Вяжем вместе технология

Лариса Даренская
Вступление.
Есть два принципиально разных отношения к вязаному полотну, составляющему модель. Первое (и наиболее распространённое) – полотно плоское, трактуемое как при кройке и шитье: выкройка отдельных элементов, собираемая в изделие путём сшивания. Второе (чаще встречается в мелких изделиях – носках, шапочках) – полотно скульптурное, когда система внутренних прибавок и убавок создаёт необходимую форму и не позволяет развернуть полотно на плоскости без условных разрезов.
Второй вид вязания требует меньшего использования иголки или полного отсутствия сшивания. При этом предполагается наличие у вяжущего не только достаточного опыта, но и хорошего пространственного воображения. Хотя, с другой стороны, при правильном рассчёте задача упрощается до осязаемого алгоритма, и процесс вязки не обременяет лишними измерениями. Так, рассчёт свитера или кардигана от горловины с последующим исполнением изделия сверху вниз, позволяет снимать со спиц готовое произведение, или, в случае необходимости, распустить его, не распарывая швов и не разрывая нитку. Более того, рассчёт петель почти не колеблется в зависимости от размера (размер регулируется глубиной проймы), поддаётся гармонизации через математическую формулу и, практически, гарантирует  соблюдение пространственных пропорций.
После приобретения определённых навыков вязания сверху приходит осознание преимуществ этого способа, так как нет необходимости в использовании выкроек, практически исключается возможность ошибок в пропорциях, отсутствуют проблемы при распускании изделия или корректировании его длины. Вязание сверху позволяет удлинять и укорачивать рукав, оформлять фигурный низ изделия.
Конструкция вязания углом стройнит фигуру и вне конкуренции при вязании изделий для полных.

Конструктивная вариантность при вязании сверху.

В литературе по теме можно отыскать модель «реглан», когда петли горловины распределяются на верхнее основание спинки, переда и рукавов. Места стыков деталей образуют в изделии линии реглана. Также предлагается общее число петель поделить на 4 равные части, и тогда прибавки на стыке этих частей образуют угол, и тогда глубина проймы определяется высотой полотна, а вязание в полоску позволяет получить красивую стройнящую ёлочку, а не расширяющие фигуру горизонтальные полоски.
Общая закономерность вязания изделий от горловины – «+8 петель» в каждом лицевом ряду.
Отталкиваясь от этой формулы, можно вязать изделия с круглой или звёздчатой кокеткой, распределяя прибавки равномерно (например, +16 в каждом втором лицевом и т.п.) Но круглая кокетка при переходе к вязанию после проймы, требует «выравнивания» ряда укороченными рядами, то есть перехода от дуги как части круга к углу, составленному прямыми линиями. Количество недовязанных в укороченных рядах петель зависит от плотности вязания, толщины пряжи и интуиции мастера.
При вязании углом выравнивание выполняется полностью (или частично – по фасону изделия) при оформлении подола и низа рукава. При этом следует ориентироваться на недовязывание 2-х петель до угла (то есть: -2,-4,
-6,-8 и т.д., пока все петли на спице не составят пары, а линия вязания не перейдёт в горизонталь).

