Какими были ушедшие нулевые? Взгляд обывателя

Гусев Андрей
     Говорят, что история движется в ту или иную сторону «муравьиными» усилиями миллионов людей. Что происходило в последнее десятилетие в России наблюдал каждый из здесь живущих. Однако важна точка отсчёта и угол зрения. Согласитесь, человек, искренне верящий нынешней партии власти (а такие, наверняка, есть) и тот, кто разочаровался в сегодняшнем государственном устройстве, по-разному оценивают прошедшее десятилетие. Кто-то назовёт его периодом упущенных возможностей, другой скажет so-so (так себе), а иной  презрительно бросит: «грязные» нулевые…

Наши сегодняшние вожди пришли в большую политику в девяностые годы прошлого века. Именно тогда безвестный подполковник из госбезопасности Владимир Путин начал работать в питерской мэрии, стал председателем комитета по внешним связям, а кандидат наук, доцент Дмитрий Медведев был его юридическим экспертом. В нулевые годы века нынешнего Путин (со своим  экспертом Медведевым) получил безграничную власть в государстве. Однако безмерная личная власть никогда не была гарантией от провалов и неудач. Трагедии и катастрофы не заставили себя ждать, более того, они множились – к гибели атомной подлодки «Курск» добавились «Норд-Ост», Беслан, взрывы в московском метро, масштабные техногенные катастрофы, регулярно падающие самолёты…

Надо было придумать причину неуспехов деятельности тандема. Она нашлась довольно быстро: лихие девяностые. Надо сказать, что выбор причины, сделанный тандемом и его советниками, был практически безошибочным.

Заметьте, что именно было выбрано в качестве тормоза в развитии государства: не семьдесят лет советской власти, не мрачные времена царизма,  не татаро-монгольское иго и даже не особенности русского национального характера, а именно лихие девяностые. И действительно, кто там помнит, что было при царе; а уж про татаро-монголов и говорить нечего. С советской властью всё гораздо сложнее – советские люди ещё не умерли, и если назвать причиной своих неудач советское прошлое, то в это вряд ли поверят. И тогда возникли «лихие девяностые». Тому кремлёвскому идеологу, что изобрёл это прозвище, надо дать медаль размером с тарелку.

Ладно, пусть лихие девяностые являются первопричиной всего плохого, что случилось в 21-м веке на одной шестой части суши. Давайте оценим, какими были сами ушедшие нулевые. Посмотрим с точки зрения обывателя (в хорошем смысле этого слова). Начнём с того, что удалось сделать властям.

Кремлёвскому руководству удалось сохранить целостность Российского государства. Это, безусловно, главный позитивный итог прошедшего десятилетия. Сегодняшнюю постсоветскую Россию, можно рассматривать как самый крупный осколок гибнущей империи. И совсем не факт, что этот осколок не пойдёт трещинами. Пока не пошёл. Не понятно чего здесь больше: мудрости населения или это результат построения жёсткой централизованной системы власти, именуемой вертикалью. Однако сформированная путинская вертикаль являет собой не только вертикаль власти и управления, но и вертикаль коррупции. Получилось корпоративно-полицейское государство, весьма неустойчивое, если говорить о длительном временном отрезке.

Существует множество сценариев распада России. Их мало кто воспринимает всерьёз, предпочитая прятать голову в песок и называть авторов подобных прогнозов недальновидными маргиналами. Но обратимся к фактам. Нынешние федеральные округа в России сильно напоминают нарезку государств после развала федерации. Эти округа экономически абсолютно разные. Европейская часть, Урал, Сибирь и Дальний Восток представляют собой прообразы автономных государственных образований. Что же касается ближайшего будущего, то некоторые эксперты считают нереальным сохранение в составе России Северного Кавказа, Калининградской области и Курильских островов. Эти регионы уже сейчас являются внутренним зарубежьем.

Говоря о реализованных кремлёвских проектах в нулевые годы, следует назвать победоносную войну с Грузией. Было бы странно, если б одна шестая часть суши проиграла войну маленькому государству. С другой стороны, была же чеченская война, которую выиграть не удалось. Да, в молниеносной пятидневной войне Россия разгромила Грузию. Однако совершенно непонятно, зачем Россия это сделала.

Если военные аспекты этой российской акции очевидны, то политико-экономические результаты напрочь отсутствуют. Не говоря уж о гибели сотен людей и негативных моральных последствиях от вторжения российских войск в другую страну.

Понятно, что грузинский президент Саакашвили  оказался способным учеником тех, кто в своё время приказал сжечь Грозный. Но Саакашвили – не мой президент. Меня же интересуют действия российского президента Медведева и его старшего товарища (руководителя) Владимира Путина. Великая держава не должна вести себя чёрт знает как, в противном случае она перестаёт быть великой державой.

