Глава 7. По пути к океану

Владилен Николаев
 И вот четвёртый рейс нового научно-исследовательского судна со славным старым названием "Витязь". Судно направлялось в зону Антарктического циркумполярного течения, в район острова Кергелен, то есть на границу Индийского и Антарктического океанов.

Начальником экспедиции был москвич Л.М.Фомин, в своё время несколько лет проработавший директором Южного отделения. По приглашению Л.М.Фомина я и двое моих сотрудников (Анатолий Жильцов и Олег Прокопов) стали участниками этого рейса.

 Мы вышли из Новороссийска седьмого декабря. И в первую же ночь после выхода на судне, не проработавшем ещё и года, потёк сальник гребного вала. Вода внутрь судна не поступала, но слишком быстро утекало масло, заполняющее полость сальника. Ремонтироваться пошли в Варну. Конечно, на судоремонтном заводе в Варне никто нас не ждал.

 И первый ответ директора завода был: «Подождите до января.» Но тут на сцену выступили наши болгарские друзья – и недавние участники первого рейса «Витязя», и наши давние знакомые ещё по «Шелфу – Черномору». Они быстро нашли на заводе группу энергичных и умелых людей, готовых выполнить работы на «Витязе» без ущерба для плановой деятельности своего завода.

 Ремонт был закончен менее, чем за сутки. Причиной повреждения  сальника и, соответственно, утечки через него масла была горстка окалины, каким – то образом попавшей в сальник. Как это могло произойти? Как говорил мой хороший знакомый Слава Костенко: «И к бабке ходить не нужно.»  Привет от «Солидарности»!

 Уже семнадцатого декабря мы встали на якорь на рейде Порт – Саида в ожидании своего места в караване, идущем через Суэцкий канал. Рано утром следующего дня на судно прибыл откормленный надменный и беспардонный египетский лоцман.

 Вместе с ним прибыли два не менее упитанных и ещё более хамоватых прожекториста при прожекторе допотопной конструкции, а также пятеро довольно тощих, очень шустрых и откровенно жуликоватых матросов–швартовщиков при собственной весьма грязной шлюпке.

 Без этих, мягко говоря, нежелательных для нас помощников проход судну по Суэцкому каналу запрещён. Наличие же на борту такой команды отнюдь не гарантирует быстрого прохода. Лоцман разместился в каюте, предусмотренной проектом судна.

 Швартовщики оккупировали конференц-зал. А прожектористам, не пожелавшим жить вместе со швартовщиками, пришлось отдать судовую комнату отдыха.

 Устроившись с полным комфортом, вся эта компания, исправно четыре раза в день требовала бесплатного столового довольствия с обязательными «добавками», несколько раз в сутки совершала намаз, а остальное время спала или смотрела телевизор. И так – двое суток. Именно столько времени потребовалось нам в этот раз на проход канала. (Обычно хватает одних суток.) 

 Поздно вечером 19 декабря мы вышли из Порт – Суэца и вошли в Красное море. Можно считать, что экспедиция, наконец – то, началась. Развернули и испытали бортовую часть измерительной аппаратуры. На гидравлические кабельные лебёдки перемотали километры кабель-троса.

 На баке боцманская команда готовила семь комплектов автономных буйковых станций (АБС), которые мы должны будем поставить на полигоне в районе работ. На научном семинаре были заслушаны доклады ведущих научных сотрудников экспедиции, обсуждены программы работ как отдельных отрядов, так и экспедиции в целом.

 Бурлила общественная жизнь. Вечерами в салоне команды устраивались танцы, читались научно-популярные лекции, ежедневно демонстрировались кинофильмы, готовился новогодний «Голубой огонёк». И, конечно, состоялось главное празднество любого тропического рейса: праздник Нептуна. В день пересечения экватора был поставлен прекрасный костюмированный спектакль.

 Роль Нептуна исполнял 3-ий механик, Морской царицы – судовая бухгалтерша, Главного чёрта – боцман, Звездочёта – заместитель начальника экспедиции Женя Плахин.

 Полному обряду «морского крещения» - с протаскиванием через «чистилище», с погружением в солёную купель, с причастием доброй чаркой «витязёвки», с некоторыми символическими медицинскими процедурами – подверглось более двадцати участников экспедиции, впервые пересекавших экватор.

 Первым все эти процедуры, под злорадные вопли окружающих, прошёл первый помощник капитана (помполит).   

  Вскоре после входа в Красное море была обнаружена серьёзная утечка фреона из системы кондиционирования воздуха в помещениях судна, грозившая выходом системы из строя. После длительных поисков обнаружилось, что причиной утечки была перфорация трубки с фреоном, охлаждаемым в теплообменнике забортной водой.

 То есть фреон бесследно уходил в море. Найти место утечки удалось только после демонтажа теплообменника. А просверлить эти отверстия в трубке можно было только до сборки теплообменника, то есть на заводе. Привет от «Солидарности»!