я и жизнь. подростковый возраст

Нонна Незлобина
    Я  в  школе!  Первый  день  в  первом  классе.  На  следующий  день  учительница  жаловалась  моей  маме:
    - Объясните  дочке,  что  на  уроках  нужно  сидеть  тихо  и  слушать,  что  говорит  учитель.  Ваша  дочь  во  время  урока  достала  бутерброд  и  стала  его  есть.  На  моё  замечание  ответила,  что  ей  скучно  слушать  мой  урок  и  что  лучше  она  поест.
Вряд  ли  моей  маме  удалось  убедительно  объяснить  мне,  где  и  почему  я  была  неправа,  но  вести  себя  на  уроках  я  стала  более  осторожно.  Научилась  читать. Это  было  так  интересно,  так  невероятно!  Я  читала  везде:  во  время  уроков,  но  не  то,  что  надо  было  по  программе,  на  улице,  налетая   на  прохожих,  дома,  когда  нянька  Мария  Ивановна  засыпала,   а  мама  ещё  не  пришла  с  работы.

    Мама  приходила  часто  поздно  домой  и  я  весь  день  проводила  с  нянькой,  которая,  как  мне  казалось,  терпеть  меня  не  могла.  Мария  Ивановна  была  родом  из  очень  богатой  кулацкой  семьи  и  не  умела  ни  читать,  ни  писать.  Я  впервые  увидела,  как  вместо  подписи,  человек  ставит  крестик  в  документе.  А  читать,  писать  -  этими  глупостями  в  её  семье  заниматься  было  некогда:  большое  хозяйство  - сотни  уток,  гусей,  коровы  и  ни  одного  работника  со  стороны!  12  человек  детей.  С  двух  лет  дети  начинали  работать.
    - Как  можно  работать  в  два  года?  - удивлялась  я.
    - Можно  налить  воды  уткам  и  гусям  и  курам,  зерна  им  насыпать.
Всю  семью  моей  няньки  сослали  в  Сибирь,  конфисковав  их  имущество.  Как раз  перед  этим  кошмаром  шестнадцатилетняя  Мария  Ивановна  по  совету  знающих  людей  и  просьбе  папы  с  мамой  срочно  вышла  замуж  за  какого-то рабочего  в  результате  чего  её  не  тронули,  не  сослали.  Но  муж  её  погиб  на  войне  и  осталась  она  одна,  и  зарабатывала,  как  могла.
Марие  Ивановне  было  непонятно,  как  можно  целый  день  сидеть  с  книгой  или  болтаться  с  друзьями  на  улице.  Дома  всегда  есть  много  дел  и  их  надо  уметь  быстро  и  хорошо делать.  Не  раз  нянька  гонялась  с  лозой  в  руке  за мной  по  двору,  пытаясь  приобщить  меня  к  нормальному  труду.  А  я  убегала  к  друзьям  и  мы  лазали  по  заборам  и  деревьям,  в  жаркие  дни  воровали  арбузы  на  бахче,  купались  в  пруду  и  скакали  на  лошадях,  наслаждаясь  беспечной  почти  деревенской  жизнью.

    Школьная  жизнь  не  обременяла  меня: я  училась  без  особых  усилий,  в  основном,  на  четвёрки.  Только  много  лет  позже  мама,  засмеявшись,  сказала  мне,  что  в  те  голодные  годы  она  была  замдиректора  Донрыбкомбината  и  четвёрки  мне  в  школе  ставили  не  потому,  что  я  хорошо  училась,  а  потому,  что  мама  могла  привезти  учителю  в  благодарность  хорошей  рыбы!  Конечно,  мама  понимала,  что  это  было  неправильно  недопустимо,  но  я  так  тяжело,  так  опасно  болела  до  своих  трёх  лет,  что  мама,  защищая  меня  от  переутомления  и  усталости,  пыталась  помочь  мне,  просто,  выжить!  Но  я  узнала  всё  это  много  позже!

    Уже  мне  двенадцать  лет.  В  теплые  вечера  юноши  и  девушки  ходили  гурьбой  по  моей  улице  и  пели  разные  душевные  песни:
             "хороши  весной  в  саду  цветочки
               ещё  лучше  девушки  весной..."
Со  странным  тихим  восторгом  слушала  я  эти песни:  я  была  почти  уверена  - это  для  меня  поют,  обо  мне  поют! Ведь поющие были такие взрослые им было ,наверно , лет по двадцать и , конечно , у них подобные мысли и чувства  давно позади!

