Николай Федякин, ветеран войны

Виктор Ушаков Сахалинский
Бодрость и молодость духа
 


В День памяти и скорби мы снова вспоминаем начало Великой Отечественной войны. И тем ценнее для нас воспоминания ветеранов, которые принимали непосредственное  участие в тех далёких судьбоносных для нашей родины событиях. У нас ещё есть возможность видеть и слышать живых людей героической судьбы, на долю которых выпали нелегкие испытания и ратный труд во имя победы.
Им уже много лет, время берёт своё, но они ещё рядом с нами, живут среди нас. И с каждым годом их становится всё меньше.

Николай Иванович Федякин – один из оставшихся в живых – наш земляк. Ему уже 88 лет. 
Его выходной костюм украшен многими наградами, среди них – «Орден Отечественной войны». Правда, «За победу над Германией» до сих пор не получил.

И в мирное время его постигли невосполнимые тяжёлые утраты: пережил жену и двух сыновей. Из близких родных остались две дочери и сестра, которая всегда навещает и помогает по хозяйству.

Николай Иванович родом из Пензенской области. Призвался в армию в 1940 году. Службу проходил рядовым на Дальнем Востоке, на границе с Манчжурией. Жили в землянках, кругом голые сопки, ни одного деревца. Выучился на шофёра в Иркутске.

В мае 1941 года их воинскую часть перебросили эшелоном по железной дороге кружным путем через Алма-Ату (в целях конспирации) в военные лагеря в Тамбовскую область. И там уже встретил войну, принял первое боевое крещение, воевал, был ранен в голову, но не тяжело – хорошо, каска спасла.

Лечился в госпитале, в Воронеже - месяц. Потом перевели в запасной полк. Помогали собирать урожай в колхозе. Шесть месяцев прослужил в одной части, стояли под Курском. Ходил в разведку в тыл врага. Оружия на всех не хватало. Чтобы взять одного пленного - «языка» теряли 3-4 своих солдат. Ночами приходилось лежать на снегу, караулить. А немцы в хатах жили. Нелегко было – в то время фашисты  просто так не сдавались.

В 42-ом попали в окружение под Старым Осколом, враги взяли в тройное кольцо, прижали к озеру. Никак не могли прорваться, и в разведку не могли выйти. 
Попал в плен, был в концлагере. 50 человек за ночь умирало от истощения.

Сам не курил. А заядлые курильщики обменивали скудную пайку на махорку, сил у тех совсем не хватало, обессиленных расстреливали по дороге. Потом немцы более крепких из числа пленных стали брать на работы.

Освобождали их американцы. Из 2 тысяч наших солдат осталось 250 человек.

Прошёл Германию, Польшу, Чехословакию. После Победы возвращались домой через Румынию пешком в Молдавию, до Кишинева.

Потом направили в Черновцы, где находилась передвижная авиационная ремонтная мастерская - ПАРМ-3, перестраивать грузовые самолеты в пассажирские.
Демобилизовался в 1946 в звании замполит, вернулся на родину в Пензу, работал шофером. А родители «по вербовке» уехали в Приморье. Потом сам прибыл к родным в небольшой поселок на берегу Татарского пролива. Там и женился.
На Сахалин, в Невельск, приехал в 1950 году с семьей – было уже двое детей.

Устроился бондарем в порту. С 1950 по 1987 проработал в одной организации – Невельский морской рыбный порт - в автохозяйстве. Водил мотовоз, погрузчик, автокар, автокран.

Работали в две смены, по 40 тысяч тонн соли перегружали за смену. Погрузка – разгрузка судов, вагонов, работа на холодильнике с рыбопродукцией. Потом портальный кран построили. Работа кипела в те годы. Много наград, грамот и поощрений получил за трудовые заслуги.

В 1975 году вышел на пенсию, но продолжал работать шофёром в гараже. В итоге награждён званием «Ветеран труда».
Ему не безразлична судьба родного порта, и он полон оптимизма, что будут восстанавливать Невельский моррыбпорт.

Недавно получил квартиру в новом доме, в котором поселили ветеранов.
 
- Нас, участников Великой Отечественной войны, в районе осталось всего 30 человек. Многие уже неходячие, болеют, дома сидят. Недавно умер Дмитрий Григорьевич Ушацкий, участник войны, ветеран труда, заядлый рыбак, весельчак, танцор.  Дружили с ним.

Спасибо Вере Романовне Ивахно, председателю Совета ветеранов. Всегда звонит, интересуется здоровьем, помогает и опекает. Организовывает встречи, праздничные мероприятия.
Сейчас бы только и жить, да болезни не дают. У самого дома лекарств – целая аптека. А курить – не курю. Попробовал в молодости самокрутку из сухой травы – навсегда охоту отбило. Может, потому и дожил до своих лет, что не курил никогда.

И несмотря на различные хвори, не отпускающие его, Николай Иванович остаётся бодр духом, может и пошутить, и посмеяться над хорошей доброй шуткой.

Примечательное совпадение,он родился  8 марта. Поэтому в двойной праздник вместе с женщинами-ветеранами в качестве подарка, в приподнятом настроении, он берёт в руки любимую гармонь и поёт народные частушки своей малой родины – Пензенского края.

Удивительным образом они сохранились в памяти с далёкой юности и в его задорном исполнении слышались забавные фольклорные словечки и непривычные для слуха нотки и нюансы в окраске и тембре голоса. И понимаешь: это кладовая русской непознанной души с земли его предков.




22.06.2009