Дневник номер седьмой

Леонид Волков -Лео Лево
Итак, действо под названием: ВЫБОРЫ произошло.
Как бывший политик и еще действующий политолог я поставил перед собой несколько вопросов.
1. Что считаеть самым главным итогом выборов?
2. Как повлияли выборы на позицию власти?
3. Какая партия победила на выборах?
4. Как видится дальнейший ход событий?
5. Как отразятся эти выборы на ситуации в мире?

 На поставленные себе вопросы я  ответил такими  размышлениями.

1. Выборы, интеллигенция, слово

   На мой взгляд, самое интересное в событии российских выборов не сами выборы, и не их результаты, а то, что с приоткрывшихся на несколько часов  больших экранов заговорила и высказалась интеллигенция, в том числе самая что ни на есть средняя. В том числе и молодая, даже молодежная. От влияния на  политическую жизнь интеллигенция давно  устранена, а отчасти сама устранилась .  В этом одно из основных отличий России от Запада. Интеллигенция на Западе сегодня не дает демократии превратиться в охлократию - она же тирания. Политики, власть постоянно оглядываются на интеллигенцию.  В России все наоборот. Интеллигенция оглядывается на  политику,  на власть, либо служа ей, либо отрицая ее.  Реально влиять на нее она не очень умеет, и потому не очень хочет.
   Однако, попытка власти разыграть  маленький спектакль «приоткрытых» выборов показал, что кое-что у интеллигенции накопилось, и она готова этим распорядиться. И никакие  ужимки и уловки разных модераторов помешать этому не смогли. С больших экранов были сказаны слова, действие которых должно проявиться и уже проявляется. А слово – далеко не последнее оружие перемен в истории народов. Было, наконец, громко и ясно сказано о «сакрализации», т.е. обожествлении власти, как главной беде России. И стремление к выходу из чертова круга «сакрализации» прозвучало в разных вариантах во множестве выступлений. Мне это представляется более важным, чем все остальные стороны и результаты избирательной кампании. И важно, чтобы это было понято, в том числе молодежью. Уже ради этого стоит благодарить выборы.

2. Самоизоляция власти

   Наоборот, устроенный властью перед лицом народа и мира спектакль обнаружил чудовищное безвкусие и отсутствие чувства приличия у ее актеров. И это не могло пройти незамеченным. Дело ведь не в том, какие «партии» сколько голосов и мандатов получили. Уровень интереса "большой" публики к результатам  голосования не отличается от интереса к результатам средней руки футбольного матча. А вот безвкусица и  глупость, когда одной рукой вроде бы приоткрывают форточку свободы и гласности, а другой зажимают радио и  газеты, задерживают людей и явно неадекватно трактуют результаты – это даром не проходит. Ни в футболе, ни на выборах, где даже без поправок на коэффициенты фальсификаций очевидное  поражение «Единой России» с нелепыми минами и ужимками пытаются представить как ее победу.  Результат – очевидная самоизоляция «победителей», самоизоляция власти, последствия которой, однако, неоднозначны.

3. Победа «Яблока» и его будущее

    Но если уж говорить о партиях, то истинный победитель выборов – «Яблоко». Неважно, что партия не прошла  в Думу. На мой взгляд, это даже неплохо. Не надо этой партии даже одного грана официозности, в которую, мне кажется, очень хотела бы втянуть ее власть. В невероятных условиях запретительных барьеров и  давления, с  одной стороны; нелепого абсентеизма большой части либерального городского бо-монда, - с другой; партия собрала  более трех процентов (реально, думаю, много больше) голосов избирателей. Тем самым «Яблоко» показало, что оно есть реальная, а не фиктивная партия, и что она признана в качестве таковой значимым сектором избирателей. Я всегда достаточно критично относился к Явлинскому. Но эту кампанию он провел мудро, убедительно и  блестяще. Теперь важно не потерять направление. От него зависит многое. Уверен, что если партия  не наделает глупостей, то сектор этот теперь будет неуклонно расти. Ибо у «Яблока» особая ниша. Эта партия совсем иного типа, нежели те подобия политических партий, которые вошли в Думу.  При этом не принадлежит к внесистемной оппозиции, которая замкнута и тоже изолирована в своем стремлении перевернуть верхушку власти. В стремлении, не лишенном рыцарственного благородства, но по ряду причин для общества не очень убедительном.
  У партии «Яблоко» есть будущее, но не как у партии ради партии, а как у разумного ядра, организующего дальнейшее движение русского общества по цивилизационной тропе. Для этого, однако, да будет позволено мне сказать, этой партии и ее лидерам надо бы отстраниться от присущих ей черт снобизма и найти пути к сотрудничеству и объединению различных, в основном неформальных сил.  Думаю, что в стране есть почва для повторения в новых параметрах неформальных процессов, направленных на создание достаточно независимого от власти и от мифологии "государственничества" неформального гражданского общества.