Подружилась  с  очень  хорошей  большеглазой  девочкой  Таней,  дочерью  директора.  Не  помню,  чего   он  был  директор  - меня  это  совершенно  не  интересовало!  А  девочка  была  замечательная!  У  них  в  большущем  сундуке   хранилось  бесчисленное  количество  книг.  Я   приходила  к  ним  и  читала,  читала, читала.  Летом  мы  проводили  время  в  саду  у  Тани,  объедаясь  абрикосами  и  черешней.  Дружили  мы  беззаботно  и  радостно.  Ругали  Бориса,  который  был  влюблен  в  Таню,  а  меня  всё  время  дразнил.  Обсуждали  мальчика  Юру, который  мне  казался  очень  хорошим.
Однажды  Таня  мыла  пол  в  своём доме,  а  я  помогала  ей.  Мы  хохотали, вспоминая  всякие  глупости  из  школьной  жизни.  Вдруг,  Таня  написала  на  части ещё  сухого  пола:
    - Давай  поцелуемся.
Мы  обе  ужасно  застеснялись,  покраснели.  Пол  высох  и  исчезли  непонятно -  приятные,  необъяснимо  тревожащие  слова.
Вошла  мама  Тани  и  я  с  Таней  помчались  в  сад,  забыв  о  словах  на  полу. 

    А  нянька  по  вечерам  старалась,  хоть  как -то,  меня  познакомить  с правильными   мыслями  и  ценностями.  Пугала  меня  рассказами  о  странных   чудесах,  о  домовых  и  привидениях,  и  запугала  меня  навсегда.  Маму  я  видела   мало,  она  очень  много  работала:  муж  умер,  а  жизнь  продолжалась,  надо  было  как -то  жить  дальше,  растить  дочь!,  работала  мама  много,  очень  уставала,  но  оставалась  весёлой  всегда  нарядной  милой  женщиной.  Мама  прекрасно  шила  поэтому  всегда  была  модно  и   вполне  красиво  одета.  Замужние  женщины   напряженно  следили  за  каждым  шагом  этой  без  мужа. Однажды  ночью,  когда  я  и  мама  уже  крепко  спали,  с  грохотом  ворвалась  в  наш  дом  тётка  с  топором  в  руках.  Оказалось,  её  муж  не  пришел  домой  и  эта  женщина  была  уверена,  что  он   у  моей  мамы.  Не  обнаружив  своего  мужа  у  нас,  женщина  злобно  наорала  на  мою  маму  и  умчалась  дальше  со  своим  топором  разыскивать  непутёвого  мужа.

    Очередной  вечер,  на  дворе  совсем  темно,  нянька  рассказывала  мне  что-то  о  своей  жизни.  Раздалось  громкое  журчание,  будто  кто-то  налил  воды  в  чашку.  Удивившись  нянька  со  мной  пошли  в  нашу  маленькую  кухоньку.  На  полу  кухни  поблёскивала  лужа.  Странная  лужа  - ниоткуда!  На  сухом  полу  посерёдке  лужица.  Потолок,  тоже,  сухой.
    - Плохо,  - сказала нянька,  - Быть  большой  беде!
Я  вскоре  конечно  забыла  эту  лужицу  и  слова  няньки.  Но  грянула  беда:  не  знаю,  за  что,  но  директора  рыбкомбината,  где  работала  моя  мама,  отдали  под  суд  и  намекнули  всем  сотрудникам,  что  лучше  уйти  от  греха  подальше  и  найти  другую  работу.  Мама  начала  паковать  чемоданы.  Где -то  далеко  ей  предложили  работу.
 Грустно  сидели  мы  с  Таней  в  их  саду,  с  ужасом  понимая,  что  скоро,  очень  скоро  мы  будем  жить  далеко друг  от  друга.  На  вокзале  наши  мамы,  улыбаясь, сказали:
    - Поцелуйтесь  на  прощание.
Я  и  Таня  смущенно  прятались  за  своих  мам:  это  было  выше  наших  сил  - поцеловаться!

    Мы  с  Таней  никогда  больше  не  увиделись,  хоть  переписывались  лет  пять.
У  нас  началась  полная проблем  новая  жизнь  с  ноля.  Марие  Ивановне  - нашей  домработнице  пришлось  искать  новую  работу  - у  моей  мамы  теперь  было сложно  с  деньгами.
Моя  беспечная  радостная  жизнь  ушла  навсегда.


    
       Ветка лозы или прутик ивы -  ими наказывали - били непослушных детей в деревнях.