Дружба

Нина Изюмова
Посвящается Илье Хубулури

Василий Ливанов сказал в одном из интервью: «Перед камерой можно сыграть влюбленных. Дружбу – невозможно». Вдумаемся, почему это так?
 
Опытные в духовной борьбе с силами тьмы  подвижники  считают, что дьявол не может проникать в наши мысли, но он может догадываться, о чем мы думаем, благодаря тому, что большинство наших мыслей и чувств, помимо духовной составляющей, содержат еще и телесную. Вздохи, суженные в гневе или расширенные от удивления глаза, поджатые губы, скрещенные или упертые в бедра руки, стопы ног, развернутые и как бы бегущие прочь от собеседника – весь этот многообразный и выразительный язык жестов выдаст то, что хотели бы скрыть уста. Разумеется, хороший актер до тонкостей владеет этим языком.
 
Но, судя по высказыванию Ливанова,  этот прием не срабатывает, когда нужно изобразить дружбу. Отсюда следует очень интересный вывод: телесная составляющая дружбы отсутствует или исчезающе мала. Люди, знающие, что такое дружба, утверждают, что только с другом можно помолчать. Это молчание - вовсе не пауза в разговоре, а внесловесное общение  в духе, при котором достигается настоящее единение душ.
 
Когда после распада нашей великой страны, люди разъезжались, кто куда, и  разрывались не только экономические и политические, но даже семейные связи, узы дружбы сохранились. Я с радостью убедилась в этом, когда неожиданно мой компьютер «огласил колокольчик» скайпа. Это оказался мой давно уехавший Друг, с которым долгие годы не было почти никаких контактов. Он начал разговор со мной с той самой фразы, которая с утра неотвязно крутилась у меня в голове, а потом потекла беседа, как будто она прервалась полчаса назад.

 Таким образом,  дружба – явление сугубо духовное. Поэтому  Христос говорит своим ученикам: « Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями..." (Евангелие от Иоанна, глава 15, стихи 14-15). Нет выше звания!