Оловянно пластмассовые бои

Ольга Новикова 2
Как создать на столе пересечённую местность? Элементарно, Ватсон. Я вас научу. Берётся старое шерстяное одеяло, на котором мама гладит бельё, основательно комкается и бросается на стол. Это горный хребет с пиками и расщелинами. Потом голые скалы – форматные детские книги, непременно в картонных обложках. Их раскрывают на небольшой угол и ставят переплётом вверх. Чтобы сделать реку, нужно те же книги положить плашмя друг за другом. А форт можно сложить из доминошек.
Итак, ландшафт готов. Теперь мы делим солдатиков.
Я помню, что у нас было несколько неполных наборов. То есть, сначала они были, конечно, полными, но потом терялись, пропадали и ломались. Из пластмассы - большие красные, с винтовками - и маленькие зелёные, пограничники. Были ещё и оловянные, тяжёлые, литые. И два старинных воина – русский богатырь и ливонский, кажется, рыцарь. Забавно то, что безымянных солдатиков у нас не было – каждый имел постоянное имя. Большинство имён сейчас, конечно, позабылось, но вот что «рыцаря» звали капитан Тенкеш, я помню. Имя ему дал Лёшка, по какому-то киногерою, о котором я ничего не знала, но звучное имя мне понравилось.
Тенкеш, кстати, был общим любимцем. И чтобы избежать споров при дележе, мы поступали просто: «Тили-мили-били-ке, а тебе в какой руке?». Зажимается по солдатику в каждом кулаке, руки за спину, а другой хлопает по левому или по правому плечу – выбрал.
Дальше, собственно, игра. Половина солдатиков прячется. Я выхожу из комнаты, а Лёшка рассовывает своих солдатиков в складки одеяла, под «скалы» и за доминошные стены.
Я захожу, и мои воины устремляются на поиски спрятавшегося врага. Это опасно – из укрытия могут открыть огонь. Стрельба возможна тогда, когда ищущий солдатик оказывается на линии огня. В качестве снарядов – пуговицы. Мы их просто кидаем, но кидать нужно от того места, где прячется «стреляющий» солдатик. Попал и сбил вражеского солдатика – тот убит. Не сбил – легко ранен, может продолжать бой. Ищущая сторона, разумеется, тоже стреляет, если заметит укрывающегося противника.
Вместо пушек – катушки от ниток. Сейчас таких нет – нитки накручиваются на пластмассовые полые трубочки. А были деревянные с более тонкими перемычками и двумя «блинчиками» по краям – похожие на гантели. Подлиннее, и покороче – стало быть, и калибр «пушек» разный. Длинные мы называли гаубицами. Возможно, Лёшка и знал, что такое гаубица – я понятия не имела, но повторяла звучное слово за братом. И пушки, и гаубицы стреляли всё тем же способом – пуговицами. У нашей мамы их было много в металлической коробке из-под каких-то конфет, съеденных в незапамятные времена. На снаряды шли самые мелкие, из крупных получались танки.
Через реку полагалось переправляться на плотах. Плоты мы вязали из спичек ниткой. Несколько спичек вместе – «бревно», несколько «брёвен» вместе – плот. Сверху помещался зелёный пограничник – остальные, более крупные воины, на плотах не помещались.
Для них разрешалось делать бумажные лодки, и Лёшка милостиво снабжал таким флотом обе армии – мне по малолетству оригами в полной мере не давалось. Если лодка переворачивалась – а они переворачивались часто, нагруженные тяжёлыми оловянными фигурками – солдаты тонули.
Безымянных кораблей у нас тоже не было – на бумажных бортах писали чернилами названия.
Однажды нам пришло в голову устроить морское сражение в более, так сказать, приближённых к реальности условиях. Мы налили воды в ванну и спустили бумажные кораблики на воду. Конечно, не обошлось и без настоящего пожара на корабле. Ведь на этот раз в качестве снарядов мы использовали горящие спички. Ну, и добились желаемого. Запах горелой бумаги и плавающие в воде чёрные хлопья послужили уликой для пришедшей с работы мамы.
А теперь угадайте, кому больше попало?

P.S. На снимке не капитан Тенкеш - такого точно я не нашла, но похож. А вот остальные у нас были.