглядываюсь в массу людей, спешащую по своим делам. Не без удивления замечаю, что арабов здесь гораздо больше, чем самих французов. Причем если у нас в России "лица кавказской национальности" хотя бы как-то стараются походить на нас, к примеру, одеваются так же, то французские арабы ходят в традиционных туниках, на лицах у большинства - бороды, на головах - фески. Позже я попробовал выяснить у местного населения   их отношение к такой концентрации арабов в стране. Мне ответили, что эта тема закрыта для обсуждения. Из чего делаю вывод, что, наверное, не очень хорошие у них взаимоотношения.
Еще перед поездкой нас предупредили, что во Франции надо быть осторожнее на дорогах. В Германии-то можно переходить дорогу, не глядя по сторонам. Если стоит значок пешеходного перехода, стоит только спустить ногу с бордюра на проезжую часть - машины тут же останавливаются, убираешь ногу -едут. Французы же гоняют как сумасшедшие. И светофоры, и дорожные знаки им нипочем. Немцам непривычно, а мне ничего, терпимо, в некотором смысле - как в России.
И хотя долго в Ницце мы не задерживаемся - побродить по побережью и скалам нам все же удается. Клево, но пора ехать в Марсель.
В Марселе мы пробыли неделю. В основном учились. Когда появлялось свободное время, гуляли по городу. Марсель – второй по величине город и крупнейший порт во Франции. Расположен он на берегу Лионского залива Средиземного моря. И хотя столица Франции, как известно, Париж, именно Марсель считается самым старым французским городом. Залив, усыпанный островами, и небольшие скалистые бухты (Les Calanques) считаются уникальными природными явлениями, и которыми французы очень гордятся. А у меня этот город почему-то ассоциируется с национальным гимном буржуазной Франции "Марсельеза". Здесь удивительно переплетается прошлое и современность. Это очень "смешанный" город. Шикарные средиземноморские виллы в кипарисовых парках соседствуют с маленькими отелями. Например, можно идти по главной улице Ла Канбьер (La Canabiere) в направлении к старому порту, причал которого был построен аж в 1510 году, и кажется, что ты попал как минимум на несколько веков назад - повсюду рыбные базарчики, где слышна речь с марсельским акцентом, таким же колоритным и неповторимым, как одесский. А потом выходишь на "улицу мод", где представлены самые последние коллекции от кутюр, и понимаешь, что ты - на самом пике своего времени. Но цены очень высокие даже по европейским меркам. Если в Германии все порядком дешевле, то здесь, наоборот, дороже.
Очень хотелось подружиться с французами. Но сделать это оказалось весьма проблематично. То ли они такие патриоты своей страны, то ли еще по какой-то причине, но говорят только на своем родном языке и  каком другом. Поэтому наше общение происходило с помощью переводчика. Причем, немецкий язык они не учат принципиально и вообще с немцами стараются не разговаривать. Английского, несмотря на то, что он является как бы универсальным в Европе, тоже не знают. А вот русский для них вообще экзотика. Еще одна вещь, сильно меня поразившая: раньше я думал, что немцы чопорные, закрытые для общения люди. Но, только пообщавшись с французами, понял, что по сравнению с ними немцы просто гиперактивны и взбалмошны. Не знаю, почему, может быть, благодаря французским комедиям я представлял французов такими авантюристами,   общительными, любящими всякие тусовки, сексуально раскрепощенными, что ли. А они оказались далеко не такими - высокомерные, сдержанные, скучные. Так что с большим удовольствием я возвращаюсь назад в Дрезден.
Две недели, как известно, это четырнадцать дней. Ровно столько мне осталось пробыть в этой стране. Сейчас во мне борются два чувства: с одной стороны, безумно хочется домой, к родителям и друзьям, с другой -очень не хочется уезжать отсюда. Это чудесная страна, замечательные люди. Но мое обучение подходит к концу. Осталось сдать выпускные экзамены. Переживаю и каждый день сижу за учебниками. Я уверен в своих силах, но все же...
Наконец этот день наступает. Экзамен я сдал на "отлично". Теперь у меня на руках есть сертификат, подтверждающий, что я изучал немецкий язык в Германии. Наверное, буду востребован на рынке труда в России. Но главное для меня даже не это. Я воплотил в жизнь свою мечту, и теперь мне приятно утишаться мыслями о своей самодостаточности.
До конца действия моей визы остается еще несколько недель. И когда мой друг Матеуш приглашает меня погостить у него на родине (в Польше), я с радостью принимаю приглашение. Ура! Приключения продолжаются!
Часть 4.
