Глава 7. У борта рыболовецкой плавбазы,

Владилен Николаев
 Из Дакара на полигон мы пошли через район островов Зелёного Мыса. Здесь судно должно было принять дизельное топливо от плавбазы советской рыболовецкой флотилии, работавшей в территориальных водах государства «Острова Зелёного Мыса».

 Дожидаясь своей очереди на приём топлива, мы простояли почти целые сутки пришвартовавшись к огромной плавбазе, по сравнению с которой «Ак.Курчатов» с его 7500 тонн водоизмещения казался небольшим корабликом.

 Стоянка была довольно поучительной. Оказалось, что советская флотилия добывает и здесь же перерабатывает сардину по контракту с правительством «Зелёного Мыса». Работа ведётся под постоянным контролем находящихся на борту плавбазы местных (чёрных) надсмотрщиков – представителей упомянутого правительства.

 Флотилия остаётся в районе промысла в течение не менее шести месяцев. Большинство работников плавбазы и многие из моряков промысловых судов не имеют загран.виз, то есть не имеют права выхода ни на какую землю, кроме советской. Часть заработка работникам и морякам флотилии выплачивается валютой.

 Перед возвращением моряков на родину одно из небольших промысловых судов с «визированным» экипажем посылается в ближайший выгодный для закупок порт, где по заявкам работников на заработанную ими валюту производится организованная закупка заказанных товаров.

 Те люди, которых не устраивает такой способ расходования их кровных средств, получают свой заработок по прибытию в СССР в виде так называемых чеков Внешторгбанка.


 Все часы стоянки «Курчатова» у борта плавбазы шла интенсивная меновая торговля между работниками плавбазы и «научниками». От нас требовался только один товар – алкоголь во всех его видах,
 
 Разумеется, выше всего котировался спирт. Взамен предлагались все съедобные морские существа в свежем, мороженом, солёном, маринованном и консервированном видах. А также различные морские сувениры, изготовленные в свободные часы умельцами на плавбазе.