Вот отрывок из того, что поведал стране и миру Дмитрий Медведев нынче в 2011-м году о начале войны с Грузией:
– В ночь с 7-го на 8-е число мне позвонил министр обороны (я как раз двигался по Волге, был в отпуске, и вообще вся планета была в предвкушении олимпиады, которая была в Китае) и сказал, что наш грузинский сосед начал активные боевые действия. Я, честно скажу, абсолютно, предельно откровенно, вначале очень засомневался и говорю: “Знаешь, надо проверить, он что, совсем сумасшедший, сбрендил, что ли?”  …Ещё какое-то время проходит, он (министр обороны – прим. А.Г.) говорит: “Знаете, я хочу Вам доложить, они только что уничтожили палатку с нашими миротворцами, всех насмерть положили. Что я должен сделать?” Я сказал: “Открывайте ответный огонь на поражение”. Никаких цифр в этот момент не фигурировало.

Как-то у них всё просто и непосредственно получилось. Наверняка, эти правильные парни сподобились обрести тайное знание, а совесть их не по-детски чиста. Однако где гарантия, что в следующий раз ночью, двигаясь по Волге и будучи в отпуске, а возможно, после игры в любимый им бадминтон Дмитрий Анатольевич не скажет своему военному министру: открывайте ответный огонь межконтинентальными баллистическими ракетами. Если ему покажется, что кто-то сбрендил.
 


Существует длинный перечень кремлёвских начинаний, которые закончились неудачей. С точки зрения обывателя наибольшую опасность представляют терроризм и разгул преступности. Россия по числу умышленных убийств на 100 тысяч населения (около 17 в год) занимает первое место в Европе, где 1-2 убийства в год. До первого места в мире ещё далековато – Россия замыкает двадцатку самых опасных стран.

Количество терактов в России в начале нулевых было в разы меньше, чем в конце десятилетия.  Можно сравнить число терактов в 2000 году (их было 135) с ситуацией в 2009–2010 годах (786 терактов). При этом численность сотрудников спецслужб превышает 2 миллиона человек, что гораздо больше, чем весь личный состав российской армии. Чем же занимаются отечественные рыцари плаща и кинжала? Ответ известен: политический сыск (подразделение «Э» по борьбе с экстремизмом), крышевание бизнеса, участие в рейдерских захватах и непосредственно коммерческая деятельность.

При этом масштабные теракты были использованы Владимиром Путиным в качестве повода для усиления личной власти и запрета на критику первых лиц государства. В 2002 году после «Норд-Оста» было уничтожено старое НТВ, а фактически всё независимое телевидение на федеральном уровне; в 2004 году после Беслана были отменены выборы губернаторов, а затем выборы в Госдуму по одномандатным округам.

По уровню коррупции Россия тоже в мировых лидерах. Десять путинских лет вывели страну на 154-е место из 178 стран. Такие данные приведены международной орга­низацией Transparency International за 2010 год.

Уровень коррупции в государстве в значительной мере определяется размерами теневой экономики. В теневой экономике крутятся наличные деньги. Нынче российский нал опять, как в девяностые годы, стал в долларах и евро. Теневая экономика очень чутко реагирует на самочувствие российского рубля, которое оставляет желать лучшего. Лично я больше ориентируюсь на процессы в экономике (в том числе и теневой), чем на байки прокремлёвских финансистов. Потому думается, что в обозримом будущем рубль не станет резервной валютой, а разглагольствования властей о том, что Москва постепенно превращается в мировой финансовый центр, напоминают бессмысленные грёзы известного гоголевского персонажа «Мёртвых душ».

Впрочем, самая главная неудача государства лежит в демографической сфере. Страна с огромной территорией, обладающая гигантскими запасами природных ресурсов, не может находиться в безопасности при постоянной из года в год убыли населения. На длительном временном отрезке никакое ядерное оружие сдерживания или нападения не поможет сохранить за собой редко заселённую территорию. Результаты деятельности лидера нации (вкупе с небезызвестным любителем бадминтона) – просто удручающие. Судите сами: в конце 1999-го года население России составляло 146 миллионов человек; к 2011-му году оно уменьшилось до 143 миллионов. В ушедшие нулевые годы три миллиона куда-то исчезли.

…Когда нулевые годы называют потерянным десятилетием, то имеется в виду, прежде всего, длинный перечень неудачных решений российских властей во главе с Владимиром Путиным. Сравнивают его правление со временами генсека  Леонида Брежнева, причём частенько сравнение идёт в пользу Леонида Ильича.

Брежнев умер спокойно, во сне, такую смерть принято называть счастливой. Но застой, как элемент жизни, вместе с ним счастливо не скончался. Застой лишь прервался на время, чтобы снова вернуться в потерянные нулевые.

Нулевые годы стали вотчиной историков относительно недавно. Для обывателя же события нулевых ушли на задний план давным-давно. У обывателя масса насущных забот. Он догадывается, что впереди маячит экономический кризис, неизбежным следствием которого станет бедность, его собственная. Как тут быть? А ещё продолжится политический застой. По крайней мере, один из участников тандема штурвал никому не отдаст. У Владимира Путина нет других вариантов, кроме как пожизненно сохранять status quo, публично обещая всех своих врагов мочить в сортире. «Нас правильный парень по жизни ведёт».  Любые перемены на политической сцене ему крайне невыгодны, а государство оказалось заложником его амбиций. От боярско-чекистского бедлама Россию может излечить только революция.