Куда плывет Корабль дураков?

Инга Томан
     На Масленицу 1494 года в Базеле  появилась в продаже  новая книга   под весьма интригующим названием – «Корабль дураков».  Ее автором был  адвокат  Себастиан Брант.
   О том, как выглядит это славное судно,  базельцы имели представление:  в один из последних дней Масленицы  оно не спеша ехало по главной улице города, сопровождаемое другими кораблями и лодками на колесах, ярко раскрашенными повозками и толпами ряженых, наипочтеннейшее место среди которых  принадлежало шутам в раздвоенных колпаках с бубенчиками. Немало шутов было и на самом корабле. Они отчаянно  кривлялись и забавляли публику остротами, заставляющими одних хохотать, а других – скромно опускать глаза.
   Итак, название книги вызывало приятные ассоциации, а потому базельцы ее охотно раскупали, надеясь с ее помощью хоть немного скрасить  скуку Великого поста   воспоминаниями о веселом карнавале.
    Однако, открыв новую книгу, иные граждане были слегка разочарованы: автор не собирался ни шутить, ни предаваться радужным воспоминаниям  о масленичном разгуле. «Во имя исправления рода человеческого» – не больше и не меньше – вот для чего почтенный адвокат занялся стихосложением.
    Конечно, он не был совсем уж наивен и отдавал себе отчет в том, насколько трудна его задача: «Душеспасителные книжки  пекут у нас теперь в излишке, но, несмотря на их число, не уменьшалось в людях зло» (Здесь и далее перевод Л.Пеньковского).  Однако автор был уверен, что именно его произведение станет приятным исключением и действительно исправит род человеческий. Каким образом? Суть в том, что эта небольшая с виду книжка на самом деле  представляла собой огромную флотилию, сопровождаемую солидным эскортом из экипажей, повозок, саней и иных средств передвижения, известных в XV  веке. И вот это огромное скопление всевозможного транспорта, направляющегося в славную страну Глупландию, и называлось «кораблем дураков», с пассажирами которого Себастиан Брант  собирался познакомить своих читателей.  А дабы ни у кого не возникло соблазна, устав от нравоучений автора, отправить книгу на самую верхнюю полку, вне пределов досягаемости, Себастиан Брант счел необходимым в первую очередь  представить читателям  одного из самых известных пассажиров «корабля»  - почтенного библиофила, жизненное кредо которого гласит: «Я книги много лет коплю, читать, однако, не люблю. Мозги наукой засорять – здоровье попусту терять».
    Как видим, вполне прозрачный намек: раз уж купили книгу, извольте проштудировать ее от корки до корки, а иначе, нерадивые читатели, сами в нее попадете.  И приходилось беспечным бюргерам вместе со строгим поэтом-юристом  обходить весь «корабль дураков» и знакомиться со всеми  его обитателями, после чего они понимали, что никогда уже им не ступить на твердую почву, ибо «корабль дураков» - это целый мир, плывущий по бурным волнам житейского моря без руля и ветрил. Куда? Хорошо, если в Глупландию, а вдруг… Даже страшно выговорить, куда.
   Всем нашлось место на корабле дураков, где денно и нощно царит веселье и шум. А как же иначе? На его палубе полным полно студентов. «Не видя в книгах интереса, рад лоботрясничать повеса. Науку истинную в грош не ставит нынче молодежь», - считает Себастиан Брант. В жизнерадостной молодежной компании и немало профессоров, «чьи знанья куцые ничтожней их болтовни пустопорожней» и которые «своих студентов бедных учат, да и себя напрасно мучат». Кем же становятся выпускники вузов? Самые положительные находят службу в типографии, однако большинство предпочитает карьеру бармена: «Но кой-кому в шинке приятней пьянчугам подавать вино».
   Кто же все-таки виноват в том, что молодежь сбилась с пути? Только ли недобросовестные преподаватели? Главная вина, по мнению Себастиана Бранта,  лежит на родителях, подающих своим чадам  дурной пример. Судите сами, какой ужас творился в XV веке: даже женщины употребляли в разговоре ненормативную лексику!  «Теперь вести себя прилично не в моде стало, и обычно и женский пол, себя позоря, стал срамословить в разговоре», - возмущается Себастиан Брант. А как одевался прекрасный пол?  Об этом -  свидетельство того же автора: «Что сокровенным быть должно, то модою обнажено». Не лучше, по мнению поэта, была и мужская мода, направленная на то, чтобы максимально стереть различия между полами. Косметика, длинные волосы, всевозможные цепочки и цепи на шее – вот ее характерные атрибуты.
   Нравы тоже оставляли желать лучшего. Семейные скандалы и супружеские измены были в порядке вещей, процветало пьянство, и, хотя соотечественники Себастиана Бранта еще не знали  знаменитого русского напитка, неумеренное употребление вина и пива пагубно отражалось не только на кошельке, но и на здоровье. И это неудивительно.  В многочисленных торговых точках средневековой Европы продавалось обычно не натуральное, а поддельное вино, рецепт которого Себастиан Брант  весьма опрометчиво приводит в своей книге. Рассказывает он также и о том, как придать товарный вид любой шубе, независимо от материала и способа изготовления.
    Вследствие этих и других причин средневековые люди много болели, однако профессиональная медицина была не в чести.  Почувствовав недомогание, они не спешили обращаться к врачу, а пытались обойтись «домашними средствами».  Ученый эскулап призывался лишь тогда, когда становилось совсем худо. Однако от его услуг быстро отказывались, обнаружив, что прописанное лекарство  не лечит «все и сразу», и обращались к спасительной «народной медицине», которой Себастиан Брант сделал  красноречивую антирекламу: «Глуп, кто врача позвал, но сразу, врачебному не вняв наказу, идет, поверив ложным слухам,  к невеждам – знахаркам-старухам. А те травой и наговором и прочим ворожейным вздором  его отправят прямо в ад, в чем  сам он будет виноват».
   Столь популярная ныне астрология  пользовалась авторитетом и во времена Себастиана Бранта: «Глупцов безмозглых предсказанья мозг обрекают на терзанья. Ужель в созвездьях разберешь, какой хорош иль нехорош  для купли день иль для продажи, иль для строительства и даже для объявления войны, и для женитьбы, между прочим,  и для всего, о чем хлопочешь?»
   Может сложиться впечатление, что пассажиры «корабля дураков» - это одни бездельники. Но нет! Они трудились не меньше нашего и так же, бедняги, бегали с работы на работу. Правда, в  отличие от нас, средневековые люди  вечно всюду опаздывали и совершенно не справлялись со своими многочисленными обязанностями.  «Кто много должностей имеет, ни на одной не преуспеет. И тех, кто служит там и тут, и там и тут напрасно ждут», - считает Себастиан Брант.
    Разумеется, к нам это совершенно не относится, однако уверены ли вы в том, что «корабль дураков» принадлежит исключительно истории литературы и, уплывая медленно, но верно в туманную даль, когда-нибудь совсем скроется из виду? Куда, собственно, вообще движется эта невообразимая флотилия, у многочисленных капитанов которой нет  ни компаса, ни часов, ни календаря? От нас или к нам? В туманное прошлое или в светлое будущее?

Томан Инга. Праздничные встречи. Христианские праздники в немецких традициях, литературе и искусстве. М., 2006
Московская немецкая газета, 2004, №3