7. Ключ от Тридевятого царства

Ирина Гирфанова
начало: http://www.proza.ru/2011/12/15/690

Разбудил Свету душераздирающий вой. Она в испуге вскочила с жёсткой лавки и бросилась к окошку. Голубая занавеска на нём вздрогнула, словно под порывом ветра, и лёгкой бабочкой вылетела в распахнутое окно.   
- Ой! – вздрогнула Света. – Ну и чудеса! Чем дальше, тем всё чудеснее и чудеснее!
Она невольно отступила от окна, но вой на улице нарастал, и девочка выглянула наружу. От того, что Света там увидела, у неё перехватило дыхание и на глазах выступили слёзы.

Два здоровенных кота, выгнувшись дугой, стояли друг против друга и выдавали трели, позатейливее соловьиных. Шерсть у них на загривках поднялась дыбом, носы почти соприкасались. Прижатые плотно к головам уши и оскаленные острые клыки красноречиво говорили о серьёзности намерений. Длинные хвосты яростно виляли из стороны в сторону. Незнакомый чёрный гладкошёрстный кот смотрел горящими, как угли злобными красными глазами на пушистого серого, в котором Света сразу узнала Баюна. Морду Баюна девочке было не видно, но в том, что искры он умеет пускать не только шестью, Света не сомневалась!
- Это моя террррритория! – рычал чёрный. – Прррррочь!
 - Никто и не покушшшалсссся! – шипел Баюн. – Лишшшь страшшшное происшшесшшшествие привело меня сюда!
 - Эй, коты! – раздался резкий скрипучий голос бабы Яги. – Вы пошто озверели! Муркс! Так-то ты встречаешь гостей? Поди сюды!

Она, прихрамывая, вышла на крыльцо избушки, угрожающе потрясая длинной клюкой, зажатой в костлявом кулаке.
- Гостей? – недоверчиво бросил молниеносный взгляд на бабу Ягу чёрный кот. – Прррррррошшшшу прощщщения!
Он осторожно, бочком обошёл Баюна и присел у ног хозяйки. Баюн повернулся к ним и  увидел в окне Свету, скрючившуюся от неудержимого хохота. Она могла поклясться, что на его морде мелькнула радостная улыбка.
«Я понимаю, о чём говорят коты! – вдруг пронеслось в голове у Светы. – И я опять вижу!»

Девочка радостно выскочила навстречу старому другу, но наткнулась на сердитый окрик бабы Яги:
- Кто велел вставать? Ишь, шустрая какая! Ну-кось, скоренько на лавку!
Света покорно вернулась в избушку и прилегла на прежнее место. Следом за ней вошла, сильно припадая на левую ногу, баба Яга, за ней – Муркс и Баюн. Коты сели рядышком, как будто только что не стояли друг против друга, готовые к смертельной схватке. Баба Яга поймала удивлённый взгляд Светы:
 - Мой Муркс с Василисиным Баюном старые приятели-соперники! – пояснила она в ответ на немой вопрос Светы. Ещё узнаешь, что к чему. А пока сказывай-ка мне, дитятко, как на духу — здорова-ли? Довольна-ли?
 - Здорова! Довольна! Бабушка, на каждом шагу со мной происходят чудеса! Я понимаю, о чём говорят Баюн и Муркс! – радостно воскликнула девочка. – И я снова вижу!
 - Да, пришлось, ужо, мне повозиться! – проворчала баба Яга. Теперь Света могла хорошенько рассмотреть её. Именно такой она и представляла себе сказочную волшебницу – сгорбленную, с выбившимися из-под стягивающего лоб и завязанного на затылке платка седыми прядями, с длинным носом до подбородка. А ещё ввалившиеся коричневые щёки и косматые белые брови. Чёрные проницательные глаза смотрели так, будто видели девочку насквозь. Света поёжилась и спросила:
 - Бабушка, а что со мной было?
 - С тобой много чего было! Что именно знать желаешь, дитятко? - проскрипела ласково баба Яга.
Света, которая мгновение назад хотела только спросить, почему она снова видит, вдруг растерялась. Она вдруг поняла, что на самом деле её интересует всё! И то, почему она уже два раза теряла и возвращала зрение. И то, где она находится. И почему она здесь оказалась. И где её друзья. Приснилось ей, или на самом деле она видела лицо с зелёной бородой в чёрной воде, родителей, снег среди лета...
Пока девочка думала, с чего начать, баба Яга усмехнулась беззубым ртом:
 - Ты, голубушка, не торопись, соберись с мыслями-то! Ладно уж, слушай сюды. Значит так — глазки у тебя хорошие, здоровые. Просто дадено тебе, голубушка, видеть то, что не способны усмотреть другие люди!
- Как это? - невольно вырвалось у девочки.
- А так, дитятко, что есть у тебя дар видеть волшебный мир! Спервоначала-то ты утратила зрение от того, что оба вИдения внезапно заслонили друг друга. Думается мне, случилась в твоей жизни, Светоч, беда великая. Тогда-то и проявилась твоя особенность.
- Беда? Какая беда? Я ничего не помню, бабушка.
- Я не в силах узрить того, что с тобою приключилось, - баба Яга озадаченно сдвинула брови. — Водяной забрал твою память.
- Значит, Водяной на самом деле был? - упавшим голосом пробормотала Света. - И всё остальное тоже?
- И Водяной был, касатушка, и всё остальное тоже!
Света растеряно поморгала, наморщив лоб и жалобно произнесла:
- И я в Тридевятом царстве? Бабушка, что же теперь будет?
- Что дОлжно быть, то и будет, дитятко!Сдаётся мне – в первый раз взор твой омрачился не навсегда, а лишь на время. Тогда, чтобы прогнать слепоту, тебе надобно было  всего лишь самой понять, важно ли тебе видеть окромя того, что и все люди, ещё и неведомое им.  Да, только, дар твой открылся прежде времени! А вот во второй раз зрение твоё было похищено вместе с памятью!
- Но я же сейчас вижу!
- Как же тебе не видеть? Зазря что ли, я старалась! Только всё, что было в моих силах - это вернуть тебе  дар взирать на волшебный мир. Ну да, покуда ты находишься в Тридевятом царстве, остальное тебе видеть и ни к чему! А вот чтобы окончательно со слепотой справиться, придётся тебе, голУба моя, самой приложить немало усилий!

