5-XV О семиаксиях и литературные советы

Публий Валерий
                XV

  Незадолго до поездки в Амагальтус, что описана в первой книге, и через пару дней по переезду из ЛесБестий обратно в городской дом молодая домина читала краткие свежие послания от Гая. В них он ругает сибаритов – «не прими на свой счёт, сестричка» - сибаритов, продолжающих оставаться таковыми и на войне. «Где надо бы – клянусь Энио! – хоть на время позабыть о чрезмерной и неуместной роскоши и приглушить тягу к удовольствиям. Мы с друзьями, разумеется, тоже порой пьём лесбосское вино, но вечером (не раньше), по праздникам – вообще, когда позволяет служба…» Передаёт, как обычно, приветы от Гнея Сабина и Марка Силона, «крепнущих не только в боях, но и в борьбе с собственными слабостями и пороками…» О военной ситуации пишет в нескольких словах; подробнее в других письмах.

  «… Так, можно сказать, что Иудея во многом очищена от мятежников, и остался лишь последний очаг восстания – Иерусалим. В остальной провинции даже сами иудеи зачастую выдавали бунтовщиков (чаще последние – это какие-то бедные, если не сказать нищие… в общем, варварская чернь), понимая, что мятеж обречён и с римлянами лучше жить в мире. (А ведь мы у них даже не набираем солдат и не требуем поклоняться нашим Богам!)

  Что касается семиаксиев, которых здесь называют «христианами». Это мелкая секта, незначительная и невлиятельная, однако скрытная и не проводящая собрания публично. Тем не менее, варвары редко могут сказать о них что-нибудь плохое, наподобие того, что молва разносила о них в Городе, о чём писали вы с Квинтом ещё с консульства Г. Басса и М. Красса Фруги. Есть недовольные семиаксиями, но это ортодоксальные последователи других, более древних, направлений иудейской религии; у них тут между собой, похоже, серьёзные разногласия. Впрочем, я не сильно интересуюсь этим вопросом, о семиаксиях. Гней разделяет ваше мнение об их виновности в поджоге Города, а Марк Силон, узнав об этом вопросе, при случае беседует с иудеями на данную тему, затем рассказывает нам.

  О чём ещё хотел тебе сказать, милая Присцилла. По поводу присланного отрывка твоей книги. Вспомнил, среди прочих подобных (т.е. автобиографических) произведений, записки Божественного Юлия «О Галльской войне». Вернее, «среди прочих» эти книги – выдающееся произведение, на них можно равняться и брать за образец. Ибо Великий Юлий был ещё и весьма красноречив. Хотелось бы, дражайшая сестрёнка Муция,  чтобы и ты в своих записках в чём-то оглядывалась на названный труд. Хотя бы в том, что великий человек, со столь Могущественным Гением, скромно писал о себе в третьем лице…» Также Гай советовал меньше описывать наряды, причёски, косметику, предметы роскоши, сервировку стола и тому подобное. «… На этом завершаю своё послание. Да хранят тебя Блаженные Всевышние! Тебя, Квинта, Спурия и Марциану. Да будут услышаны все ваши молитвы!

                О, да исполнят Бессмертные Боги твои все желанья!»


Продолжение здесь: http://www.proza.ru/2011/12/14/1405


---------------------
1) сибарит – изнеженный любитель роскоши.
2) Гений – Божество-покровитель, у каждого мужчины. А также различных местностей и местечек: полей, полян и т.д.
3) О, да исполнят… – из «Одиссеи» Гомера, песнь шестая, стих 180 (пер. В. Жуковского).