И за что они нас ненавидят?

Владимир Ширяев
     Я возвращался из Москвы. Со мной в купе ехали двое мужчин - пожилой и молодой. Ехали они молча. У них были чрезвычайно мрачные лица.
     И все-таки, когда поезд уже приближался к Уралу, мы разговорились.
     Оказывается, это отец и сын. Отец везет сына с Украины.
     - Мы - из Челябинска, рассказывал отец. - Работали там на машиностроительном заводе, хорошо получали. А потом мой сынок женился на хохлушке. Я не возражал: если сыну хорошо, то хорошо и мне с матерью. Жили молодые с нами. Про супругу сына ничего худого я сказать не мог: работящая, тихая, уважительная.
     Но вот однажды сынок загорелся идеей - переехать на юг, на родину жены, на Украину. Противилось этому мое сердце, но - разве удержишь молодых силой? Уехали. А там, в Хохляндии, показали они моему сыну кузькину мать. За человека его не считали - ее отец, братья и сестра, да и она сама тут же стала на их сторону. Издевались над ним всячески, давали непосильную работу, били.
     Он дал мне телеграмму: "Батя, срочно приезжай!" И - сбежал из женинного дома. Жил некоторое время прямо в поле, ночевал в стогах. Я, как получил телеграмму, сразу, конечно, сел на поезд. Вот, везу свое чадо обратно.
     Во время этого рассказа сын не проронил ни слова. Лишь согласно кивал головой. Я спросил у него:
     - И все-таки, почему вас так возненавидела родня жены? Из-за каких-то личных качеств или просто за то, что вы русский?
     - Конечно, за то, что русский! - немедленно отозвался он. - Уж и не знаю, за что они нас, русских, ненавидят? А немцев любят. Мой тесть однажды сказал, что в его жизни были только два счастливых года - это время, когда в его доме жил немецкий штурмбанфюрер. Такой, по его словам, приятный мужчина...
    Я. наверное, узнал бы немало интересного об украинском тесте молодого человека и его немецком постояльце, но в это время послышался звучный голос проводницы:
    - Граждане, подъезжаем к Челябинску.
     А через много лет, читая статью Александра Солженицына "Как нам обустроить Россию", я вспомнил эту пару русских - сына и отца, - бесславно возвращающихся с Украины. В статье Солженицына утверждалось, что, даже если Советский Союз распадется, русские должны жить в одном государстве с украинцами. Ведь они с нами составляют единую нацию, одно целое.
     "Увы, и еще раз, увы, - подумал я. - Ничего не выйдет. Ибо никакого целого тут нет".
     И Беловежская Пуща вскоре подтвердила это.