Формула рассчёта модели «реглан».
На стандартный свитер «через голову» стандартно определяется количество петель горловины (обозначим их буквой п ). Предполагаем один шов по задней линии реглана (таким образом одна линия реглана будет у нас разорвана на 2 половины, а три линии – целые)Для удобства определим линию реглана 1 петлёй, из которой в каждом лицевом ряду провязываются 3 петли, то есть каждая линия даёт прибавку +2, а по шву – с двух сторон по +1, что в сумме составляет +8. 
Теперь отнимаем петли реглана от суммы (п – 3). Оставшееся число петель делим на 3 части, из которых 1 – спинка, 1 – перёд, а третья часть, ещё раз разделенная пополам, составляет число петель каждого рукава. Расположив петли в логичную линию, получаем формулу (справа налево, так как вяжется полотно):
0  -  п  /6  -  1  -  п /3  -  1  - п /6  -  1  -  п /3  -  0
(где «0» - прибавка), а «1» – петля реглана (в процессе: из 1 – 3).
При вязании кардигана петли передней части делятся пополам, а к каждой половине прибавляются петли планки. При таком раскладе будет 4 цельных линии реглана.
Если в кардигане намечается вырез углом (V-образный), то петли передней части добавляются постепенно (в конце ряда) в процессе вязания.
Приобретение опыта позволит в дальнейшем модифицировать конструкцию вязаного сверху изделия в соответствии с креативными поисками. Начинать практику рекомендуется с уменьшенной (например, на куклу) модели лицевой гладью.
Необходимые коррекции для посадки изделия по фигуре.
1. Горловина по спинке должна быть выше, поэтому, провязав ряд после распределения петель по формуле, следует провязать петли спинки дополнительным укороченным рядом (между линиями реглана), и уже затем продолжать вязание в соответствии с алгоритмом (прибавки по линиям реглана или по формуле «+8»).
2. У женщин шире передняя часть изделия, поэтому изначально к петлям перед добавляется несколько петель (6-8 или более при тонкой нитке или большом бюсте), которые не сильно влияют на изменение обёма горловины, но благоприятно сказываются на посадке изделия. Для мужчин такая коррекция может понадобиться для спины (зависит от особенностей фигуры).
3. Если хочется подчеркнуть, например, линию талии, то можно скульптурно уменьшить в нужном месте количество петель, провязав в одном ряду по 2 петли вместе через равные промежутки.  Таким же образом делаются конструктивные (в соответствии с объёмом) прибавки, например, провязыванием петли из нитки между петлями предыдущего ряда (и т.п.)
Дополнительные коррекции возможны в соответствии в особенностями фасона и творческими замыслами автора.Для того чтобы переход объёма был плавным, лучше сделать убавки через большее количество петель но в два-три приёма с пропорциональным (8-10 рядов) интервалом между рядами.

Рекомендации по сборке.
Переход на вязание рукава «реглан».
При довязывании изделия до необходимой длины линии реглана (глубина проймы) рекомендуется продолжить вязать петли одного рукава (придавая ему задуманную форму). Остальные петли остаются на спицах. После закрытия петель рукава нить не обрывается, а сложенный вдоль пополам рукав соединяется по кромкам крючком. Когда шов дойдёт до основания реглана, вязание продолжается той же нитью до второго рукава, а после обработки второго оставшиеся петли переда и спинки соединяются в целое и вяжутся в соответствии с фасоном до нижнего конца изделия.
Если необходим боковой шов, то он так же провязывается крючком.
Переход на вязание рукава при модели «углом».
 Когда высота вязаного полотна достигнет глубины проймы по условной линии реглана, следует перейти на подетальное распределение общего числа петель. Рекомендуется эмпирически определиться с шириной рукава и визуально проверить, достаточно ли свободно будет прилегать лиф. Затем продолжить вязать петли рукава с конструктивной центральной прибавкой «на угол» (+2), осуществляя соответствующие убавки в начале и в конце ряда (-2). Когда длина рукава по средней линии достигнет желаемой, полотно выравнивается укороченными рядами (как указано выше), складывается по шву изнанкой наверх и связывается крючком до основания лифа. Для удобства прилегания проймы рекомендуется 3-5 раз провязать по 3 петли вместе (где средняя – оставшаяся от вязания шва, а крайние – петли основного полотна). Не разрывая нитки продолжить вязание второго рукава, и после его закрывания соединить петли переда и спинки, оставляя лишь один шов, и довязать изделие по описанному принципу.
При желании можно учесть особенности фигуры и сделать убавки для подчёркивания талии или прибавки для свободного облегания бёдер. Для этого через равное количество петель ряда провязывается дополнительная петля между петлями или, наоборот, вяжутся две петли вместе. Если такие действия производятся в несколько приёмов, то расстояние между рядами остаётся одинаковым, а между убавками (прибавками) изменяется пропорционально (например: 1 ряд – убавки через 10 петель; 10 ряд – убавки через 9 петель и т.д. Или: 1 ряд – прибавки через 10 петель; 10 ряд – прибавки через 11 петель…)

Креативные интерпретации вязания «сверху».

