Материнство в Средневековой Франции

Ульяна Светачева
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ!!! Это не полноценная научная статья, а студенческая работа.
Была опубликована в сборнике научных трудов студентов.

Статья посвящена исследованию материнства во Франции XII – XIII в, а также вопросу, существовало ли с Средневековье понятие материнской любви.

Семья – один из важнейших, основополагающих общественных институтов, а потому служит объектом исследования различных дисциплин: социологии, психологии, истории и др.. Особый интерес представляют отношения внутри семьи: между мужем и женой, родителями  и детьми. По мнению ряда ученых, в современном мире мы столкнулись с кризисом семейных отношений. Рассмотрев модели взаимоотношений внутри семьи, существовавших на различных этапах истории, мы можем сделать выводы о тенденциях развития данного института и о его современном состоянии. В своем докладе мы бы хотели остановиться на вопросе: как строились отношения между матерью и ребенком (детьми) на примере семьи во Франции XII – XIII вв..
Для начала остановимся на положении женщины в обществе и семье, через призму которых мы будем рассматривать женщину-мать. Прежде всего, нужно отметить, что статус женщины был принижен. Она не могла конкурировать с мужчиной в военном обществе, негативная оценка женщин существовала в христианской морали, ведь на ней лежала основная вина за первородный грех. Из всех видов дьявольского искушения именно женщина была наихудшим воплощением зла.  Социальная активность женщины ограничивалась властью мужчины, которому она была обязана служить по установлениям канонического права. Понимание ее роли было неоднозначным: с одной стороны, согласно церковной догматике, она являлась носителем отрицательных качеств, с другой стороны женщина, находясь в зависимости от мужчины, являлась его помощницей, выполняла функцию матери или же сохраняла себя для служения Богу, оставаясь девственницей.
В XII – XIII веках мы видим некое повышение статуса женщин, что наиболее ярко отражает культ Девы Марии, расцветший как раз в этот период, подчеркивалось искупление греха женщин Марией, новой Евой. Подобная реабилитация женщин была следствием улучшения их положения в обществе.  За женщиной закрепились такие обязанности, как "ведение дома", непосредственное распоряжение питанием семьи и обеспечение ее одеждой, воспитание малых детей, культ умерших предков, сохранение родовых реликвий, поддержание в семье необходимого морально-психологического континуума. Роли матери и страдающей девственницы признавались достойными уважения и почитания.
Таким образом, несмотря на приниженное и зависимое положение женщины в средневековом французском обществе, в интересующий нас период ее социальный статус несколько повышается, происходит рост ее прав в домохозяйственной сфере, прежде всего это хозяйственно-административное управление и воспитание детей.
Теперь перейдем непосредственно к характеристике материнства и материнской власти во Франции. Материнство мы будем рассматривать как биологическое и социальное отношение матери к ребенку (детям).  В обязанности матери традиционно входят выкармливания и уход за маленькими детьми. В случае смерти матери уход за ребенком поручался женщине: родственнице или кормилице. О решающей роли матери в воспитании ребенка до 5-7 летнего возраста говорят этнографические и исторические данные.
Нужно отметить один важный момент. Материнство рассматривалось как одна из ипостасей женщины, гарантирующее ей то самое повышение статуса, а следовательно отказ от него был невозможен. Во Франции применение различных противозачаточных и абортивных средств считалось серьезным проступком, за которым следовали три года покаяния, а в случае повторения женщину отлучали от церкви, так как любое препятствие зачатию считалось убийством. 
Материнская любовь была спорным явлением. В литературе мы встречаем информацию, что обязательной нормативной установкой культуры она становится только во второй половине XVIII века.  Ф. Арьес писал что семья в Средние века выполняла свою функцию: передавала от поколения к поколению жизнь, материальные блага и имя, не слишком затрагивая чувственную сторону жизни.  М. Пастуро также отмечает определенное равнодушие к маленькому ребенку, и лишь в немногих источниках он находит изображение родителей, очарованных, умиленных или взволнованных действиями своих детей, не достигших возраста обучения.
Однако, обратившись к источникам, можно увидеть несколько другую картину. «Сын мой, сильно мне тебя хотелось увидеть! И вот вижу прекраснейшее создание, когда-либо выношенное женщиной; но мало мне радости от твоей красоты, ибо я умираю от тех мук, что мне пришлось ради тебя испытать». – Так обращается мать к Тристану.   В «Парцифале» Вольфрама Фон Эшенбаха встречаем следущие строки:
 «Он скрылся хмурым этим днем,
Как в материнском сердце рана
Смертельным вспыхнула огнем.
И, словно в сердце сталь вонзая,
Ее пронзила боль сквозная,
В груди дыханье заперла.
И Герцелойда умерла,
Страдая без родного чада.
Любовь спасла ее от ада.
И пусть посмертная хвала
Сей образ светлый окружает
И Герцелойду провожает
Наш вздох: «Ты матерью была!..»
То есть художественные произведения эпохи Средневековья рисуют нам  картину материнской любви, причем ребенок и привязанность матери к нему зачастую ставятся для нее причиной страданий. Вообще в средневековых источниках мы встречаемся больше с описанием не благодарности детей. А. Я. Гуревич приводит такие примеры: «Сын обманом лишил свою мать имущества, и выгнал из дому, куда привел себе жену» . Подобные рассказы о неблагодарных детях приводят проповедники. Говорили они и об обязанностях родителей. Обратившись к проповеди Бертольда Регенсбургского, мы видим несколько противоречивую картину – несмотря на то, что ребенок рассматривался им как объект родительских забот и любви, но при этом чрезмерная любовь к детям осуждается.  Но в общем ребенок не был предметом интереса и особого сочувствия. Отношения между родителями и детьми попадали в их поле зрения не ради них самих, а в связи с обсуждением каких либо более значительных проблем.  А. Я. Гуревич приводит следующий рассказ Этьена Бурбонского о суеверии, встретившемуся ему в местности Новиль неподалеку от Леона, характеризующий отношение матери к ребенку. Местные крестьянки приносили своих больных или слабых детей в рощу, выросшую на могиле святого Генифора, являющейся на самой деле собакой, по ошибке убитой хозяином. По преданию няня отлучилась от колыбели сына царя, на младенца напал змей, но ребенка защитил борзой, который убил змея. Во время борьбы колыбель опрокинулась. Вернувшаяся служанка, увидев окровавленную пасть пса, решила, что он загрыз младенца, рыцарь, недолго думая, зарубил пса. Тут же обнаружилось, что ребенок цел. Раскаиваясь в убийстве верного пса, рыцарь велел насадить деревья на его могиле. Крестьяне местности видели в нем покровителя новорожденных детей. Они обращались к этому «святому» при болезнях детей. Этот пример стал предметом всестороннего исследования Ж. Шмитта. Помимо магического ритуала в нем видят свидетельство материнской любви к новорожденным, озабоченности слабым здоровьем многих из них. Э. Леруа Ладюри сделал следующий вывод на материалах инквизиционного расследования в пиринейской деревне Монтайю: матери радуются рождению детей и глубоко переживают и оплакивают их смерть, между родителями и детьми существуют прочные эмоциональные связи.  Однако данный вывод вступает в противоречие с тезисом Арьеса о том, что средневековая цивилизация пренебрегала ребенком. А. Я. Гуревич объясняет это тем, что Арьес исходил из материалов, которые могут характеризовать лишь преимущественно верхи общества, а источники, исследованные Леруа Ладюри, относятся к крестьянству.  Почему происходит подобное разделение? Возможно, дело в том, что крестьянки, а также жены ремесленников, обычно сами выкармливают своих детей. А по тому матери из крестьянской среды имели более тесную связь со своими детьми с самого раннего возраста. В аристократических семьях же в младенчестве между ребенком и матерью вставала няня,  с которой он проводил большую часть времени.

