Дар неповторимости

Евгений Габелев
«Граница меж личностью и массой проходит не между людьми, а внутри самой личности»
Джон Фаулз

Говорят что люди разделены на массу и индивидуальность. Создатели и исполнители, гений и посредственность. Что выбрать: личную уникальность, или следование образцам? Как стать личностью, и чем придется заплатить за обретение своего лица?

ЛИЧНОСТЬ ИЛИ СТАЯ

«Всякая душа измеряется величием своего стремления»
А. Франс

В чем значение уникальности? Одинаковое взаимозаменяемо. Похожие друг на друга дни стирает время. Люди, не имеющие мнения, не оставляют следа. Человек звучит гордо лишь обретя свой голос. В памяти остается неповторимое. К нему стремимся и боимся потерять. Непохожие на других люди, вещи и события наполняют нас энергией и смыслом. Личности проивостоит стая. Сообщество лишенных индивидуальности. В чем ее преимущества? Она сильнее и опаснее.

Сторонники коллективизма полагалют, что личность существует ради общества, и должна жертвовать собой ради него. Индивидуалисты указывают на содержащийся в этом обман. Социум не формирует цели, это делают за него люди, выдающие свои желания за общее благо. С позиций личности коллективизм есть манипуляция. Однако, в случае опасности личность менее ценна, чем выживание рода. Конфликт меж ними видимо принципиально неразрешим.

Ницше полагал, что меж личностью и толпой лежит пропость. Одни рождены для величия. Другие являются серой массой, склонной сбиваться в стадо. Первые создают свою мораль, этику и философию, подтверждающие их право вести за собой. Они воспевают смелость героев и творцов. Вторые рождают религию рабов, где главной ценостью стало послушание. Героическая идея утверждает превосходство индивида над толпой. Рабская мораль судит индивидуальность как грех.

Психоаналитики отыскали корни различий в детском воспитании. Подвергшийся жесткому воспитанию не находит сил стать собой, оставаясь всю жизнь зависимым от чужого мнения. При этом значимые фигуры в окружении и общество в целом занимают место родителей. Все делается с оглядкой на их мнение. Лишь вырасшие в атмосфере самостоятельности становятся настоящими индивидами. С точки зрения Фрейда масса это толпа больших испуганных детей.

Его ученик Эрих Фромм показал, что лишь индивидуальность может создавать здоровое общество. Унифицированное стадо способно лишь на безумный порыв, но не на созидание. Только народ, состоящий из независимых личностей, может уцелеть в испытаниях истории. Но сильная забота о своей уникальности тоже опасна. Жан Лакан описал ее как нарцисизм, болезненное самолюбование. Нарцисс восхищен лишь собой, и отвергает всех, кто его окружает.

Самая яркая личность вырастает из толпы как цветок из почвы, и не может быть до конца свободна от нее. Стремление к независимости часто скрывает страх близости. Излишняя зависимость компенсирует неверие в собственные силы. Секретом счастья оказывается балланс меж индивидом и социумом. Общество заинтересовано в своих гениях больше, чем они в нем. Уникальность становится преметом изучения. Исследования показали, что при желании ей можно научиться.

ЛОВУШКИ ДЛЯ ГЕНИЕВ

«Обычно люди падают с большой высоты из за тех же недостатков, что помогли им ее достичь»
Ж. Лабрюйер

На пути к индивидуальности подстерегают несколько ловушек. Первая это конформизм. Страх выделиться из общей массы. Стремление во всем походить на других, постыдное среди творческой элиты, имеет древнейшее происхождение. Корни серости в инстинкте самосохранения. Уникум является наиболее желанным для потенциальных партнеров, но часто погибает, не успев продолжить род. В дикой природе все яркое становится первым кандидатом на роль жертвы.

Слишком пестрая бабочка привлечет хищных птиц. Броский окрас одной особи может погубить всю стаю, выдав ее расположение. От необычного сородича лучше держаться подальше, чтоб не стать чьим-то обедом. Серое большинство окружает индивидуалиста кольцом отчуждения и откровенной враждебностью. Некоторые виды склонны убивать слишком выделяюшихся. Люди отличались тем же. Но народы истреблявшие лучших не живут долго.

