Норковый палантин

Светлана Новикова 20
               
Марина вздрогнула от неожиданности - телефон зазвонил резко и настойчиво. “Так поздно? Одиннадцать часов? Кто бы это мог быть? Уж не случилось ли что?” Она с беспокойством заторопилась в другую комнату, включила свет, взяла трубку и сказала удивленно: “Алло?”
- Маринка! Привет!!! Я тебя сразу узнала! Как здорово, что хоть ты никуда не переехала! А я всем звоню, звоню - все, как один, - сгинули.
- Кто это? - недоумевала Марина, пытаясь припомнить вроде бы знакомый торопящийся голосок.
- Как это кто? Марин, ты что?
- Ну, а все-таки, кто это говорит?
- Ира-Мыра!!! - раздался в трубке веселый крик. - Забыла что ли?
- Ирка?! Как ты меня нашла? - Марина обрадовалась своей школьной подруге. Они были “не разлей вода”.  За это их так в классе  и прозвали – «Ира-Мыра».
- Короче, я приглашаю тебя на банкет.
- Какой банкет? Ничего не понимаю. Расскажи хоть все толком. Мы с тобой так долго не виделись.
- Некогда мне рассказывать, еще 50 человек обзвонить надо. Банкет завтра, в двадцать один ноль ноль, в ресторане “Оливье”. Я за тобой заеду. Говори быстрее адрес.
 Марине было не до банкетов, но повидаться со школьной подругой через двадцать лет было очень заманчиво. Потом она очень пожалела об этой легко совершенной ошибке. А детские отношения потом, во взрослой жизни, ничего не значат - поиграли в дружбу и разошлись. Но Марине очень нужно было хоть как-то развеять свою печаль, становившейся уже невыносимой.
- Ира! У меня для банкета нет ничего подходящего. Сейчас мода очень сильно изменилась.
- А-а-а! Ты все такая же домоседка? И замуж, значит, так и не вышла?
- Не вышла.
- Дура! Я уже три раза замужем побвала и каждый раз очень счастливо. А ты все своего Кольку ждешь? Да он кроме своего автомата Калашникова ничего больше в жизни не любит.
Марина молчала и чуть не плакала. От Кольки давно не было никаких вестей.
- Надевай, что есть. Я тебе напрокат палантин дам, после банкета сразу вернешь. До завтра!
Бойкий голосок резко сменился короткими гудками. Марина положила трубку, села в кресло, вместо того чтобы идти спать. Разве теперь уснешь? “Зачем она так про Кольку? Все смеялись надо мной. Когда я ему в армию письма писала. А я его люблю.” Марина заплакала. Все так нелепо вышло. Никто же не ожидал, что жизнь станет резко другой. Все было готово к свадьбе. И продукты закупили, платье до сих пор в шкафу висит. Вдруг, за два дня до свадьбы Колька явился в форме.
- Повестка из военкомата пришла, - единственное, что сказал Колька. Обнял Марину так, как никогда в жизни.
- Жди меня! - прошептал и быстро ушел.
Так, с тех пор Кольку и носит везде. Марина достала последние письма, снова и снова их перечитала. « Любимая моя! Я всегда думаю о тебе и мне все легко. Моей жизни ничего не угрожает, я тебе честно говорю. Мы обязательно будем вместе, только не могу сказать, когда. Все будет хорошо. Любовь имеет неизъяснимую силу. Я каждый день читаю все твои письма и как будто ты здесь, рядом со мной. Об одно тебя прошу – не грусти. И разлукам приходит конец.»
 Марина решила, что на банкет не пойдет. Но на следующий день ровно в половине девятого вечера в дверь раздался такойже настойчивый и резкий звонок. На пороге стояла Ирка. Узнать ее оказалось легко - годы ее совсем не изменили, такая же худенькая, с такими же огонечками в глазах, только прическа под “чижика-пыжика”.
- Марина! Как я рада тебя видеть! - Ирка действительно была искренне рада и на Марину это подействовало.