     Подкрой с глубоким V-образным вырезом.
При рассчёте петель из основной формулы фасона реглан вычитаются петли переда, а к числу петель для рукавов прибавляется произвольное количество петель, адекватное глубине выреза. Когда высота вязаного полотна достигнет сантиметров 10, по каждой боковой кромке добирается количество петель, равное ; петель спинки (уже имеющихся, а не рассчётных) + 5-8 петель ( в зависимости от пышности бюста и толщины нитки) для комфортного облегания. На стыке между добранными петлями и имеющимися на спицах делаются линии реглана.
Следует учитывать, что вырез не должен закручиваться, поэтому обрамляющая его вязка должна быть двухсторонней (резинка, рис, платочная и т.п.)
     Плечевой подкрой с имитацией вшивного рукава (со сборками на головке рукава).
При вязании сверху достаточно легко интерпретировать форму рукава. В частности, довязав высоту изделия от горловины до головки плеча, можно выделить среднюю часть петель рукава (15-25 – зависит от толщины нитки и конкретных намерений), провязать из межпетелья дополнительные петли (через 1-2) и поднять присборенную часть укороченными рядами. При продолжении вязания рукава лишние петли постепенно убрать в боковые части рукава (например, не прибавляя на линию реглана) или периодически провязывая по основному полотну по 2 вместе, если узор позволяет.
     Модуляция пропорций.
Рассмотренные выше варианты минимальной линии реглана (или линии прибавок) можно креативно моделировать, изменив пропорцию соотношений между условной линией реглана и числом петель между этими линиями. Так,  можно сделать дорожку с фрагментом узора (например, связав линии реглана жгутом) или же гипертрофически увеличить ширину линии прибавок при вязании углом, и тогда модель приобретёт форму «летучей мыши».

Ноу-хау для полных дам.

Замечательно стройнит фигуру комбинированное использование схем вязания «реглан + угол».
Для вязания изделий с таким распределение петель необходим определённый опыт вязания сверху, так как при распределении общего числа набранных петель следует с повышенным вниманием провязывать начальные ряды (пока линии прибавок не станут выразительно определяться).
Рассчёт производится в соответствии с формулой «реглан сверху», далее (после поднятия спинки) укороченными рядами (*-1, -2*) провязываются петли спины и переда (сводятся в треугольник), и далее изделие вяжется с рукавами как для реглана (+1 по бокам рукава), а перёд и спинка как при вязании углом (из 1 – 3, или «накид – 1 – накид» или в другой интерпретации). То есть теперь прибавки идут по линии реглана только с одной стороны, а второй участок прибавок производится по центру спинки и переда. Такое изделие хорошо вязать полосками, комбинируя остатки пряжи, имеющиеся у каждой вязальщицы, или используя нитки секторной покраски. Сочетая систему убавок для талии и прибавок для бёдер, можно красиво  подчеркнуть женственность фигуры.

Заключение.
Вязание сверху для тех, кто привык вязать по выкройкам и по точному описанию, может показаться слишком сложным. Однако, уделив определённое время для приобретения необходимых навыков, вы сможете оценить преимущества такого метода, освоить основные принципы и в дальнейшем без проблем использовать своё умение, с упоением наблюдая, как работает целая система, выполняя заданный алгоритм. Перед вами откроется широкое поле радостного творчества, и полёт фантазии сможет не замыкаться в механизме нудных подсчётов и бесконечных измерений.
Успехов вам!

В интернете выложена моя модель нарядного кардигана с подробным рассчётом:


