Байки, услышанные от старых летчиков

Станислав Сахончик
Случай с топорами

Было это в начале Корейской войны .  В одном из истребительных авиаполков
Тихоокеанского (а тогда  5-го флота) служил  командиром эскадрильи капитан Дмитрий Симонов. Он был опытным пилотом, окончил летную школу еще до войны  и вполне естественно, что командование послало его переучиваться с «Кингкобр» на МиГ-15 в первой группе дальневосточных  морских летчиков. Симонов был человеком немногословным, очень серьезным и обстоятельным, чем и выделялся в коллективе летной молодежи, все время  подшучивавших  друг над другом и устраивавших разные проказы. Авиация вообще веселый род войск, где субординация среди пилотов никогда не считалась делом  строго обязательным, а о человеке судили не по звездочкам, а по его делам.
Итак, группа дальневосточников на «перекладных» Ли-2 добралась до Ленинграда, где и был центр переподготовки морской авиации. Начались интенсивные полеты с инструкторами на УТИ МиГ-15, нагрузка была большой, но летчики не унывали. Не миновали шутки молодняка и Симонова. Он с пониманием к ним относился, хотя и не особенно одобрял.
Однажды, уже в конце обучения, когда через неделю им надо было лететь  обратно на своих МиГ-15 , к ним присоединили и группу  летчиков с Балтийского флота, которые должны были вместе с ними перегнать на Дальний Восток новые МиГи. Естественно, что никто из них раньше там не бывал, и они с интересом расспрашивали о тамошней жизни.
Тут-то Симонов и отыгрался. С самым серьезным видом  он рассказал разинувшим рот летчикам, что на их аэродроме, в Унашах, взлетная полоса прорублена в тайге, где полно тигров и медведей. Они терроризируют местное население, воруют с постов вооруженных часовых. Со стоянок самолетов до городка тоже надо добираться через дремучий лес. Потому-де офицеры ходят группами, с автоматами и топорами - пистолет ТТ против тигра бесполезен. А все местные жители поголовно, включая женщин и детей, ходят по улицам с топорами, потому что из ружья ничего с тиграми не сделаешь. Поэтому в Унашах и окрестностях топоры в жутком дефиците и за них всегда можно выручить много денег  или выгодно обменять на местную самогонку.  И продемонстрировал им  свой топор, который  недавно купил и хранил под матрасом в офицерском общежитии. Ленинградцы, хотя и были  ошарашены, но сделали соответствующие выводы.
Вскоре эскадрилья Симонова и группа перегонщиков с промежуточными посадками полетела на Дальний Восток. Когда самолеты сели на  металлическую полосу вполне благоустроенного аэродрома в Унашах, встречающие офицеры и механики  были ужасно удивлены, увидев вылезающих из кабин ленинградских пилотов, опасливо озирающихся и держащих в руках топоры. Кое-кто из наиболее предприимчивых прихватил с собой по нескольку штук. А из кабины головного МиГа вылез совершенно серьезный капитан Симонов и только искорки смеха  поблескивали в глубине глаз. Из других самолетов доносилось дружное ржание молодняка - не было сил выйти. То-то было в полку и  курилках окрестных  летных гарнизонов радости - умыли  питерцев.
А через несколько месяцев морской авиаполк убыл в Корею, где храбро дрался с американскими самолетами. На счету капитана Симонова к концу войны был один подбитый и два сбитых  «Сейбра». Без шуток...


Легенда о лопастях

Дело было так .В конце 80-х годов  из Грузии в Турцию перелетел на угнанном самолете Ан-2 курсант – выпускник Бугурусланского летного училища ГВФ. Самолет немного не дотянул до берега и шлепнулся в воду. Курсанта подобрали турецкие моряки-пограничники. Турки дали политическое убежище.Шум поднялся на весь мир. Соответственно по всем авиаотрядам  СССР был разослан грозный циркуляр с приказом о принятии неотложных мер по повышению бдительности и недопущению подобного.
Долетел этот циркуляр и до одного из дальневосточных аэропортов. Начальник АТБ с говорящей фамилией  Баранов собственноручно прицепил оный на доске приказов, добавив к нему собственный приказ, касающийся конкретных мер.
Баранов был из отставных замполитов и являлся неиссякаемым кладезем всяческих мудрых изречений. Например, рекомендовал при сигнале красной  лампочки о попадании стружки в масло - выкрутить лампочку. А однажды крепко обидел вертолетчиков с Ми-8, которые застряли на одном из таежных аэропортов из-за поломки одной лопасти винта. Из пяти. Дескать, Ми-2 летает на трех лопастях, Ми-4 спокойно висит на четырех, значит и эти на Ми-8 могут, но не хотят. И разнес их  на планерке с применением «непарламентской»  лексики. Механики и пилоты Ан-2  тихонько радовались.
Один из обиженных  молодых бортмехаников вертолетной эскадрильи, обладавший чувством  юмора, придумал, как досадить Баранову и развеселить приунывших вертолетчиков.
Втихую напечатал приказ  о том, что в целях  недопущения угона самолетов Ан-2  техническому составу необходимо после окончания рабочего дня  вывинчивать одну лопасть с винта  и сдавать ее военизированной охране. Лихо подделав подпись Баранова, он повесил приказ на доске под стеклом. Через час АТБ загудело.
Народ, зная  о незаурядных способностях начальника, все же был приказом ошарашен. Баранов же  с утра убыл на вертолете в один из дальних аэропортов и спросить было не у кого. Приказ есть приказ, и  механики с АН-2 уже успели свинтить  две лопасти и с матами потащили их в караулку ВОХР. Лопасти-то тяжеленные, в одиночку тащить неудобно.  «Вохряки», сами в основном бывшие летчики возмущенно отпихивались от них. Шум поднялся до небес. И только начальник авиаотряда, бывший у  караулки,  вышедши на шум, сумел разобраться в ситуации. Поняв, как их провели  механики «кукурузников» развили бурную активность по поиску шутников. Безуспешно. Над ними еще долго потешались, перепало славы и Баранову. А случай облетел все аэропорты Дальнего Востока.
Виновник произошедшего, искренне раскаиваясь в содеянном (винты-то надо было потом отбалансировать), сознался только через 20 лет, когда уже не было ни авиаотряда, ни самолетов. Бывшие пилоты и  механики его простили. За давностью лет…