- Ира! Я не пойду на банкет. Настроение у меня не подходящее, - неуверенно пыталась она остановить разволнованную подругу.
- Никаких разговоров! Вот палантин! - Ира достала из большого пакета норковый палантин, набросила на Марину и потащила ее к зеркалу.
- Красотища! Никто не подумает, что ты из бедных! - эти слова больно резанули Марину, но она, по старой школьной привычке сразу простила ее - Ирка всегда отвечала у доски, не подумав, чем смешила весь класс.
- Давай, что-нибудь темное надевай! Где шкаф? - Ирка торопилась и  Марина не успевала ей что либо возразить или объяснить. Оказавшись у шкафа, Ирка, не скупилясь на эпитеты, все стала выкидывать из шкафа на пол. Наконец, она обнаружила темное трикотажное платье.
- О! Давай по-быстрому! Туфли где? - Ирка носилась по квартире, как метеор. Коробки в прихожей тоже были все раскиданы с недовольным ворчанием.
- Надо же! Неужто импортные? - Ирка наткнулась на любимые Маринины туфли, которые подарил Колька, вернувшись из армии. Они сразу же пошли тогда на какую-то развеселую дискотеку и счастью, казалось, теперь не будет конца. Марина послушна надела туфли, палантин из норки окутал ее плечи. Стало тепло.
- Полюбуйся на себя! Зачем же ты свою красоту губишь напрасно? Ах! Бежим, опаздываем!
Ирка выпихнула из квартиры Марину, которая готова была расплакаться:
- Некогда сантименты разводить! Поехали!
Они бегом сбежали с лестницы, не прибегая к услугам лифта. У подъезда поджидала необычной формы иномарка.
- Вот, познакомтесь - Александр!
За рулем сидел крепкий мужчина их возраста, с приятным открытым лицом, не лишенным лоска хорошей жизни. Ирка снова затараторила:
- Саш! Представляешь? Это моя школьная подруга! Мы с ней двадцать лет не виделись! И она до сих пор не замужем! Придется ей помочь.
- Придется! - доброжелательно согласился Александр, аккуратно направляя, казалось, хрустальную машину в загадочное “Оливье”. Марине не понравилось., что Ирка  слишком решительновмешивается в ее судьбу.
- Ира! - строго одернула она подружку.
- Да ладно! Ладно! - Ирка не унималась, - Я читала в зарубежном журнале. У тебя - синдром выдуманной любви! Там отличные советы даны, как выйти замуж. Оказывается, ужиться можно с абсолютно любым человеком. Там полностью приведены все рекомендации. Если хотя бы одна сторона их будет в точности выполнять, семейная жизнь будет счастливой. Я всем своим подругам это говорю и все довольны и благодарны мне.
- Ира! Но, человек же - не машина! - попыталась отразить напор Марина.
- Какая тебе разница?
   Спорить с Иркой было бесполезно и Марина замолчала. Машина мягко причалила к тротуару. Ресторан оказался очень уютный, можно сказать, скромный. Было многолюдно. Ирину встретили дружным возгласом и даже аплодисментами. Ирка моментально преобразилась. Стала важной, спокойной, но паясничала ужасно, здороваясь направо и налево. Все расселись за столики. Начали говорить тосты, как только можно нахваливая Ирину и ее безграничную энергию. Все тосты заканчивались аплодисментами.
- Ира! А что у тебя за праздник? – тихонько спросила Марина.
- Не приставай ко мне! - злым шепотом ответила Ирина, не переставая при этом любезно улыбаться очередному поздравителю.
Марина попыталась встать и уйти.
- Куда?!! - Ирка схватила ее за руку и резко посадила на место.