               
                Жилет сверху

1. Сделать рассчёт петель (см. выше)
2. Набрать петли резинки спинка+рукава+кромочные.
3. Связать высоту резинки (=ширина планки).
4. Связать ряд с разделением по рассчёту.
5. Вернуться, в конце ряда добрать из кромочных петель ширину планки (из 2х-3, т.е. *петля, накид, петля*). В дальнейшем петли планки вязать резинкой.
6. Такое же количество петель планки добрать в конце следующего ряда (в дальнейшем вязать резинкой).
7. В следующем лицевом ряду выполнить подъём спинки укороченными рядами: плечо+спинка до л.р., назад – спинка до линии реглана, назад – спинка +1/2 петель рукава+1п, назад – провязанная перед этим часть петель рукава+спинка+1/2 петель рукава+1п, развернуть и довязать ряд до конца, делая прибавки на передней линии реглана и оканчивая планкой.
8. Вязать в соответствии с рассчётом (вязание сверху), делая через ряд  прибавки в  виде закрытого накида перед петлями планки в конце л.ряда и после петель планки в начале л.ряда.
9. Продолжить вязание до ширины плеча, далее частичным вязанием продолжить петли рукава резинкой (равной по высоте резинке (см.3).
10. Резинку закрыть.
11. С кромочных петель резинки оката рукава набрать петли проймы (см.5).
12. Продолжить вязание до следующего рукава, который оформить идентично.
13. На обратном пути набрать петли проймы с другой стороны резинки оката рукава.
14. На данном этапе вязание цельным радом разделяется на детали: спинка продолжает вязаться отдельно до глубины проймы.
15. Перёд вяжется из двух отдельных деталей с продолжением прибавок по линии планки выреза (см.8) до возрастания суммы петель половинок=петлям спинки, после чего вязание переводится на одну спицу (если не планируется застёжка) и вяжется до глубины проймы=спинки.
16. При желании увеличить размер (ширину) изделия можно добрать между резинками проймы дополнительные воздушные петли соответственно желаемой ширине изделия, которые затем вязать резинкой как патент (см.9) или же до конца изделия.
17. Далее можно продолжить вязание без швов по кругу или же одним общим полотном с одним боковым швом.
18. Вязать прямолинейно до необходимой длины изделия. Окончить резинкой желаемой ширины. При переходе на петли резинки сделать равномерные убавки (зависит от толщины нитки и плотности вязания: по 2 вм. через 3,5,7…)
19. Резинку закрыть соответственным чередованием лицевых и изнаночных со слабым натяжением нити.
20. Не обрывая нити боковой шов соединить крючком.
21. Отпарить изделие с изнанки через двойной слой мокрой марли, не сильно пресингуя.

Оформление горловины
Планки резинки можно певести на одну спицу встык или внахлёст.
Если переводить встык, то сумма петель равна (+ -) сумме петель спинки.
Если внахлёст, число петель должно быть больше на количество петель резинки (+ -). При переводе внахлёст необходимо не забыть о мужской или женской стороне (наложения полы застёжки), перевести петли правой (по лицевому ряду) части планки на дополнительную спицу, и затем, наложив нужной стороной планки друг на друга, соединить их провязыванием по две вместе.


