Дальневосточный форпост России

Борис Шадрин
Дальневосточный форпост России

"Я уверен, что нет такого врага, который мог бы сломить нашу
твердыню Владивосток - оплот России на Дальнем Востоке"

герой обороны Порт-Артура,
комендант Владивостокской крепости
генерал-лейтенант В.А. Ирман
Приказ по Владивостокской крепости
и 4~му Сибирскому армейскому корпусу
24 июля 1912 г. № 271

Этапы строительства.
Во второй половине XIX века военная наука перешла на доктрину перевода крепостей в укрепленные лагеря, способные в случае нужды стать базой для действий полевой армии и укрыть эту армию при неудачах. Для этого вокруг прежней крепости, в радиусе 2—3 км, на командных высотах возводились отдельные укрепления — форты, которые взаимно поддерживали друг друга артиллерийским огнем. Эта система отдельных фортов вокруг общего ядра «открывала новую эру не только в фортификации, но также и в способах нападения на крепость, в ее обороне и даже в общей стратегии».
Такая крепость, имея ядро, защищенное от бомбардировки, была способна служить базой для полевых войск, а в случае необходимости и убежищем для нее; в то же время такая крепость, несомненно, была способна задержать значительные силы неприятеля и не позволить ему пройти мимо крепостей в глубь страны, тем более что осада ее требовала уже больших сил.
Первоначально стали создавать форты бастионной системы, а затем капонирной системы. После 1-й мировой войны 1914—1918 годов в связи с применением новых типов фортификационных сооружений (ансамблей, опорных пунктов и др.) форт как отдельное укрепление утратил значение и стал использоваться как часть укреплённого района.
История строительства и эксплуатации объектов Владивостокской крепости, уникального памятника военно-оборонительного зодчества, не имеющего аналогов в мире, яркое тому свидетельство. Еще город не был назван Владивостоком, еще не было пристани, к которой бы причалил транспорт "Манчжур", еще шумели вековые деревья на склонах пустынных сопок, а в окрестностях тигриные тропы не пересекались с дорогами людей, уже тогда, в июне 1859 года, пророческими оказались слова графа Николая Муравьева-Амурского: "Великолепный порт! Отсюда и владеть Востоком!". Произнося эти слова на борту корвета "Америка", обходившего южное побережье Уссурийского края России с изыскательскими целями, генерал-губернатор Восточной Сибири определил будущее Владивостока и его главных ворот - морского порта.

Владивосток конца XIX – начала XX веков занимал сравнительно небольшую территорию по северному побережью бухты Золотой Рог и его окрестностям, но его оборонительные сооружения уже в то время были размещены на площади, даже сейчас большей, чем зона современной городской застройки. Подходы к городу со стороны залива Петра Великого и вход в бухту защищал холмистый и покрытый лесом Русский остров. Укрепления, размещенные как по его периметру, так и в центре, образовывали южную границу Владивостокской крепости. С севера город прикрывали фортификационные сооружения, расположенные на высотах южного борта долины р. Седанка в 15-20 км от бухты Золотой Рог. Укрепления, сооруженные в различное время, имелись также и на высотах между главной линией обороны и центром крепости.
В 1889 г. Владивосток был официально объявлен крепостью. Однако военный министр генерал от инфантерии А.Н. Куропаткин из-за экономических соображений распорядился как во Владивостоке, так и в строящейся одновременно крепости Порт-Артур линии обороны расположить максимально близко к стоянкам кораблей и сделать их кратчайшими. Не доверяя местным инженерам, указывающим на очевидное несоответствие этого волевого решения главной задаче морских крепостей - обеспечить безопасное убежище для флота, построили форты Муравьева-Амурского и Суворова, укрепления № 1, 2 и 3 (позднее - форт Линевича), редуты № 4 и 5 и три люнета. Укрепления соединили между собой оградой в виде рва и земляного вала, которая тянулась от Амурского залива (район нынешней железнодорожной платформы "Моргородок") до бухты Тихой. Позднее на Русском острове возвели форт Русских на одноименной горе и укрепление № 4 (форт Поспелова) на Саперном полуострове. Кроме того, строились и перестраивались 23 береговые батареи.