4. Сценарии:

Путин: 
Несмотря на все речи о политике как «грязном деле», я убежден в том, что каждый крупный политик имеет свою мечту. Иначе – зачем? Деньги можно и другими способами обретать. Понять «мечту» политика очень полезно для анализов и прогнозов. Супермечта Путина представляется мне трехслойной.   
Путин не любит Россию и не живет в России. Он в своем внутреннем мире живет еще в кагебешном СССР и хочет выстроить для себя  хотя бы «малый СССР – РосССР». Лишь бы не Россию. Похоже, перед ним маячит соблазн императорской короны. Недаром изощренный клеврет власти Никонов в свое время разглядел в нем сходство с французским «принц-президентом» Наполеоном Третьим. Хочется, но колется, ибо понимает, как это рискованно. И все же, убежден, скипетр и держава, пусть как очень отдаленная возможность, перед ним  маячит,  и на его политику влияет.
Но есть и  третий слой. Раз супермечта не реализуется, – а она вряд ли реализуется, - все бросить и уйти, или же мстить «им»: интеллигенции, Западу, народу,  истории. Как Грозный, как Сталин.  Подобный сценарий не исключен. И он прежде всего обрушится на соратников, в  том числе на Медведева. Но это скорее всего – путь к концу.

Партии.

Думаю, что три «ручные» партии уже чуть-чуть почувствовали вкус к самостоятельности и попробуют его наращивать. У них правда нет ни реалистических программ, ни сколько-нибудь органичной идеологии.
• Не забавно ли, что главная «русская» партия возглавляется евреем. Я не знаю точно, сколько еврейской крови, то есть генов у Жириновского, но облик и  манеры его типичны для  местечкового еврея. При этом он очень артистичен, ловок и легко впрягается в образ «юродивого», что и нравится публике. Тем более, что около него можно и кое-что денежное заработать. Он уже однажды баллотировался в президенты. Однако, реального стремления к власти у «сына юриста»  не просматривается, как и нет у него реальной способности осуществлять ее. Но в его партии есть люди, которые хотели бы всерьез выйти на политическую арену.
• СР к реальной власти пока  тоже не стремится и взять ее на себя не может. Но и  там есть амбициозные силы,  готовые показывать характер по отдельным вопросам. Тем более, после определенного успеха на выборах. Все эти почти неизбежные телодвижения неумолимо будут форсировать  изоляцию и «десакрализацию» власти, о которой говорилось выше.
• Что касается КПРФ, то она, как партия, на мой взгляд, так  и останется в консервной банке своих немыслимо противоречивых «идей» и кадров. Одно дело протестное голосование за нее, и другое ее реальное влияние на политику. Ей нечего предложить.  И поэтому она будет повизгивать и приспосабливаться.
• На этом фоне я не исключаю и частичный распад фракции единороссов.  Одно дело пройти в парламент, а другое держаться жесткой дисциплины на фоне нарастающей активности других фракций и не всегда понятной и не вов всем приемлемой политики начальства.

5. Выборы и  мир
Очевидно, что внешний мир не остался равнодушен к российским выборам, расценив их в своем большинстве однозначно негативно. Вывод на экраны телевидения, - на древний маоцзедуновский манер, - хорошо известных зарубежных коиммунистов - симпатизантов Советского союза типа Джульетты Кьезе, от этого негатива не спасает. Точно также как грубая, в старом сталинском духе, отповедь, данная официальной Россией международной общественности и государственным деятелям других стран: не ваше, мол, дело. В современном мире такой реликт времен «железного занавеса» не проходит. Вместе с тем, по собственному опыту хорошо знаю, что есть на Западе немало политиков, которые предпочтут иметь дело с авторитарным хозяином «дикой» России (как и, скажем Египта или другой арабской ли, азиатской ли, африканской ли страны). Открыто они такого не всегда выскажут, но так думают и действуют. Им кажется, что курс Путина более предсказуем и выгоден, чем неопределенные устремления разных либералов. Но могут очень сильно просчитаться.
 
В общем, «приоткрытые» выборы прошли, не изменив расклада официальных политических сил. Но кое-что в России они изменили. Если в итоге пробудятся в массовой интеллигенции народнические настроения. Если хотя бы та часть народа, что не пришла на выборы, почувствует потребность и необходимость самим решать свои судьбы, а не прятать страусовые головы под покров государства, Россию еще может ждать настоящий, а не обсыпанный сусальным золотом подъем.