Еще одна причина не высовываться связана со стремлением к успеху. Нам жизненно важно учиться у других. А большую часть навыков мы получаем подражанием. Так изучают родной язык и социальные нормы, азы профессии и культуры. Даже современное образование привносит лишь малую часть в сравнении с тем, что мы взяли у окружающих. Следование образцам необходимо. Прежде чем стать уникальным стоит сперва научиться базовым навыкам.

В этом скрыта ловушка. Что бы выжить и научиться всем нужным нам вещам, приходится отбросить индивидуальность. Но что бы достичь результатов выше среднего, или решить новые задачи, важно отказаться от заученных моделей. Быстро меняющийся мир требует инициативы, свободного поиска и новых подходов. А долгое подражание успевает убить способность к независимым решениям. В результате лучшие ученики часто впоследствии становятся неудачниками.

Тщетные попытки выдти из противоречия меж самостоятельностью и подражанием создают выученную беспомощность. В этом случае индивид, сделав несколько неудачных шагов, отказывается от инициативы и начинает искать внешнего руководства. К тому же результату приводит жесткое давление извне. Если все попытки достичь желаемого заканчиваются поражением, а любая инициатива наказуема, итогом станет отказ от самостоятельности и паралич воли.

Почувствовавшие себя беспомощными ищут поводырей и заступников. Вождь наделяется благими качествами, мало связанными с реальностью. Сомнения подавляются, поскольку вожак дает стаду иллюзию защищенности. Чем больше расхождение меж воображаемым и реальным, тем выше агрессия к любым проявлениям личной свободы. Общество слабых подавляет все живое, яркое и способное творить. И от того чахнет само. Или проигрывает более дерзким соседям.

МИФОЛОГИЯ УНИКАЛЬНОСТИ

«Каждый человек стоит лишь столько, во сколько сам заставляет себя ценить»
А. Книгге

Противоречия меж уникальностью и массой рождают враждебность. Во времена варварства она выливалась в насилие над меньшинством. Жертвами гонений и охоты на еретиков становились те, кто хоть немного отличался от соседей. Индивидуальнсть была вызовом обществу, граничащим с преступлением. Либо привилегией гениев, всецело поглощенных собой. Ярких людей мало, и ценить их научились не сразу. Но их трудом мир постепенно меняется к лучшему.

Только личность способна создавать культурные ценности, научные идеи и промышленные технологии. Открытая враждебность сменилась завистью. Недоверие ко всему необычному породило обширную мифологию, укоренившуюся в народном сознании. Ключевым в ней является миф о таланте как форме безумия. Приравняв уникальность к болезни, маленький человек избавляется от чувства ущербности перед умом, значительно превосходящим его собственный.

Из того же чувства происходит фантазия о глубокой порочности и беспутном образе жизни творческой элиты. Обделенный талантом человек компенсирует его иллюзией морального превосходства. При этом проецируя на других собственные тайные желания. Впрочем, индивидуальности действительно тесно в рамках надуманных норм. Но что бы судить ее, надо взойти на ее уровень. Однако, порицать других проще, чем приложить силы к развитию своих талантов.

Зависть к одаренности укрепляет иллюзию собственной гениальности. Для ее сохранения часто прибегают к показной агрессии и претензиям на всезнание. Большая часть споров о высоких материях рождена именно ей. Переубедить самозванных мудрецов нет обычно никакой возможности. Не имея базовых знаний они легко судят обо всем. Им важно доказать свою уникальность, что часто проявляется в эпатажных суждениях, одежде и образе жизни, иммитиурющем уникалность.

Желание посредственности заявить о себе проявляется в стремлени к знакам внимания. Погоня за наградами не свойственна таланту. Творцу не важна оценка соседей. Он находит радость в самом процессе. Впрочем, сегодня творчество не отделимо от бизнеса, по этому законы маркетинга все чаще вторгаются на территорию чистого искуства и академической науки. Потребность в финансировании проектов вынуждает идти на рекламные ходы даже самых достойных.

Мифы, связанные с индивидуальностью, скрывают главное. Талант, с рождения присущий каждому из нас. Нет гения и массы, и нет стены меж ними. Есть те, кто следуя внутренему зову раскрыл в себе сокровище, и те, кто отверг его. Мы не два разных человечества, одно из которых рождено для славы, а другое для труда, но одно и то же. И если один достиг вершин, то и другой сможет не меньше, если будет следовать своему сердцу. Важно лишь оставить страх и сделать шаг.