Борьба со скукой

Олег Чеглаков
Жизнь – это борение. И в первую очередь со злом. Одной из разновидностей зла является скука. Она как гаситель огня удручающа. Серость и мрак – её образ. Нет привлекательности в скуке. Но люди живут в ней. И их большинство – тех, кто живёт не в радости, а в скуке. Но мало знать о таких человеческих странностях. Для нас важно раскрыть истоки этого неутешительного явления. Чтобы успешно продвигаться к намеченной цели – разгадке причин привлекательности и популярности в человечестве скуки, возможно, полезно будет подумать о чувствах, испытываемых при этом явлении.

Во-первых, при скуке замедляются все процессы, связанные с движением в нас энергии. Наше сознание как бы приостанавливается и скользит отвлечённо по извлекаемым из наших глубин картинам или обрывкам картин в случайном порядке. Это своего рода блуждания по закоулкам памяти, но именно блуждание, ибо оно бесцельно. Нет движения созидания и продвижения вперёд. Присутствует ощущение внутренней опустошённости. Цель и смысл жизни призрачны или отсутствуют вовсе и не зовут к будущему, которое только и приносит радость. Но если нет магнита радости, то по закону полярности действует противоположный магнит. Его задача гасить сцепляющий огонь и свет, как созидающее, скрепляющее и объединяющее начало. Происходит своего рода растекание и растворение. Но если нет движения созидательного и творческого, то движение растления, возникающее со скукою, вызывает необыкновенное чувство усталости от жизни, обречённости и бренности мира, что вписывается в схему жажды любви к саможалению. И вот здесь мы подошли близко к источнику появления скуки. Это жажда саможаления. Концентрация энергий на себя создаёт временную иллюзию и самообман любви. Гримасы несчастной жизни вызывают жалость и сочувствие  у окружающих, а потому от них скучающий напитывается энергией, особенно необходимой при её потере. Скучающий получает иногда даже больше заботы, сочувствия и поддержки, нежели общественно полезные труженики и строители.

Вторая причина – это образы литературных героев, неправильно истолкованные критиками от литературы и педагогами. Образ скучающего Печорина, презирающего уходящее, прогнивающее общество, в неопытных сознаниях выливается в образ, представленный как выражающий привлекательность размышлений о негодности, неустроенности и бессмысленности самой жизни. И здесь, в конечном счёте, расчёт также на сочувствие.

Безусловно, при сочувствии скучающие люди напитываются энергиями сочувствующих, но эти энергии всё равно не восполняют потери её от скуки. Магнит скуки один из самых сильных по разложению и опустошению, и потому есть зло. Нет, не будем восхвалять и призывать скуку. Призовём именно радость, радость неумолчного созидательного труда!

2007 г.