ПОЛИГОН НА ЭКВАТОРЕ.
Летом 1979 года с группой сотрудников я участвовал в экспедиции в экваториальные районы Атлантического океана в 29=ом рейсе нис "Акад.И.Курчатов". Институт океанологии выполнял здесь комплексное исследование недавно открытого сотрудниками института подводного течения Ломоносова.(Это мощное течение располагается под Гольфстримом и направляется на восток, в сторону Африки,то есть в сторону, противоположную направлению течения Гольфстрима.)
Начальником экспедиции был директор Атлантического отделения Института океанологии К.В.Морошкин. Мы вышли из Калининграда, прошли Кильский канал, Северное море, Ламанш, Бискайский залив и зашли на Канары, в Лас-Пальмас.
Отсюда направились в экваториальную Атлантику. Работы по определению размеров, скорости и других важных характеристик течения проводились на полигонах, которые представляли собой частую сетку станций.
На каждой из станций выполнялся комплекс гидрофизических и других измерений. Полигоны располагались вдоль экватора по обе стороны от него. Измерения, как и в большинстве гидрофизических рейсов, выполнялись тремя основными способами.
Во – первых, классическим способом – взятием батометрами проб воды с различных глубин для последующих химических и биологических определений в судовых лабораториях. Батометры, специальной конструкции ёмкости с плотно закрывающимися крышками, на тросе погружаются в воду и поднимаются на борт лебёдками. В конструкции батометров предусмотрена возможность взятия проб воды с требуемых горизонтов.
Во – вторых, использовались погружаемые с борта судна измерители некоторых гидрофизических и гидрохимических характеристик. Третьим способом была постановка так называемых автономных буйковых станций (АБС).
АБС - это трос с закреплёнными на нём измерительными приборами, на одном конце которого (на дне) имеется надёжный якорь, а на другом (на поверхности моря) - большой буй, плавучесть которого поддерживает трос в вертикальном положении.
На каждой из станций полигона производились измерения зондирующими приборами и взятии проб батометрами, на нескольких узловых станциях выставлялись АБС. Учитывая расположение полигона, за время рейса нам пришлось десятки раз пересечь экватор.
В этом рейсе у меня было постоянно приподнятое настроение. За спиной остался большой кусок жизни, заполненный очень напряжённой работой, очень острыми событиями и ощущением постоянного цейтнота. А поход на «Курчатове» был для меня всего второй по счёту океанской экспедицией и я открывал для себя много нового.
И, главное, передо мной открывался новый, ещё невиданный мной океан и новые удивительные страны. Начинался новый период жизни. И я сочинял разные стишки. И среди них получился "программный сонет любителя путешествий".
Наступит день... И вдруг сорвёт в дорогу
Позыв извечный к перемене мест.
И ветер странствий в душу льёт тревогу,
И всходит над форштевнем Южный Крест!
Мы курсом южным движемся, дружище,
В далёкие чудесные моря
И будут волны гулко ухать в днище
Под нами до исхода октября.
Я жизнь морскую издавна люблю.
Судьбу свою вверяя кораблю,
Готов годами по морю скитаться,
Давно привык к превратностям любым,
Мне только бы с надеждой не расстаться,
Что не забыт я где-то. Что любим.