Глава 7. Пожар на судне

Владилен Николаев
 Через полчаса Анатолий заскочил ко мне в каюту и с порога сообщил: «А на судне – пожар!» Считая это заявление розыгрышем, и не желая отвлекаться от своих занятий, я откликнулся не очень вежливо: «Иди отсюда поскорей и расскажи это кому – то другому. Может, поверит» Обиженный недоверием Жильцов удалился, но минут через пять вернулся со словами: «Ты всё – таки выйди из каюты хотя бы только в коридор и понюхай, чем там пахнет.» Я открыл дверь каюты. Пахло горелым. Вышел на палубу.

 Из машинного отделения судна, стоявшего на якоре с неработающим главным двигателем, поднимался плотный толстый столб чёрного дыма. Около задраенного входа в машинное отделение уже собрались члены аварийной команды. На палубе было много таких, как я, недоумевающих зрителей. На наших глазах столб дыма стал быстро светлеть и очень скоро из трубы машинного отделения вился только чуть заметный дымок.

 Два участника аварийной команды в изолирующих дыхательных аппаратах по приказу своего начальника открыли дверь и вошли в машинное отделение. Вернувшись через некоторое время, они доложили, что пожар потушен. По результатам расследования обстоятельств ЧП выявилось следующее.

 В машинном отделении работал один из двух вспомогательных дизель-генераторов, обеспечивающий все потребности судна, кроме движения. Вахтенные механик и моторист находились не в самом машинном отделении, очень шумном при работающем двигателе, а в комфортабельном помещении его центрального поста, где должны были по контрольным приборам следить за работой двигателя.

 Но они слишком поздно обратили внимание на прибор, указывающий на задымление машинного отделения. Злые языки утверждали, что моряки забыли о своих обязанностях, увлечённые просмотром порнофильма.  А тем временем под действием вибрации ослабла гайка крепления трубопровода, по которому в двигатель подаётся подогретое топливо. И солярка стала капать на раскалённый коллектор выхлопных газов.

 Так начался в машинном отделении пожар, причинами которого были неудачное расположение коллектора относительно места крепления трубки с топливом и одна слабо затянутая гайка. С опозданием обнаружив начавшийся пожар, вахтенный механик принял необходимые меры: герметизировал машинное отделение, включил автоматическую систему пожаротушения и вызвал аварийную команду. 

 На первый взгляд казалось, что беда невелика: сгорел всего один из двух вспомогательных двигателей. Кроме него есть ещё один точно такой же вспомогательный двигатель. В полном порядке остался главный двигатель, обеспечивающий, в конечном итоге, вращение гребных винтов.

 Но на самом деле, положение создалось совсем скверное. Как раз над сгоревшим двигателем была проложена толстая связка кабелей. По одному из них ток от генератора, приводимого в действие главным двигателем, подавался на электродвигатели, вращающие гребные винты,

 По другим кабелям ток от генераторов, вращаемых вспомогательными двигателями, подавался на все другие потребители электроэнергии. В этой же связке находились кабели, по которым осуществлялись управление  различными судовыми механизмами и контроль их действия. И почти все эти кабели были серьёзно повреждены огнём. 

 В результате судно сразу же лишилось всего: хода, возможности приготовления горячей пищи, тепла в каютах и лабораториях, освещения, возможности сохранить скоропортящиеся продукты в холодильниках и морозильных камерах. Неповреждёнными на судне остались лишь системы связи, локации и навигации, так как небольшая электростанция, питающая эти системы, располагалась вне машинного отделения.