В конце XIX столетия почти все деревянно-земляные укрепления заменили на бетонные.
В ходе русско-японской войны 1904-1905 гг. в срочном порядке пришлось строить батареи на побережье Уссурийского залива. Спешка была вызвана тем, что 22 февраля 1904 г. город и порт обстреляла японская крейсерская эскадра адмирала Камимуры. Японцы вели перекидной огонь из-за мыса Басаргина. Батареи Петропавловской группы, расположенные на п-ове Назимова, и Новосильцевская батарея на Русском острове не могли поразить невидимого противника, а Уссурийская батарея в районе Морского кладбища была вооружена мортирами и за недостатком дальности их стрельбы могла обстреливать только линию берега Владивосток.
После блокады и падения Порт-Артура крепость существенно усилили, вынеся на материке линию полевых укреплений на ранее намеченные рубежи, а затем продлили ее по высотам южного борта долины р. Седанка до побережья Амурского залива. На Русском острове создали береговые батареи и полевые укрепления на его юго-западном и юго-восточном побережьях. Гарнизон крепости был доведен до двух дивизий и резервной пехотной бригады.
Во время русско-японской войны крепость обеспечивала действия Владивостокского отряда крейсеров на морских коммуникациях Японии, являясь надежным убежищем для флота, и препятствовала расширению боевых действий противника на территорию Приморской области.
Наличие во Владивостоке крепости, меры предпринятые по её усилению в ходе войны, сделали невозможным захват японцами не только Владивостока, но и всего Южно-Уссурийского края, и позволили ограниченным силам русского флота не только укрыться под защитой её укреплений, но и проводить активные боевые операции. Японцы, понеся огромные потери при осаде и взятии Порт-Артура, уже не решались на активные действия против Владивостока.
В 1910-1916 гг. в крепости дополнительно построили форты № 1-7 и опорные пункты литер А, Е, Ж и З по южному борту долины Седанки от Уссурийского до Амурского залива, форты № 9- 12 на южном и восточном побережье Русского острова, вновь выстроили или реконструировали около 30 береговых батарей, возвели 23 противодесантных береговых капонира, тоннельные погреба, казематированный мясохолодильник на Первой речке, аэродром на Второй речке, свыше 200 км шоссированных дорог и множество других вспомогательных объектов.
К 1916 году, несмотря на готовность Владивостокской крепости 2/3 от проектируемой мощности она стала самой большой из существующих морских крепостей России. На территории более 400 квадратных километров было построено около 130 различных фортов, укреплений, опорных пунктов и береговых батарей, оснащенных 1 тыс. 400 орудиями. Взведенный форт N 2 был признан самым мощным пехотным фортом в мире. Расположенный на горе Варгина он занимает по площади территорию сопоставимую с территорией Петропавловской крепостью в Санкт-Петербурге. Длина его разного рода подземных и закрытых сообщений составляет более 3,5 погонных километров, а эхо в потернах слышно в течение нескольких десятков секунд. О надежности возведенных сооружений может свидетельствовать совершенно неожиданная проверка в условиях, соответствующих боевым. В группе пороховых погребов проекта 1910 г., расположенных в районе ныне печально известных артиллерийских складов Тихоокеанского флота на Второй речке, при пожаре в мае 1992 г., в непосредственной близости от этих тоннелей, где хранился запас артиллерийских взрывателей, взорвались десятки и сотни тысяч всякого рода мин, снарядов и пиротехнических средств. Однако благодаря продуманной системе естественной вентиляции и другим конструктивным особенностям этих хранилищ, температура внутри них поднялась лишь незначительно, а детонация от взрывов была погашена и содержимое тоннелей осталось невредимым.
Все укрепления Владивостокской крепости способны были обеспечить защиту даже при обстреле из 420-миллиметровых орудий. Форты проекта 1910г., хотя в основе их проектов лежит общее типовое решение "форт Величко", весьма своеобразны и существенно отличаются друг от друга. Их конфигурация точно соответствует рельефу местности, форма которой не нарушается, а огневые сооружения были рассредоточены на большой площади, что затрудняло пристрелку артиллерии противника.