Света сидела, словно приклеенная к лавке. В какой уже раз она слышит, что оказалась в Тридевятом царстве. Она, конечно, верила в сказки, верила в чудеса и в волшебство, но попасть в сказку — это уже слишком! Может быть, ей всё это снится? Вот проснётся сейчас и услышит, как мама и папа беседуют на кухне. И никаких тебе старинных теремов и Тридевятых царств, никаких говорящих котов и бабы Яги. И ничего, что было там, посреди белой пустыни. Брррррр!

Девочка поёжилась и зажмурилась. Но когда она открыла глаза, ничего не изменилось — Муркс и Баюн по-прежнему что-то бормотали, сидя на тёплой печи. Чуть вздрагивала и равномерно дышала погружённая в дрёму избушка на курьих ножках. За окном на толстом суку сидела большущая, похожая на кота пушистая, ушастая и глазастая сова. « Угуня!» - машинально подумала Света. А баба Яга, после небольшой паузы, продолжала:
 - Отчего с тобой, Светоч, всякие чудеса происходят? А оттого, дитятко, что ты – долго жданная нами наследница Дажьбога и рождена быть берегиней. Я не вижу, что с тобой было в твоей пока недолгой человечьей жизни. А вот промысел твой открылся мне.  Ты и сама чувствуешь своё назначение, потому и винишь себя в том, что не уберегла матушку и батюшку.  Но вины твоей в том нету. У тебя своя судьба, у них своя! Не их ты призвана беречь, а Тридевятое царство! А в Тридевятом царстве как раз сейчас разброд и шатание! Властелин царства Нави Чернобог давно умышляет зло против людей. Мечтает он заледенить души людские, весь мир выхолодить! Однажды ему это уже удавалось — большую часть земли сковали тогда убийственные льды. Сколь тогда всего живого исчезло — не счесть! Однако спрятанный им в Чёрных горах огонь удалось вернуть. После таяния  льдов на землю обрушился такой потоп, что тоже всего сгубил немало! Вот и теперича, сдаётся мне, Чернобог похитил ключ от Тридевятого царства!
- Как похитил? - оторопела Света. - Что, ключ пропал? А как же Василиса? Что он с ней сделал? Ведь не могла же она сама так просто взять и отдать ключ!

Из небольшого отверстия внизу двери в избу деловито закатился колючий ёжик. Он громко протопал по половицам и расстелился под лавкой Светы мягким ковриком. Девочка онемела от удивления. Баба Яга однако не обратила на это никакого внимания:
- Не страшись за Василису, дитятко! Ничего плохого с ней не сталось. Она Полкана отправилась выручать!
- А что с Полканом? - Света растерялась. Новости и чудеса сменяли друг друга, не давая ей передышки. 
- С Полканом что, пока не ведаю! - отвечала баба Яга. - Я с тобою вот вожусь по великой просьбе Василисы. А ты, раз рождена быть берегиней, начинай действовать!
- Да я-то что могу сделать? - прошептала Света. - Что это значит - быть берегиней?
- То и значит, что беречь и спасать! А вот что ты можешь сделать, неведомо даже мне! Дабы узнать то, тебе надобно встретиться с Долей, а от меня твоя судьба сокрыта покуда. Ступай завтра на рассвете в чисто поле. Кликни три раза: - Где моя Доля? Услыша ответ, иди, куды сказано будет. Испроси, что надобно делать дальше. Коли получишь что - мне неси. А там уж я стану думать, как помочь тебе, да в какую сторонку тебя направить!