Насторение Марины было окончательно испорченным. Она очень жалела, что проявила несвойственную ей слабость. Захотелось проверить, что же это за жизнь такая - с банкетами, иномарками, кучей поклонников? А для чего?  Здесь Марине все было чужое. Нет, она не осуждала этих людей - пусть живут, как им нравиться. Только сейчас еще сильнее она загрустила о Коле. Где он сейчас? Опять с боевиками разбирается? Звучала жизнерадостная музыка, гости танцвали. Ирина ловко меняла  одного партнера на другого. Каждый ее чем-то смешил и она весело смеялась. Народ постепенно терял  устойчивость от принятого алкоголя, но танцевать не переставали. Александр сидел напротив Марины и пытался создать атмосферу легкой беседы, но ничего не получалось. Вдруг за столик подсел изрядно опьяневший  молодой человек с недопитым бокалом:
- Девушка! Смените выражение своего лица! Вы нас осуждаете и это очень заметно!  Вы такая красивая в этой накидке! Вам очень к лицу. Меня, кстати, зовут Сергей! И я приглашаю вас на танец,  - с трудом проговорил он.
- Нет, я вас не осуждаю. Я просто в своих мыслях, - невозмутимо ответила Марина.
- В мыслях? - Сергей с большим удивлением произнес это слово и скорчил физиономию, - тем более! Я приглашаю вас на танец!
- Туфли новые, еще не разносила!
- А-а-а! Это другое дело! – И Сергей допил свой бокал, - Официант! Еще! – заорал он истошным голосом. Сразу подошли два его друга с бутылкой и уселись с двух сторон. Вся компания уже наизусть знала  программу Сергея и была к ней готова.
- Серег! Твое здоровье! – Сказал один. Разлили вино, выпили. Еще раз налили. Еще раз выпили. Серега зарыдал.
- Опять опоздали! – сокрушенно сказа один.
- Будь она пр-р-р-оклята, эта Амер-р-р-ика! – завопил Серега, перекрикивая музыку. Никто из гостей не обращал внимания.
- Будь проклята Америка! – ребята снова чокнулись и выпили.
Марина в ужасе встала.
   - Не уходите! – вдруг жалобно проговорил Сергей, - моя жена увезла моих детей в Америку, а меня оставила дом сторожить. Дети думали, что едут на две недели, составили список подарков  для меня и не знали, что они не вернуться. Я проклятая жена знала! И всех обманула. Я на Америку в суд подам.
Бокалы были снова разлиты. Выпили, снова налили.
- Вы знаете, на него алкоголь совершенно не действует, - спокойно проговорил друг слева, -  Вот уже как десять лет, и почти каждый день одно и тоже.
- Каждый день? – Марина была потрясена, - Каждый день – и вот так?
- Ага!
Сергей рыдал и стал сползать на пол.
- Ну, что, выводим?
- Выводим!
Друзья крепко держали Сергея и осторожно вывели его в фойе. Марина больше здесь находится не могла.
- Александр, вы отвезете меня домой?
- Да, отвезу.
В фойе на банкетке сидела полная женщина в возрасте, в длинном бархатном платье. В ее колени уткнулся  неимоверно пьяный Сергей, рыдая навзрыд. Она обнимала его, и ласково гладила по голове, что-то тихо причитая. Рядом стояли «телотоскатели», очень бледные, и курили сигарету за сигаретой. Марину в очередной раз охватил какой-то ужас.
Подъехав к дому, Марина не спешила выходить из машины. Такого позора она не испытывала еще никогда. Она очень жалела, что пошла наперекор своей интуиции – не ходить на Иркин банкет. Ей теперь предстояло признаться Александру, что на ней – Иркин норковый палантин, а не ее личный. Больше с Иркой она видится не собиралась, и Александр в этой ситуации – единственный подходящий человек, чтобы вернуть Ирке ее дорогую вещь.
Александр же расценил замешательство Марины по-своему:
- Вы не возражаете, если я у Вас до закрытия ресторана посижу?
- Хорошо! – Марина обрадовлась легкости случайно возникшего решения.
- О! У Вас – стиль ретро! – Александр не смог сдержаться, попав в несовременную и не модную обстановку, - А почему же Вы евроремонт не сделали?
- Зачем? – в свою очередь удивилась Марина?