                Полосатые фантазии

Люблю вязать чулочной вязкой. Отсутствие узора, поглощающего внимание, позволяет сосредоточиться на премудростях конструкции при вывязывании сложных рассчётов – люблю конструктивный креатив. Но, признаюсь, длительное чередование изнаночных и лицевых рядов утомляет. Гораздо веселее, когда чулочное полотно содержит полоски – они как вешки на пути к конечной цели, а не бесконечная пустыня с утратой ориентиров.
Итак: полосочки. В чём же их привлекательность?
• Во-первых, можно использовать остатки пряжи. Полезно.
• Во-вторых, можно насладиться собственной фантазией при составлении цветовой гаммы. Возбудительно.
• В-третьих, можно продемонстрировать свою компетентность относительно модных колористических тенденций. Престижно.
• И, наконец, можно выгодно подчеркнуть какие-то особенности конструкции формы. Полезно.
Полоски могут быть с мягкими сочетаниями: пастельными, с плавными переходами, в одной цветовой гамме; или контрастными. Если фантазия несёт вас дальше, можно сочетать не только два указанных вида, но и дополнить их вкраплением рядов меланжа или пряжей секторной покраски. Кстати, для полосок можно использовать пряжу не разных цветов, а разной фактуры. Творите!
Теперь на деле.
Вы определились с гаммой цветов. Но как сконструировать алгоритм полосатых участков?
Я предлагаю делать это так.
У вас уже есть нитки, которые вы хотите скомпоновать в полоски. Определитесь с их пропорциями, учитывая длину, толщину и вес (понятно, что желательно, чтобы параметры были идентичными). Тогда находим найменьший общий количественный знаменатель (возьмите листок в клеточку и рисуйте результаты).
Например, у вас есть 30г цвета А, 120г – цвета Б, 210г – цвета В, и так далее. Теперь принимаем цвет А за 1 часть, цвет Б – за 4 части, цвет В – за 7 частей.  Красиво выглядят полосы с внутренней осью семетрии. Например, можно расположить полосы в следующем порядке:
• В центре – 1 единица (лицевой и изнаночный ряд) цвета В;
• С двух сторон с ним соседствуют – по 2 единицы – цвета Б;
• Далее от центра расширяют вашу полосу по 3 единицы цвета В;
• И, слегка нарушая симетрию, оканчивем полосу 1 единицей цвета А.
Естественно, полосы можно строить не только по принципу симетрии. Можно чередовать полосы разной конструкции, но в таких сочетаниях тоже надо воплотить определённый ритм, например: *полоса широкая, полоса узкая* и т.п.
Конечно, можно использовать любую вдохновившую вас композицию, но такой рассчёт (в еденицах количества) поможет вам рационально распределить ваши нитки и воплотить в реальность свои творческие фантазии.
Следует ещё упомянуть о чередовании контрастных полос с основным цветом при постепенном переходе основного тона во вспомогательный. Этот принцип поможет вам гармонично соединить два цвета.
Вы определяетесь с шириной ритма – например, 20 рядов. Тогда через 20 рядов основного тона вы вывязываете контрастную полосу в 2 ряда. Потом идёт основной тон (20-2=18) – 18 рядов. Через 18 рядов контрастная полоса прибавляет 2 ряда (2+2=4), а основной тон убавляет эти 2 ряда (18-2=16), а сумма остаётся неизменной: 20 рядов. По такому алгоритму действуем до полного перехода основного тона в контрастный.
Развлекайтесь!

Ещё одно ноу-хау.
Оно касается комфорта в процессе вязания. Когда изделие приобретает габариты, появляется потребность как-то стабилизировать получаемую вязаную массу, чтобы она не сползала с колен, была достаточно мобильной и не требовала бестолковой траты времени для перехода от одного ряда к другому. На протяжении вязальной деятельности я пробовала связывать получаемое полотно ниткой, пробовала паковать его в пакет и т.п. - результат был одинаковый: неудобно! И вот, наконец, я пришла к удовлетворительному для меня решению проблемы (сейчас достаточно часто радуюсь этому универсальному способу, потому что полученный комфорт - это то, что я искала)!
Итак, я приобрела пару пластмассовых лоточков (возможно, для офисной бумаги размером А4, и лоточек такого же качества с квадратным основанием и высокими бортиками (люблю комплекты!) В "корыто" погружаю готовое полотно и при необходимости повернуть вязание поворачиваю корыто. Если надо срочно оторваться от работы, то достаточно воткнуть концы спиц в содержимое корыта и отложить весь лоток в сторону - можно не волноваться, что петли убегут. Светлые изделия удобнее вязать с тёмным корытом на коленях, а тёмные - со светлым. В глубоком лотке лежит рабочий клубок, что тоже дополняет комфортность.
А при вязании "морочливого" изделия по заказу моей внучки, которой чихать на технологии, мне довелось использовать оба лотка одновременно (те, которые "корыта"). Надо было вязать с 4-х клубков, каждые 2 ряда меняя основную нитку, но сохраняя одинаковую нитку-наполнитель - жуть, как неудобно! Приспособилась, когда большую часть цельновязаного продукта поместила в один лоток, а мотки ниток в другой, небольшой кусок рабочей части полотна вытянула наружу, лоток с нитками водрузила сверху (такой себе сендвич!), рабочий клубок клала в глубокий лоток сбоку от себя, а моток с наполнителем (тонкая бобинная итальянская пряжа - одно удовольствие!) находился на полу в пластмассовом ведёрке...
Кстати, к использованию наполнителей (нить с содержанием махера, длиной порядка 700-900м на 100г) пришла от лени, чтобы не морочиться с вязанием на тонких спицах, и меня это очень вдохновляет - изделия получаются лёгкими и пушистыми - руки радуются!..