  Ле Гоф Жак. Цивилизация Средневекового Запада/Жак Ле Гоф, пер. с фр. под общ. ред. В. А. Бабинцева; послесловие А. Я. Гуревича. – Екатеринбург: У-Фактория, 2005. – С. 347.
  Буланкова М. А. Ментальные стереотипы и образ знатной женщины в период утверждения церковного брака в Средние века: ;электронный рессурс;. / М. А. Буланкова. – www.gumer.imfo (24. 10. 2009).
  Ле Гоф Жак. Цивилизация Средневекового Запада/Жак Ле Гоф, пер. с фр. под общ. ред. В. А. Бабинцева; послесловие А. Я. Гуревича. – Екатеринбург: У-Фактория, 2005. – С. 347.
  Буланкова М. А. Ментальные стереотипы и образ знатной женщины в период утверждения церковного брака в Средние века: ;электронный ресурс;. / М. А. Буланкова. – www.gumer.imfo (24. 10. 2009).
  Холостова Е. И. Глоссарий социальной работы / Автор-составитель Е. И. Холостова. – 2-е издю – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К;», 2007. – С. 61.
  Кон И. С. Этнография родительства. Родительство как социокультурный феномен:  ;электронный ресурс;. – www.heuro.net.ru. – 24. 10. 2009
  Поньон Э. Повседневная жизнь Европы в 1000 году / Э. Поньон; Пер. с фр. Э. М. Драйтовой. – М.: Молодое гвардия, 1999. – С. 155.
  Кон И. С. Этнография родительства. Родительство как социокультурный феномен:  ;электронный ресурс;. – www.heuro.net.ru. – 24. 10. 2009
  Арьес Ф.Ребенок и семейная жизнь при старом порядке/ Филипп Арьес. – Екатеринбург, 1999. – С. 408.
  Пастуро М. Повседневная жизнь Франции и Англии во времена рыцарей круглого стола / М. Пастуро; пер. с фр. М. О. Гончар; Науч. Ред., коммент. и послесл. Т. Д. Сергеевой; Предисл. А. П. Левандовского. – М.: Молодое гвардия, 2001. – С. 41.
  Роман о Тристане и Изольде // Средневековый роман и повесть. – Москва: Художественная литература, 1974. – С.322.
  Вольфрам Фон Эшенбах. Парцифаль. / Вольфрам Фон Эшенбах // Средневековый роман и повесть. – Москва: Художественная литература, 1974. – С.322.
  Гуревич А. Я. Культура  и общество средневековой Европы глазами современников/ А. Я. Гуревич. – М.: Искусство, 1989. – С. 275.
  Гуревич А. Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства/ А. Я. Гуревич. – М.: Искусство, 1990. – С. 250.
  Гуревич А. Я. Культура  и общество средневековой Европы глазами современников/ А. Я. Гуревич. – М.: Искусство, 1989. – С. 263.
  Там же. – С. 266 – 267.
  Там же. – С. 267.