Злой рок звезды экрана

Алексей Курганов
На днях по ТВ опять показали комедию «Три плюс два» - и уже в который раз смотрел её с удовольствием. Всё-таки удивительны эти старые советские фильмы! Вроде бы наивные, вроде бы с совершенно непритязательными сюжетами, без всяких спецэффектов, я уже не говорю про выстрелы, взрывы, море крови, оторованные головы  и кишки на заборе (чего-чего, а уж этого «добра» в сегодняшних фильмах навалом!) – а всё одно берут за душу.
И, конечно, тогдашний, не сравнимый с сегодняшним, действительно ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ уровень снимавшихся артистов. Миронов, Жариков, Нилов, Фатеева, Кустинская:  все – ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ, а не «блатные», артисты, а это значит, умели подать себя именно ПРОФЕССИОНАЛЬНО, то есть, максимально выигрышно. Поэтому ничего удивительного в том, что «Три плюс два» моментально стала суперпопулярной картиной, а Фатеева и Кустинская так же моментально стали, пользуясь сегодняшним языком, настоящими секс-символами той поры.
И если из всей этой пятёрки трое – Миронов, Жариков и Фатеева – и дальше очень долго продолжали радовать зрителей своими актёрскими работами, то Нилов и Кустинская довольно быстро «ушли в тень». О Нилове я рассказывал в своих недавних текстах. Сегодня предлагаю поговорить о Кустинской. 

Кажется, Бог дал её всё, что нужно для успешной артистической карьеры:  родилась в семье эстрадных артистов, причём совсем не рядовых, и среди гостей в их квартире на Малой Бронной нередко бывали Клавдия Шульженко, Изабелла Юрьева, Лидии Русланова. Наряду с врождёнными актёрскими данными, Наталья с самого детства обладала просто-таки потрясающей внешностью (знакомые так и говорили: «С такой внешностью ей один путь - в кинозвёзды»). Поэтому ничего неожиданного не было в том, что по окончании школы, Наталья подала заявления в Вахтанговское училище и , одновременно, во ВГИК – и успешно прошла и туда, и туда. Выбрала ВГИК, была зачислена на курс великой МХАТовской актрисы Ольги Пыжовой – и уже на первом курсе снялась у Рошаля в «Хмуром утре» Дебют был успешным, о молодой актрисе заговорили.
А потом был фильм «Три плюс два», который сразу же стал всесоюзным хитом. Казалось, что раскрылись самые заманчивые перспективы, но случилось невероятное: Кустинская стала сниматься всё реже и реже. Почему? Это как раз тот редкий случай, когда можно винить самое настоящее роковое стечение обстоятельств. Так, например, могла сыграть повариху Тосю в «Девчатах» - и не сыграла (худруки Райзман и Ромм сказали, что для роли такой «замухрыжки» она слишком красива). Была приглашена  Гайдаем на роль «студентки, комсомолки, спортсменки» в «Кавказскую пленницу», но отказалась, потому что одновременно была заявлена в фильм Мотыля «Женя, Женечка и «катюша», но серьёзно заболела, и от роли пришлось отказаться. Лишь в 1966-м она снялась в главной роли в фильме своего мужа Юрия Чулюкина «Королевская регата», а потом была роль второго плана у того же Гайдая в «Иван Васильевич меняет профессию» и роль Полины Лахновской в сериале «Вечный зов».

Так что же всё-таки случилось? Почему одна из самых эффектных советских киноактрис как-то вдруг, разом исчезла  с экранов? Причина, увы самая прозаическая: творческая карьера разбилась о семейные неурядицы и проблемы со здоровьем. С первым мужем, названным выше Чулюкиным она рассталась после известия о его измене. Со вторым мужем, дипломатом, прожила всего два года,  и он не выдержал её флиртов с другими мужчинами. Третьим был космонавт Егоров, которого она отбила у своей «ненавистной подружки» Фатеевой (да-да, вот такой житейский поворот!) – и с ним тоже не заладилось. Как говорила Марина Цветаева, «в диалоге с жизнью важен не её вопрос, а твой ответ». Ответы у Кустинской всегда получались пугающе печальными: сначала неудачные браки, потом скончались её отец и мать, потом сама она получила серьёзные  травмы (сначала – открытый перелом берцовой кости, позднее – перелом костей основания черепа). При выходе из больницы узнала, что «отважный космонавт» не выдержал испытания временем и завёл себе любовницу. Тут же последовал разрыв семейных отношений.
Назло бывшему мужу Кустинская моментально вышла замуж за профессора МГИМО – и опять: четвёртый муж сломал плечо, во время операции ему занесли инфекцию и в 2002 году он ушел из жизни.
Не сложилась жизнь у сына Мити. Его наследник, внучок Натальи Кустинской, умер в шестимесячном возрасте, после чего сын развелся, впал в депрессию, и в 2003 году его обнаружили мертвым на улице. Врачи поставили диагноз «сердечную недостаточность», и только уже когда он лежал в гробу, она обнаружила у сына на голове большую рану…
Сегодня 73-летняя актриса живет одна, существуя на скромную пенсию. К ней, как, пожалуй, к никому более, очень подходит известная фраза : «Так скоротечна мирская слава…». Из былой благополучности не осталось НИКОГО, от былой красоты не осталось НИЧЕГО…