Этот короткий вопрос Марины обескуражил Александра. «И правда, зачем все повально стали делать какие-то евроремонты, когда и без него можно навести в квартире красоту и уют?»
Но обстановка Марининой квартиры продолжала забавлять Александра, начиная от тумбочки в коридоре, покрытой вязаной ажурной салфеткой. И вот теперь на кухне было столько всего самодельного, что разбегались глаза. Особенно от вышитых полотенец, ярких красочных хваталок, резных подставок под кастрюли.
Чайник вскипел. Заварили крепкий свежий чай. В конфетнице на счастье окоазались шоколадные конфеты – племянница с подружками не успели все съесть. Пауза молчания уже достигла своего предела, и надо было что-то кому-то говорить.
- Марина! А знаете, я Вам завидую, - первым начал разговор Александр.
- Почему? – Марина не ожидала такого поворота, что разговор может стать проблемно-острым.
- Вы – хозяйка своей жизни, а я – нет!
- Что же Вам мешает?
- Долги.
- Много должны?
- Нет, долги, к счастью, не денежные. Я должен отработать услугу.
- Вот как? Кто же Вам так услужил что Вы никак не рассчитаетесь?
- И правда что! Вот если бы Вы мне сейчас этого не сказали, то мне бы так и не хватило решимости. Вы – интересный человек!
Марина напряглась и насторожилась: «Только не хватало мне этого интереса! Ну и ввязалась же я!»
Как это часто и бывает, что с чужим случайно встретившимся  человеком всегда легко откровенничать. И та проблема, которая сидит и мучает тебя столько лет, к которой  привык, с которой сроднился, кажется, что уже невозможно от нее избавиться, вдруг начинает при этой встрече высвечиваться совсем другими грянями, и вдруг теряется ее масштаб, ее давящая величина, и начинаешь понимать, что на самом деле все не так. Александр понял, что с Мариной можно пооткровенничать, излить немного душу. Потом он уйдет, и этот разговор раствориться.
- Дело-то несложное. Я лишился работы, от меня ушла жена.А тут еще и родители заболели. Я обратился к своему сокурснику, он – удачный бизнессмен. Отец его в Минфине в советские времена работал, а когда начало все сыпаться на глазах у всех, быстро сынка сориентировал. Он теперь из-за границы не вылезает, все экономические связи для свой фирмы налаживает. На работу он меня к себе не взял. «Ты слишком принципиальный!» Но с лекарствами для родителей помогал. Помните, у нас с лекарствами в начале девяностых было очень плохо?
- Да, помню.
- Да и говорит мне потом: «Иди, на менеджера учись и чтоб три языка знал. Тогда я тебя возьму».
- А Вы кто по профессии?
- Авиаконструктор! – Александр дал немного слабину и голос его прозвучал печально, но он быстро справился с собой.
- Вот как! Как же Вы в Ириной кампании оказались?
- Искал работу через всех своих знакомых. И один мой сокурсник с этой Вашей непревзойденной Ириной и познакомил. Сейчас я – глава фирмы.
- Чем занимаетесь?
- Косметикой торгуем! – безразлично ответил Александр
- Да! Для авиаконструктора совсем не подходящее занятие. А с самолетами что?
- Сейчас они никому не нужны. Все закупается за границей. Всякое старье. Подкрасят, подшлифуют, и никому нет дела, никакой ответственности. Будут падать – будут свои самолеты делать.
- Жестокое неразумие! – Марина была слишком далека от реалий современных тенденций.
- А жена к Вам вернулась?
- Нет. Она сразу за успешного бизнесмена замуж вышла, и все упрекала меня, что я сам во всем виноват из-за своей нерасторопности.
- А дети как же?
- Дети вполне счастливы. Они тогда маленькими были, ничего не понимали.
- А сейчас понимают?
- Я для них не существую.
Марину удивило то, что все это Александр рассказывал своершенно спокойно, даже равнодушно. Все давно уже было пережито, со всем он давно уже смирился. Ему удалось отстраниться от наглого диктата современных невыполнимых требований и новых обязательных устоев жизни. Не сказать, что он жил по течению. Просто как-то параллельно сосуществовал с этой непрошенной современностью, к которой вобщем-то мало кто оказался готов.
