Карл Кристиан Константин Хансен

Улексия Миссосупова
Carl Christian Constantin Hansen, 3 ноября 1804, Рим – 29 марта 1880, Фредерикберг.
Датский живописец. Работал в разных жанрах: портрете, исторической живописи, писал пейзажи с архитектурными постройками и интерьеры зданий.
Константин родился в Риме в семье достаточно известного портретиста Ханса Хансена. Вскоре семья переехала в Вену, где мальчик был крещен, и его крестной матерью стала вдова Вольфганга Амадея Моцарта в девичестве Вебер (1762 -1842), которая после смерти Моцарта вторично вышла замуж за датского дипломата Георга Николауса Ниссена (1761 – 1826). Практически сразу семья Хансенов переехала в Копенгаген, где Константин провел свое детство. Первоначальное художественное образование юноша получил у своего отца - Ханса Хансена.
В 1816 году, в возрасте всего 12 лет, Константин поступил в Школу архитектуры при Королевской Академии художеств Копенгагена, намереваясь стать архитектором. Но все годы учебы его тянуло к живописи, поэтому Хансен перешел в класс Кристофера Вильгельма Эккерсберга и под его руководством работал с 1828 по 1833 год.
Примерно в это же время Константин потерял обоих родителей во время эпидемии тифа и остался единственным кормильцем для младших сестер. Чтобы прокормить семью, Хансен взял на себя окончание нескольких заказов, принадлежащих его отцу и оставшихся незаконченными, в том числе копии «Портрет коллекции дворца Фредериксборг» и декоративные картины для дворца Кристиансборг. Эта нагрузка абсолютно не мешала успехам в учебе.
В 1831 и 1833 годах Хансен удостаивался Золотых медалей Академии. Индивидуальный стиль портретной живописи был выработан художником уже к концу 1820-х годов. Он часто использовал в качестве моделей своих сестер и друзей, используя простые костюмы и позы, чем обеспечил картинам душевную близость и теплоту. Яркий пример такой комбинации естественного наблюдения с неоклассической идеализацией – картина «Сестры художника Сигна и Генритта Рединг с книгой» (1826, Копенгаген).Увлечение архитектурой воплотилось в серии ранних работ с изображением архитектурных видов Копенгагена и, в частности, замок Кронборг (1834).
В 1835 году Хансен получил двухгодичную стипендию для поездки за границу, которая потом по итогам представленных работ была продлена еще на два года.
Художник решил ехать в Италию, но на своем пути к родине Возрождения посетил Берлин, Дрезден, Прагу, Нюрнберг и Мюнхен.
В Италии Константин сразу же влился в колонию датских художников, которой покровительствовал скульптор Бертель Торвальдсен. Вместе с земляками Йоргеном Редом, Кристеном Кёбке и художником-декоратором Георгом Кристианом Хилкером Константин много путешествовал, посетил Неаполь и Помпеи.Подобно своему учителю Эккерсбергу, побывавшему в Италии в середине 1810-х годов, Хансен тоже любил писать римские памятники античности и Средневековья в пейзажах, тонко передавая красочные цветовые сочетания, наблюдаемые на натуре.
Среди известных работ этого периода - Храм Весты в окрестностях Рима (1837), Интерьер церкви Санта Мария сопра Минерва (1835—1843) и Храм Афины в Пестуме (1838).Колорит итальянской жизни передают многочисленные бытовые сцены народной жизни и известное полотно Хансена «Группа датских художников в Риме» (1837), на котором художник изобразил себя и шестерых своих современников – коллег.Картина была написана по заказу Общества художников Копенгагена и выставлена во дворце Шарлоттенборг на национальной выставке в 1838 году. В традициях немецких романтиков Хансен изобразил живописную панораму Рима, открывающуюся взгляду сквозь открытые двери балкона. После восьми лет, проведенных в Италии, Хансен в 1844 году вернулся в Данию, остановившись на обратном пути ненадолго в Мюнхене, где он изучал технику фресковой живописи. Поскольку Хансену совместно с его другом - декоратором Хилкером поступил заказ на оформление вестибюля Университета в Копенгагене. Эта работа продолжалась с 1844 по 1853 год и включила в себя 8 больших картин на мифологические сюжеты - Рождение Минервы, Прометей прикованный, Сотворение человека и др. Хансен писал сцены с мифологическими фигурами, а Хилкер оформлял декор и рамки. Это был первый большой монументальный труд в жанре фрески, который в течение долгого времени не применялся в Дании из-за климата.
В этой работе художник проявил хорошее знание античной архитектуры и интерьеров, которые изучал во время своих путешествий в Помпеи, Геркуланум. Еще в «римский период» Хансен познакомился с историком искусств Нильсом Лаурицем Хойеном, который очень заинтересовал художника литературой и мифологией. Поэтому, вернувшись в Данию, Хансен начал писать картины на мифологические сюжеты, пользуясь советами Хойена и основываясь на своих впечатлениях от античного Рима.
Одним из жанров живописи, которым успешно занимался художник, был также портрет.
Современникам нравились образы близких художнику людей, полные сентиментальности и наивной простоты - Портрет К. С. Моллер (1830), Портрет Г.Х.Андерсена, "Портрет Элизы Кёбке, с чашечкой в руках" (1850).
Девочка с чашкой Хансена
Улекса фон Лу
http://www.stihi.ru/2011/11/04/6269
Девочка с чашкой.
И не по-детски мудр взгляд,
мир отражая.

В поле ромашки...
В кресле с вязанием мать,
с кошкой играет.

Мир и наполнен, и пуст,
если нет мамы.
Сквозь смех - слез тайная грусть,
взгляд затуманен.

"Как сотворить чудеса,
чтобы все мамы
забыли бы о слезах?
Мир  - детский праздник!

Кольдинг - флажки и шары  -
праздник на море,
танцы и песни...

Порт в праздник - место для игр,
нет слез и горя,
с мамой чудесно!"

В 1846 году Хансен женился на дочери художника Кёбке - Магдалине Барбаре Кёбке (10 сентября 1825 - 1898) , дочери подполковника Нильса Христиана Кёбке. (В некоторых источниках жену художника числят дочерью художника К.Кёбке). В семье было тринадцать детей. Правда, четверо из них умерли в младенчестве, а один из сыновей – Ганс Христиан (названный, не иначе, как в честь Андерсена!), в возрасте девятнадцати лет погиб при кораблекрушении.
Одна из дочерей художника - Элиза, стала признанным художником, а другая – Кристина, известной ткачихой гобеленов.В 1854 году Хансен был назначен профессором в Академии художеств, но стал членом Академии только спустя десять лет - в 1864 году. Художник по-прежнему много времени уделял портретному жанру.Умер художник в 1880 году, в возрасте 76 лет.
По материалам блога - http://www.liveinternet.ru/users/2010239/post147826946/