Глава 7. Приключения в Суэцcком канале

Владилен Николаев
 ...Вошли в Суэцкий залив. И днём и ночью по обеим сторонам от нас идут суда. Дорога здесь узкая. Ночью картина довольно тревожная. Повсюду огни маяков и бакенов. Горят огни и на берегу. Огни красивые, видимо, это газовые факелы. Утром 16 июня «Витязь» и «Акванавт» встали на якоря на внешнем рейде порта Суэц в длинную очередь судов, которым предстоит переход по каналу из Красного моря в Средиземное.

 Проход по каналу прошёл по обычной схеме: с пребыванием на нашем судне египетской группы «проводки» - лоцмана и команды прожектористов со своим прожектором допотопной конструкции и большой вёсельной шлюпкой с четвёркой гребцов. И лоцмана, и прожектористов с их гребцами полагается кормить на судне.

 Мало того, при своём появлении на судне чуть ли не каждый член этой многочисленной команды требует себе «бакшиш» (подарок) от представителей судовой администрации. И ещё:  «нижние чины» этой команды обычно бывают весьма вороваты, и потому за ними требуется «глаз да глаз».

 Конечно, для прохода через канал современного судна с опытными судоводителями ни в   лоцмане, ни в дополнительном прожекторе, ни, тем более, в команде малограмотных прожектористов с гребцами никакой нужды нет. Но правительство Арабской Республики Египет озабочено проблемой борьбы с безработицей в стране.

 Вот и приходится при проходе судов через канал оплачивать и те услуги, в которых нет нужды. И мириться с этим. Наша судовая администрация одолела описанные проблемы, и через сутки «Витязь» в составе очень длинного каравана судов прибыл в Порт–Саид. 

 Надеялись увидеть в хвосте каравана и нашего малыша «Акванавта». Но в этом караване  «Акванавт» не обнаружился. Не было его и на следующий день. Ещё через день, так и не дождавшись "Акванавта", ушли в море. Двое суток работали на траверсе устья Нила. И только тогда появился «Акванавт».
  Его «одиссея» от Суэца до Порт-Саида, описанная поначалу капитаном «Акванавта» в радио – переговорах с капитаном «Витязя» и подправленная позднее изустно некоторыми членами экипажа «Акванавиа», представляется примерно так. 

 Первый же представитель египетской власти, появившийся на борту «Акванавта» и не плучивший от капитана «бакшиш» (обязательно в виде бутылки русской водки), затаил на капитана зло. Следует сразу сказать, что так называемой «представительской» водки, как, впрочем, и никакой другой, у капитана не было. Он давно всю её выпил сам. 

  И это была очень большая ошибка капитана. Нельзя подходить к Суэцкому каналу, не имея в запасе, хотя бы одной - двух бутылок водки. Итак, начальственный араб без разговоров удалился с «Акванавта» и не включил его в состав каравана, который должен был начать  двигаться вечером того дня.

 На следующий день новый представитель власти оказался совсем неприхотливым, вполне человечным, человеком. Не получив от капитана свой «законный бакшиш» (водку), он сказал хорошим русским языком: «Ну ладно. Может быть, у тебя действительно нет водки. Тогда дай мне вот эту рубашку!» - и показал на белую рубашку от тропической капитанской формы.   

 А рубашки капитану было жаль. И это было ещё большей ошибкой. «Акванавт» в результате таких неправильных поступков его капитана, видимо, был включён в некий тайный чёрный список. Судно не попало во второй караван, и пошло только с третьим. Но и на этом страдания экипажа «Акванавта» не окончились. Ровно на полпути от Суэца к Порт–Саиду лежит Большое Солёное озеро, где один караван пропускает другой, идущий ему навстречу. 

 И здесь заранее осведомлённые местные друзья суэцких морских начальников ещё трое суток «забывали» поставить «Акванавт» в караван. К этому времени на судне кончались все запасы - пресной воды, еды и топлива.

 На «Витязе» по этому поводу ходили слухи, что оголодавшие матросы «Акванавта» по ночам уходили на шлюпке «на промысел» к берегу озера - воровать картошку с огородов бедных арабов. Был также слух, что стармех «Акванавта» нашёл более достойный заработок - подрядился ремонтировать двигатель советского судна, стоявшего в том же самом озере, - за еду, пресную воду и топливо...

   
 Завершив работы у берегов Египта, направились в первый (и последний) в этом плавании европейский порт - Пирей. В Средиземном море стояла прекрасная погода, а «Витязь» и  «Акванавт» опять стали похожи на плавучие госпитали. Больше половины участников экспедиции свалились в постели с простудными заболеваниями,

 Так подействовал резкий переход к «курортной» средиземноморской температуре воздуха (26 - 28 градусов) от той температуры, к которой мы адаптировались за последние три месяца. А это ведь была температура не менее 35 - 38 градусов. К счастью, уже ко дню захода в Пирей больных на судах не оставалось.