О духовной практике

Владимир Скобцов
Мне сказал один астеник,
Бывший йог и шизофреник,
Что я выгляжу, как веник,
И дышу не так совсем.
 
Что, сгорая от желаний, 
То кручусь, как вшивый в бане,
То верчусь в клешах страданий
И напрасно мясо ем.

Я сказал ему: "Калека,
Заждалась тебя аптека,
Мясо - хлеб для человека,
Не работает – не ест".

Ну а он мне: "Ты сначала
Ощутишь с потерей кала,
Что такое Дхармапала,
Мудха мудхе люпус эст!"

И добавил, что в нирване
Места нет духовной рвани,
ОМ А ХУМ, мол, ПАДМЭ МАНИ,
Ну а я ему: "Постой!

Мани место есть в кармане,
На той хум нужны там мани,
Чтоб не в падмэ было Мане
На диване спать со мной.

И закончим пререкаться,
Заждалась душа абзаца,
Посошок и заниматься!"
Он: "Вот слово,я не пью!"

Но халява крепче слова – 
Выпил, съев в составе плова,
И священную корову,
И пятнистую свинью*.

А потом без разговоров
Сам нарезал мухоморов
И давай гонять трезоров
С реактивным звуком "ОМ".

Я взлетел, но без турбины,
Видел яркие картины - 
То ли выход из вагины,
То ль с Гоморрою Содом.

Больше я не практикую,
Не боюсь, но не рискую
Извиняюсь, хатха-йогу
Еще раз налить сакё,

Чтоб опять беды не вышло,
Всё, сипаи, Харе Кришна!
Харе Рама, в рот вам дышло,
Наму Мёхо: Рэнгэ Кё!**
__________________________________________________________
*-Укр.вариант:
И пятнистую корову,
И священную свинью.

**- Адепты школы Нитирэн - сю утверждают, что цитированием
заглавной строки Лотосовой Сутры "Наму Мёхо: Рэнгэ Кё" 
духовная практика может ограничиться.