Польша. Познань
Я приехал в город Познань. Здесь живет Матеуш. Невооруженным глазом видно, что по поляки - славянский народ. С одной стороны, это уже Европа, с другой - люди
очень близки по духу к нам, русским. Все  такие  добродушные.  Я   много слышал о том, что поляки  ненавидят русских, но   этого  совершенно не заметил.  Наоборот, когда они узнавали, что я из России, проявляли ко мне живой интерес, расспрашивали о моей родине.
Хотя Познань не является туристическим городком, мне он показался очень живописным. Живу в доме Матеуша. Сначала немного волнуюсь, как меня примут. Но, когда знакомлюсь с этими людьми, понимаю, что все страхи необоснованны. Милые, добрые люди, которые чтят семейные традиции, ценности. Для них очень важно, с кем их дети вступят в брак. Поэтому, когда Матеуш найдет себе невесту, его выбор будет обсуждаться на семейном совете с особой тщательностью. Отсюда, наверное, там так мало разводов.
Познань - городок небольшой. Но в нем очень много церквей, потому  что поляки, как выяснилось, ярые католики. А сама Польша занимает первое место в Европе по количеству верующих. В воскресенье мы с Матеушем идем в церковь. И я поражаюсь, что, несмотря на такое обилие костелов, все они заполнены верующими до отказа.
Уже немного говорю по-польски. Смешной язык. Задался целью его выучить. Первое время очень смеялся, увидев название салона красоты "Урода", чтов переводе на русский означает красавица. Кстати, только здесь я нашел настоящий базар, как в России. Хоть и работают там в основном русские и украинцы. Я в восторге от этой страны, этого города, людей, языка, устоев. Хочется задержаться здесь подольше, но нельзя. Действие визы заканчивается, и я возвращаюсь домой...
Домой
Снова стук колес. Только теперь я знаю, что еду домой, и мне как-то спокойнее. В голове куча всякой информации, которую я пытаюсь упорядочить. В глубокой задумчивости доезжаю до белорусской границы. Снова таможня. После Европы сразу чувствую разницу. В Германии мне подарили DVD-плеер. Эх, знать бы, какие возникнут из-за этого проблемы... Тетенька-таможенница, увидев заграничный товар, потребовала чек. Объясняю ей, что это -подарок. Бесполезно. Говорит, что нужно заплатить 40 евро за провоз. Откуда такие деньги? Говорю ей, что в таком случае я его просто выброшу.
- Нет, - отвечает добрая женщина, - мы его сейчас изымем, и он будет храниться у нас, но вам придется помимо вышеуказанной суммы платить еще пени за
каждый день.
И удалилась в купе оформлять документы. Что делать, придется идти просить о пощаде. Выслушав мой жалостливый рассказ о буднях российских студентов в Германии, женщина поинтересовалась, везу ли я домой что-нибудь вкусненькое. Пришлось подарить ей шоколад, которым предполагал угостить родителей. Зато проблема с плеером решена. А я с испорченным настроением приехал в Смоленск. Подошел к вокзальной кассе и по европейской привычке обратился к кассиру:
-   Здравствуйте. Извините, пожалуйста, вы не подскажете, сегодня будет какой-нибудь поезд до Орла?
-  Нет, что непонятного?! Сегодня поезда не ходят!!!
И перед моим носом окошко с силой захлопнулось. Что ж, я теперь в России, надо привыкать. Тут еще, как назло, закончились русские деньги, надо было обменять евро на рубли. Обменного пункта на вокзале не оказалось, но по секрету мне рассказали, что можно поменять деньги у милиционеров. Иду к ним, но они меняют евро по такому низкому курсу, что это просто смешно. Ближайший обменник в 20 минутах езды. Но делать нечего, поэтому с сумками волокусь туда. Опять облом: в банке мне заявляют, что моя валюта (которую я, кстати, везу из Европы) не подлежит обмену. В ней что-то не так. В принципе поменять ее можно, но не но курсу, а дешевле. В итоге меняю за те же деньги, которые предлагали мне менты на вокзале.
Решаю ехать в Орел на автобусе. Мою просьбу положить чемоданы в багажное отделение водитель молча игнорирует, но меня это уже не удивляет. Я просто еду домой, вдыхая пары бензина, от которых через несколько часов начинает дико болеть голова. На это тоже не обращаю внимание. Пройдет совсем немного времени, и я вновь увижу своих родных и друзей. Мне столько хочется им рассказать, показать. Но сначала я высплюсь. Нет, сначала пройдусь по городу... А лучше соберу всех друзей дома, и мы будем разговаривать, разговаривать...
****
А пока Игорь думал, что же ему сделать в первую очередь по приезде домой, автобус неторопливо въезжал в Орел...