Чтобы выполнить огромный, даже по нынешним временам, объем работ, использовались все последние достижения строительной техники того времени - механические перфораторы при скальных и тоннельных буро-взрывных работах, бетонные заводы и бетоньерки, камнедробилки, работающие на электричестве. Для доставки многих тысяч тонн песка, щебня и цемента на форты от железнодорожной станции Вторая речка была проложена специальная железнодорожная ветка, существующая и до настоящего времени. От нее на все форты от Амурского до Уссурийского залива устроили целую систему подвесных канатных дорог, фундаменты опор которых до сих пор сохранились в пригородном лесопарке. Подобные дороги были и на Русском острове. На строительстве работало до 12 тыс. вольнонаемных рабочих, специально законтрактованных в европейской части России. К 1914 г. гарнизон крепости к тому времени составляли: 4-й Сибирский армейский корпус (3-я и 9-я Сибирские стрелковые дивизии и 4-й Сибирский мортирный дивизион), Владивостокская крепостная артиллерия (1-й - 4-й полки) и Владивостокская крепостная саперная бригада. Вооружение только береговых батарей составляли более 200 орудий калибра 120-280 мм. Гарнизон крепости в XIX веке насчитывал 90 тысяч человек.
ВЛАДИМИР КАЛИНИН, действительный член Русского географического общества, член военно-исторического клуба «Владивостокская крепость», автор книги «Владивостокская крепость»: "Весь оборонительный комплекс, запасы оружия и продовольствия, уже во время первой мировой войны позволяли Владивостоку выдержать 2-летнюю осаду сухопутных и морских сил без помощи извне."
В годы первой мировой войны крепость лишилась своего пехотного гарнизона и части тяжелого вооружения, отправленных на Западный фронт. Во время гражданской войны она многократно переходила из рук в руки, однако штаб крепости функционировал исправно, имущество и техника на фортах охранялись. И только в октябре 1922 года под давлением командования японских войск было подписано соглашение о демилитаризации Владивостока. Владивостокская крепость, согласно этому договору была упразднена, и оставшееся вооружение демонтировали.
К концу 1920-х годов международная обстановка на Дальнем Востоке резко обострилась и полное соблюдение этого соглашения стало серьёзно угрожать безопасности советских дальневосточных территорий. Началась реконструкция старых береговых батарей, а немного позже строительство новых укреплений на подступах к Владивостоку. На смену крепости пришли укрепрайоны и сектора береговой обороны.
В 30-х гг. начала создаваться береговая оборона ТОФ. Данные сооружения служили надежным щитом для Дальнего Востока. Часть укреплений Владивостокской крепости вошли в эту систему оборонительных сооружений. На острове Русском строится одна из самых мощнейших батарей - батарея № 981 («Ворошиловская» батарея). До 1996 года эта батарея стояла на боевом дежурстве ТОФ, а с 1998 года на перепрофилирована филиал военно-исторического музея ТОФ.
В конце 1969 г., учитывая политическую нестабильность в отношениях с Китаем, советское правительство приняло решение о создании Владивостокского оборонительного района (ВЛОР), задачей которого являлась защита города и главной базы ТОФ в случае вероятных боевых действий. В общую систему обороны ВЛОР, как и в годы Второй Мировой войны, были включены и некоторые укрепления Владивостокской крепости. К началу 90-х годов ХХ века ВЛОР имел все необходимое для ведения упорной обороны подступов к Владивостоку. В конце 1993 г. Владивостокский Укрепрайон по решению руководства страны был упразднен. История Владивостокской крепости, как боевого фортификационного сооружения заканчивается 1997 годом.

Люди и судьбы.