Видя, что Света окончательно запуталась, баба Яга улыбнулась:
 - Ах ты, дитятко малое, неразумное! Ступай-ка, погуляй, разомни косточки! - и окликнула грозно: — Коты! Проводите малышку, покажите ей места наши заповедные!
Муркс и Баюн с готовностью спрыгнули с печи и вмиг оказались на крыльце. Света вышла следом за ними. Избушка со скрипом опустилась, и девочка соскочила на землю. Коты встали с двух сторон.
 - Куда путь держим? - поинтересовался Муркс.
 - Куда хотите! - пожала плечами Света. - Я всё равно ничего здесь не знаю.

Они пошли по мягкой зелёной траве куда глаза глядят.
 - Муркс, - задумчиво проговорила Света. - Странное имя. Кто тебя так назвал?
Чёрный кот с гордостью посмотрел на девочку:
 - Это я сам себе псюфффданим придумал!
 - Вообще-то, правильно говорить — псевдоним! - поправила Света. -  Откуда же я это знаю? Не могу вспомнить… Вот честное слово, правильно – псевдоним! Где-то я уже слышала это слово!
 - Когда мы с Ягой ворота в Тридевятое царство в последний раз стерегли, по улицам бегали люди, с виду — чисто черти! В чёрной коже, с красными звёздами во лбу и со стреляющими огнём палками. Только что — бесхвостые! Народ деревенский звал-величал их комиссарами. Все их боялись и уважали. А сами они уважали какого-то Муркса. Вот я и решил, взять себе этот псюф, псив..., тьфу ты, не выговоришь! Вобчем, новое имя! А что, красиво. Ла-асково!
 - Это после того, как хранительница погибла? - уточнила Света.
 - Ну да! - неохотно ответил Муркс. - Когда старой хранительницы Лукерьи не стало, мы не сразу спохватились. Запорная сила ослабла и, покуда мы её восстановили, да заселились в пограничные хоромины, много неприятностеф фсяких произошло! В человечий мир пробрались двенадцать дочек-лихоманок Чернобога и Марены. Люди и без них брат на брата, сын на отца шли — виданное ли дело! А сёстры лихоманки добавили жару. Уж оне-то порезвились на славу! Еле-еле обратно к отцу-матери их вернули!
- И что, много бед людям лихоманки эти принесли? - Света ещё ничего не знала про революцию, изучая историю только по сказкам.
 - В разные времена немало, - вздохнул Баюн. - Да ведь и люди нам большой урон учиняли!
 - Какой же вам урон могли учинить люди? - удивилась Света. – Сами говорите – люди давно забыли, что вы есть на самом деле!
 - Забыли! - подскочили оба кота. – Да они нас просто выкинули из жизни! А кого не выкинули, очернили так, что лучше бы уж забыли!
 - Это ещё что! - протянул Муркс. - Это ещё куды не шло! Теперь некоторым из нас возвращают доброе имя. Что было две тысячи лет назад, вот то - страшно!
 - А что было две тысячи лет назад? - заинтересовалась Света. - Вы что, помните, что было две тысячи лет назад?
 - Как не помнить? - удивились коты. - Это же наша жизнь! Что было две тысячи лет назад? Мы, духи природы и люди, жили в едином мире, вот что было! Люди поклонялись нам, уважали! А мы помогали им выживать.
 - Не всегда, конечно! – хитро прижмурился Муркс.
 - И не все! - добавил Баюн. - Но всё же, меж нами было согласие. А потом пришёл князь-полукровка, вскормленный матерью чуждого рода-племени в дальних краях. Сам-то он  вовсе не верил ни в каких богов. Просто взял и  возвестил на своих землях веру, наиболее удобную для своего правления.
 - Возвестил? - взвизгнул Муркс. - Это называется - возвестил? Огнём и мечом выжег и вырубил всё, что мешало ему! Всех непокорных истребил! А кто выжить смог, уже никогда не стал таким, как прежде! Вот когда нас опорочили по-настоящему. А, окромя всего, ещё и украли заслуги героев наших и приписали их своим, новоявленным!
 - Да, - поддакнул ему Баюн, - Тогда-то и вынуждены были мы отгородиться от человеческого мира ворожбой да заклятиями, запереть ворота в Тридевятое царство на замок и ключ от него беречь пуще глаза. К радости нашей, кое-что удалось сохранить. Наши светлые солнечные праздники живут среди людей и по сей день, только под другими названиями.
 - А вы мне расскажете про те далёкие времена? - Света так заинтересовалась, что забыла на время о своих невзгодах.
 - Отчего же не рассказать, расскажем! - пообещали коты. - А теперь возвращаться надобно. Яга осерчает, без сметаны останемся!