После такого откровения Марина перестала стесняться своего положения относительно этого злополучного норкового палантина.
Она принесла из комнаты большой пакет с ручками, уложила туда Иркин норковый палантин, и протянула пакет Александру.
- Что это? – Александр очень удивился от неожиданности.
- Вот. Отдайте это Ирине. Это ее палантин. Она мне напрокат на один вечер дала, и попросила, чтобы я ей потом срочно его вернула. Вы увидете же сегодня Ирину?
- Да, я сейчас поеду забирать ее из ресторана
- Вот и хорошо. Не потеряется.
- Не волнуйтесь, не потеряется.
- Я не ожидала, что мы с Ириной не вместе вернемся из ресторана. Вы ничего бы не узнали. А вот теперь Вы знаете, что на самом деле я – бедная, - Марина начинала заводиться.
- Это – не ваш палантин? А Вам так шло! – Александр остолбенел от удивления. Мимика его стала меняться. Марина заметила, что статус ее пошел резко вниз.
- Не мой! – Марине уже все надоело и ей было абсолютно безразлично, что сейчас подумает или скажет Александр.
- Вы идите… Ладно? – Марина опомнилась, все-таки она – хозяйка своего положения.
- Да! Хорошо! Спасибо за чай! До свидания! – Александр как бы пришел в себя, словно и не было никаких откровений, снова натянул на себя маску благополучного человека, и быстро ушел.
У Марины свалилась невероятная глыба с души. Весь этот нелепый невыносимо долго тянувшийся ужас наконец-то кончился. Она почувствовала, что снова стала сама собой, и легкость, ее привычная легкость снова к ней быстро вернулась.
«Ирка больше не позвонит. Я ей нужна была для количества.»
Но на следующий день Ирка позвонила в истерике:
- Дура! Ненормальная! Что ты наделала? И зачем только вообще я с тобой связалась. Я никогда не предполагала, что ты такая! Ты нам все испортила! – кричала она в трубку без остановки.
- Тебе палантин передали обратно? Все в порядке?
- Передали! В порядке! Ты что такого про меня Александру наговорила? – Ирка рыдала.
«Вот тебе новости! Опять я без вины виноватая!»
- Мы про тебя вообще ничего не говорили. Он о тебе очень хорошо отзывался. Он все больше про себя рассказывал, - Марина невольно поддалась иркиному напору и почему-то стала оправдываться перед ней.
- Дура! Ненормальная! Он закрыл фирму и исчез! Мы все остались без работы!
- А я-то здесь при чем? Слушай, Ира! – Марине хотелось как можно быстрее и окончательно закрыть эту историю, - Я тебя столько лет не знала, и знать больше не хочу. Разбирайтесь сами.
Ирка бросила трубку.
Вечером раздался звонок в дверь.
«Ну и влипла же я с этой Иркой! Не хотела я с ней встречаться и не надо было. Теперь замучает!»
Марина посмотрела в глазок – молодой незнакомый человек, в костюме, при галстуке, совершенно спокойный.
«Это еще что за новости?» - Марина решила отбиваться до конца. Она открыла дверь в ожидании очередного грома.
- Вам просили передать, - молодой человек протянул ей большую коробку и конверт, - До свидания.
Марина взяла странные посылки и закрыла дверь. В конверте была записка: «Я хочу, чтобы у Вас был свой норковый палантин. Вам очень идет! Александр».
Марина раскрыла коробку – там находился норковый палантин с ценником и чеком. Марина долго не могла разобрать количество знаков и не поняла до конца, сколько же оно стоит.
«Ну и дела! И что мне с этим палантином теперь делать? Мне и не нужно совсем. А Александра теперь не найдешь. Колька приедет – не поверит, разобидется насмерть… Светке подарю, с окончанием школы. Как раз для выпускного ей подойдет. Вот обрадуется!»

2014