Бенвенуто Челлини

Улексия Миссосупова
Бенвенуто Челлини - итальянский ювелир и скульптор, 3 ноября 1500 — 13 февраля 1571 ,
выдающийся итальянский скульптор, ювелир, живописец, воин и музыкант эпохи Ренессанса.
Челлини родился 3 ноября 1500 года во Флоренции, в семье землевладельца и мастера по изготовлению музыкальных инструментов. Бенвенуто был вторым ребенком в семье, появившимся на девятнадцатом году брака родителей.

Несмотря на желание отца, которому хотелось видеть сына музыкантом, Бенвенуто в 1513 нанялся учеником в мастерскую ювелира Брандини, где обучился способам художественной обработки металла. С этих лет начал участвовать во многих драках, особенно с другими ювелирами, отчего в 1516 и 1523 годах изгонялся из родного города. После скитаний по Италии осел в 1524 в Риме, где сблизился с верхушкой Ватикана. В 1527 участвовал в обороне Рима от имперских войск. После поражения римлян покинул город. В 1529 году вернулся в Рим и получил должность начальника папского монетного двора, которую занимал до 1534 года. Все его ювелирные произведения той эпохи (за исключением нескольких медалей) не сохранились - они были позднее переплавлены.
Солонка Бенвенуто Челлини
Улекса фон Лу
http://www.stihi.ru/2011/11/03/2116
Солонка - мир цельный, прекрасный и мудрый!
Земля - это женщина, Море - мужчина,
прекрасные ветры легки, златокудры,
день, ночь, вечер, утро на линиях длинных.

Прекрасные кони морские и храмы,
трезубец, ладья  - все для перца и соли!
"Без пищи не выполнить мне бы программы!" -
ваяния, лепки и стека невольник.

Из тысячи скудо солонка Челлини,
и золото вылилось в струи для формы,
венок из сонетов волшебных слов линий,
торжественный гимн первозданной природе!

Солонка Бенвенуто Челлини.

"...я изобразил море и землю, обоих сидящими, и они перемежались ногами, как иные морские заливы заходят внутрь земли, а земля внутрь сказанного моря; так точно и я придал им это изящество.
Морю я поместил в руку трезубец в правую, а в левую поместил ладью, тонко сработанную, в каковую клалась соль.
Под этой сказанной фигурой были ее четыре морских коня, которые по грудь и передние лапы были конские; вся часть от середины кзади была рыбья; эти рыбьи хвосты приятным образом переплетались вместе; над каковой группой сидело с горделивейшей осанкой сказанное море; вокруг него были многого рода рыбы и другие морские животные.
Вода была изображена со своими волнами; затем была отлично помуравлена собственным своим цветом.
Для земли я изобразил прекраснейшую женщину, с рогом ее изобилия в руке, совсем нагую, точь-в-точь как и мужчина. В другой ее, левой руке я сделал храмик ионического строя, тончайше сработанный; и в нем я приспособил перец.
Пониже этой женщины я сделал самых красивых животных, каких производит земля; и ее земные скалы я частью помуравил, а частью оставил золотыми.
Затем я поставил эту сказанную работу и насадил на подножие из черного дерева; оно было некоей подходящей толщины, и в нем была небольшая выкружка, в каковой я разместил четыре золотых фигуры, сделанных больше чем в полурельеф; эти изображали ночь, день, сумерки и зарю.
Еще там были четыре других фигуры такой же величины, сделанные для четырех главных ветров…» – так описана солонка в автобиографии Бенвенуто Челлини, замечательного итальянского скульптора и медальера:«ЖИЗНЬ БЕНВЕНУТО, СЫНА МАЭСТРО ДЖОВАННИ ЧЕЛЛИНИ, ФЛОРЕНТИНЦА, НАПИСАННАЯ ИМ САМИМ ВО ФЛОРЕНЦИИ» (если верить, что это произведение действительно написано им самим).http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-22965/

Мстя за брата, в 1531-34 Челлини убил ювелира, затем напал на нотариуса, после чего бежал в Неаполь, где опять лишил жизни еще одного ювелира за то, что тот плохо высказывался о Челлини при папском дворе. В 1537 был принят на французскую службу королём Франциском I, исполнив его портретную медаль. Снова попав в Рим, Челлини был арестован, обвинён в краже папских драгоценностей, однако он смог опять бежать. На воле мастер пробыл недолго: он вновь был заключен под стражу и, однако, после освобожден.

С 1540 жил при французском королевском дворе в Фонтенбло, где завершил работу над единственным дошедшим до нас ювелирным произведением, подлинность которого не подлежит сомнению - большой солонкой Франциска I (1540-43).

Во Франции мастер освоил технику бронзового литья, и с этой поры начал выполнять крупные скульптурные заказы. С 1545 по 1553 Челлини находился на службе у герцога Козимо I Медичи во Флоренции, где создал знаменитую статую Персея, держащего голову Медузы-Горгоны. Здесь он исполнил и ряд других скульптур, реставрировал античные произведения.

В 1556 Челлини опять заключили в тюрьму за драку с ювелиром, а в 1557, обвинив в гомосексуализме поместили на четыре года под домашний арест. Последним его значительным монументальным произведением явилось «Распятие». Под домашним арестом мастер начал писать свою автобиографию, ставшую жемчужиной его творчества.

Скульптор скончался 13 февраля 1571 года в родной Флоренции. Был похоронен с большими почестями в Церкви Благовещения.

По материалам из Википедии.