Следующим утром Света поднялась вместе с солнцем. Она всё сделала так, как учила баба Яга — вышла в поле и громко кликнула три раза:
- Где моя Доля?
- Ступай к старому дубу, - после третьего раза послышался  далёкий женский голос .
- Что мне теперь  делать? - добравшись до дуба, девочка приложила обе ладошки к шероховатой грубой коре. Наверху, в листве, раздалось слабое шуршание, и к Свете по могучему стволу спустилась пушистая рыжая белочка. В зубах зверёк держал жёлудь. Света машинально подставила руки. Белочка, приблизившись, аккуратно взяла жёлудь в лапку, опустила девочке прямо в раскрытые ладошки и мигом взлетела вверх по стволу. А Света вернулась в избушку на курьих ножках.
Баба Яга взяла принесённый Светой жёлудь и положила на блюдце. Потом крутанула его три раза, и в комнате раздалось тихое пение:
 В её имени свет,
 Но в глазах света нет!
 В её сердце пожар,
 Но застыла душа!
 Её голос как мёд,
 Только кто разберёт
 Её странную речь?
 Но она лишь сберечь
 Сможет хрупкий наш мир
 В ей лишь ведомый миг!

 - Что это? - не поняла Света.
 - Чаво-то и я не пойму! - почесала затылок баба Яга. - Про имя и слепоту всё ясно. А вот что означает - что речь странная?
 - Если это про меня, то перед тем, как приехать в деревню к Василисе, я почти не говорила! Я так сильно заикалась, что меня никто не понимал! - проговорила Света.
- Ну, тогда другое дело! - обрадовалась баба Яга. Она помешала остывающие уголья в печи и прислонила кочергу к стене. Через мгновение кочерга чёрной змейкой сползла на пол и скрылась за стоящей в углу метлой. Света замерла с открытым ртом, глядя ей вслед. Баба Яга перехватила взгляд гостьи:
- Чернушка поразмяться решила. Вернётся скоро! Ну, да ладно. О чём это я? Да. Всё ясно с тобой, дитятко. Бери свой жёлудь и береги его, как зеницу ока! Он во всём поможет тебе и от беды спасёт. Положи в кармашек, и при надобности сожми в кулачке. Что дальше будет – увидишь! Да смотри, не потеряй! Подарок Доли приносит счастье. Потеряешь его — уйдет и удача! Теперича, слушай меня внимательно! Покуда ты ходила, я кое-что разузнала. Вернуть твоим глазкам способность видеть поможет живая вода. Но её заморозил Чернобог. Он же похитил Живу, а она одна может вернуть к жизни источник с живой водой. Запомни — рядом с источником живой воды бьёт и источник мёртвой воды. Различить их сможешь по тому, что мёртвая вода не замерзает. Прежде, чем разморозить живую воду, набери мёртвой. И мёртвую, и живую водицу принесёшь мне. Той водичкой  я смогу исцелить твои глазки.
 - Постой, бабушка, а кто такая Жива? Может быть, этот Чернобог давно убил её!
 - Что ты, милая, что ты! Силы природы соперничают, сменяют друг друга, зачаровывают и усыпляют, но всегда возрождаются вновь! А Живана, или просто Жива - богиня Жизни. Она родная сестра жены Чернобога Марены! Иногда, бывает, сёстры повздорят, но друг без друга они не могут! А Чернобог пользуется их размолвками для того, чтобы хоть на время выхолодить мир.
 - Так это что, бабушка! – дошло, наконец, до Светы. – Мне что ли надо идти к Чернобогу и Живу выручать?
 - Именно так, милая, именно так! - закивала баба Яга. - А ещё ключ от Тридевятого царства добыть. Без него тебе домой не вернуться! Я дам тебе клубок, он приведёт тебя к царству Чернобога. С тобой отправятся оба кота. Они помогут тебе на первых порах. А уж в царстве Чернобога тебе, касатушка, придётся самой справляться!

И не успела девочка сообразить, что к чему, как избушка на курьих ножках исчезла, и видит Света, что перед нею бежит вперёд узкая тропинка, словно нитка с клубка отматывается. А оба кота весело топают вдоль этой тропы и зовут её за собою.

продолжение: http://www.proza.ru/2011/12/16/482