Идея создания во Владивостоке крепости принадлежала заведующему инженерной частью Восточно-Сибирского военного округа полковнику П.Ф.Унтербергеру, известному, впоследствии, административному деятелю и исследователю Дальнего Востока. В 1877 г. во время русско-турецкой войны, когда возникла угроза разрыва отношений с Англией, военные инженеры Морской строительной части Сибирской военной флотилии подполковники Зотиков и Петропавловский спешно возвели, для защиты от десанта со стороны Амурского залива, земляные батареи на входе в бухту Золотой Рог на мысах Голдобина и Эгершельда, а также на мысе Бурный, в районе нынешней водной станции Тихоокеанского флота. Прибывший во Владивосток в 1878 г. Унтербергер признал эти меры явно недостаточными. Из-за отдаленности Владивостока от центра России и невозможности оказать ему быструю помощь войсками и снабжением, по его мнению, здесь нужно было возвести укрепления для круговой обороны и сосредоточить достаточное количество войск, артиллерии и припасов. Унтербергер предложил разместить береговые батареи на п-ове Шкота, мысе Голдобина, Назимовском полуострове и северной части Русского острова и возвести сильные укрепления временного характера на горе Орлиное гнездо и других высотах, непосредственно примыкающих к центру города. Само название "Орлиное гнездо" эта гора, именовавшаяся до начала 1880-х гг. "горой Клыкова", получила при строительстве укреплений в память обороны русскими войсками в 1877 г. горы Святого Николая в районе Шипкинского перевала, названной русскими Орлиным гнездом в честь ее героических защитников. Работы по строительству и вооружению оборонительных сооружений были проведены военным инженером капитаном В.П.Широковым. Места для береговых батарей Унтербергер выбрал настолько удачно, что через двадцать лет эти укрепления только перестроили из дерево-земляных в бетонные, но общая конфигурация береговой обороны осталась неизменной.
Дальнейшее развитие крепости связано прежде всего с именем ее первого начальника инженеров полковника К.С. Чернокнижникова. Он почти сразу же предложил возвести новую линию сухопутных укреплений на высотах к северу от Первой речки и к югу от р. Седанки, чтобы гарантированно обезопасить город и порт от обстрела осадной артиллерией. В 1897 г. по его плану начали возводить форты Северо-Восточный Северный и Северо-Западный, а также форт Южный на горе Русских (о-в Русский) и стали перестраивать береговые батареи из дерево-земляных в бетонные. Для обеспечения маневра войсками был построен закрытый от обстрела обоих заливов выезд из города (Центральная военная дорога) и канал через перешеек Саперного полуострова (о-в Русский)
В 1899 г. военный министр генерал от инфантерии Куропаткин направил на Дальний Восток известного военного инженера полковника К.И. Величко для составления на месте проектов новых крепостей.
В 1900-1904 гг. по его проекту под руководством начальника инженеров крепости полковника В.И. Жигалковского и строителя Владивостокских укреплений полковника С.Ф. Чижа были построены основные форты и укрепления Северного и Южных рубежей обороны
В 1910-1916 гг. крепость кардинальным образом усилили уже по проекту, разработанному коллективом военных инженеров под руководством инженер-генерала А.Л. Вернандера.
Владивосток оказался своеобразным полигоном для отечественной, а после 1918 г. и мировой фортификационной науки. Инженерные решения, найденные при проектировании его оборонительных сооружений, базировались на обобщенном выдающимся русским военным инженером А.В. фон Шварцем опыте обороны Порт-Артура и опередили время на одно-два десятилетия. Сам фон Шварц лично участвовал 1906 г. в выpa6oтке общей концепции развития крепости, для чего приезжал во Владивосток. Руководил постройкой известный русский военный инженер генерал-майор А.П. Шошин, начальник инженеров крепости и строитель Владивостокских укреплений.
С крепостью связаны биографии многих известных военных деятелей России. Так, после русско-японской войны во Владивостоке служила целая плеяда героев обороны Порт-Артура - генералы В.А. Ирман, Н.А.Третьяков, В.Ф.Белый и И.А. Тахателов, полковник Р.Ф. Зейц и другие. В свое время - во "Владивостокской крепости" проходили службу такие известные люди, как, Д.М.Карбышев, В.К.Блюхер. На Русском острове служил генерал Л.Г. Корнилов, специалист по этнографии и географии центральной Азии, Верховный главнокомандующий русской армии в 1917 г. и один из основателей белого движения. С крепостью связаны биографии известного русского военного летчика Петра Нестерова, знаменитого исследователя Дальнего Востока В.К. Арсеньева и многих других.

Крепость и современность.
Живая история Владивостокской крепости как единого организма в 1923 г. оканчивается и ее сооружения надолго погружаются во мрак забвения. Хотелось бы, чтобы наше время стало периодом возрождения крепости - хотя бы как туристического объекта, если уж не предмета нашей гордости.
B настоящее время, благодаря энтузиастам военно-исторического клуба "Владивостокская крепость", все сохранившиеся укрепления исследованы, и даже предполагается включить их в туристические маршруты. Первый шаг уже сделан: Эта единственная из русских морских крепостей, сохранившаяся в России с XIX века включена в список уникальных исторических памятников ЮНЕСКО. На батарее "Безымянная" открыт интереснейший музей, где можно узнать об истории как крепости, так и всего города. На территории музея проходят общегородские и общекраевые мероприятия с элементами воинских ритуалов: торжественное поднятие кайзер-флага, смена почетного караула, а также два раза в год торжественное принятие присяги воинами-тихоокеанцами. Музей "Владивостокская крепость" принимает на своей территории официальные делегации командования ТОФ, ФПС, руководства края из разных стран мира: США, Канады, Тайваня, Китая, Франции, КНДР и др.
27 июля 1997 г. из корабельного орудия, установленного на «Безымянной» батарее произвели первый в новейшей истории крепости полуденный сигнальный выстрел, чем после долгого перерыва была восстановлена традиция, существовавшая во Владивостоке с 1914 г. Традиция сигнального полуденного выстрела существует только в трех городах - морских крепостях России: Санкт-Петербурге, Калининграде и Владивостоке и была возрождена по инициативе нашего города. К сожалению эта традиция скорее всего будет утрачена, так как практически в арсеналах владивостокского гарнизона не осталось 57 миллимитровых холостых снарядов для единственной на Дальнем Востоке сигнальной пушки.
Еще в 1919 году известная английская газета "Таймс" писала: "Владивостокская крепость - лучшая из приморских крепостей всего мира, а сооружения ее являют собой чудо военно-инженерного искусства". Не только газетчики, но и специалисты считают Владивосток практически неприступной морской крепостью, вобравшей в себя все лучшее, что было накоплено фортификацией к началу XX века. Известно и то, что орудия Владивостокской крепости за ее более чем столетнюю историю ни разу не открывали огонь по врагу. Однако, как писал крупный отечественный военно-морской теоретик Н.Л. Кладо, "Приморская крепость, которой за всю войну не придется сделать ни одного выстрела, из-за того что неприятель будет считать для себя невыгодным вступить с ней в состязание, наилучшим образом исполнит свою задачу"
Это формулировка как нельзя больше подходит к цитадели на берегах залива Петра Великого.

P.S. Выложенные на сервере публикации «Восточный оплот» и «Восточный форпост России» являются кратким конспектом лекций-бесед рассчитанным на широкую аудиторию и подготовленым для создания фильма о Владивостокской крепости. Они дают лишь общее представление по истории Владивостока и Владивостокской крепости.
Тем, кого заинтересовала данная тема рекомендую ознакомиться:
• по истории Владивостока с книгами: «Эленора Лорд Прей. Письма из Владивостока (1894-1930)», под редакцией Б.Ингемансон; «Владивосток в фотографиях Меррилла Хаскелла (1919-1920), под редакцией Д.Анча и К; «Владивосток на рубеже столетий», под редакцией В.Трофимова;
• по истории Владивостокской крепости: «Владивостокская крепость», под редакцией В.Калинина; «По следам старых фотографий», под редакцией Г.Турмова; «Крепость России» (фортификационный сборник №3), под редакцией В.Калинина.
Все книги проиллюстрированы раритетными фотографиями, снабжены пояснительными текстами, чертежами и схемами, и отражают целую эпоху – драматической летописи жизни Владивостока конца XIX и первой трети XX веков.