Про опрометчивую маркитантку

Карп Борисов
Пролог
"Рукописи не горят" - трюизм известный любому обывателю и обновленцу. Но что есть рукопись? Что предаёт листку бумаги испещрённому чиркашами свойства рукописи? Нет ответа..
Пред вами образчик истинной Рукописи с заглавной буквы. Она была составлена в далёком 1974 году, канула в лету и буквально вынырнула из этой леты сегодня.
Дмитрий Д. - автор  70% букв этой прозы, хранитель древностей и эстет, принял решение выпустить дитя застоя в свет.
Итак, начинаем.
Поднимается занавес

ОПРОМЕТЧИВАЯ МАРКИТАНТКА

Народная опера


Действие 1.


Акт 1.


1812 год. Гусарская попойка. Гусарские песни. Цыгане. Па де-де гусарского ротмистра и цыганки Нюры. Блистает молодой князь Конский. Здесь же его друг – граф Голенищев-Пышкин. Внезапно вбегает денщик князя Григорий без ноги. Он сообщает Конскому о внезапной смернти его единственной матери княгине Конской-Полуэктовой. Все поражены. Некоторые встают. Немая сцена. Князь в горе поёт ариозо, затем вдруг вспоминает, что получает в наследство семь миллионов. Все поражены. Некоторые встают. Немая сцена. Ария Голенищева-Пышкина. Он призывает князя абстрагироваться от смерти единоутробной матери, нпчхать на все житейские неприятности и немедленно броситься в дебри разврата. Все ликуют, пьют бенедиктин. Григорий пляшет цыганочку. Все продолжают ликовать. Вносят шартрез. Финал первого акта.


Акт 2.


Князь в дебрях разврата. С ним Григорий, Голенищев-Пышкин и любовница, баронесса де Кольтэ (из маркитанток).Она декольте. Григорий поёт под гитару романс «Да, отъездились мы, Федя». Все пьяны и взволнованы. Баронесса пляшет на столе, но на неё никто не обращает внимания. Ссора князя с графом по поводу обладания баронессой. В запале Голенищев бьёт Конского в низ живота коленом. Поражённый князь, тоже в запале, бросает в того перчаткой. Дуэль назначается на четверг. Григорий выносит пьяную баронессу. Немая сцена.


Акт 3.


Пышкин убит на дуэли. Князь внезапно осознаёт всю низость своего поступка, тем более, что баронесса бежала с Григорием в Торжок. «Да, жизнь копейка, что же рубль?» звучит взволнованный баритон князя. Он впадает в безысходную тоску, бросает всё и едет путешествовать. Страх смерти давлеет над ним, в снах мать зовёт к себе сына. Князь в ужасе бросает разврат. Об этом мы узнаём из арии князя на антресолях (сильное место). Ещё одна немая сцена. Голос из-за сцены: Коляска подана, мильёны в чемоданах. Князь бежит из Петербурга.


Действие 2.


Акт 1.


Путешествие Конского вокруг земного шара. На сцене в пьяных танцах и пьяных народных песнях проносятся тоже пьяные турки, персы, шведы и прочие негры. Конский впадает в ещё больший ужас, в ещё более глубокую тоску. Пытается забыться. На сцене он поёт беспрерывно, иногда пытается даже станцевать. Но все попытки бесполезны. От смерти не уйти. Появляется мать в струпьях и саване. Конский падает. Свет гаснет, включается и снова гаснет. Немая сцена. Лежащий Конский, мать пропала. Он поднимает голову и вертит ею. Голова седая, но Конский этого не замечает, однако видит, что находится в дремучем лесу под Тамбовом. Занимается утро нового дня, воют тамбовские волки. Конский замечает невдалеке у речки обветшалый сруб. На четвереньках ползёт к нему. Поёт и пляшет (слёзы кровавые, сопли тоже). Сцена такая сильная, что волосы встают дыбом и не ложатся. Вой тамбовских волков постепенно стихает. Конский открывает дверь сруба. Занавес падает ему на голову. Возглас Конского «Всё в мире очень эфемерно».


Акт 2.


Конский внутри сруба. Все прелести жилища отшельника. Посреди комнаты глазетовый гроб с кистями. В нём лежит глубокий старец Евпл.Он умирает от запора, но лицо его выражает полную сатисфакцию. Конский узнаёт в нём Георгия, но это может быть и не он. Конский удивлён и встревожен. Исполняет арию варяжского гостя. Мнимый Григорий, умирающий от запора, оживляется, но вида не подаёт (старик - фигура очень колоритная и запоминающаяся). Конский вкратце, но сильными словами начинает излагать историю своей жизни и просит старца раскрыть секрет вечной жизни или на худой конец дать опохмелиться. Старец удовлетворяет оба желания. Секрет удивительно прост и Конский то ли спьяну, то ли сдуру верит. Секрет заключается в том, что нужно подвесить к потолку стул и на нём сидеть. Земля вертится, время идёт, а стул будет висеть вместе с Конским, а время проходить мимо них стороной. Необходимо только со стула не слезать. И вот Конский уже на стуле. Сверху благодарит старика. Поёт гимн «Боже, царя храни». Но старику не до него. На этот раз запор дал себя знать. Григорий, а это был он, в мучениях умирает, рабочие сцены выносят гроб. Конский ликует, но со стула не слезает (сцена не очень сильная, но впечатляющая). Сумерки. Занавес.


Действие 3.


Звучат симфонические аранжировки и партитуры на тему «Боже, царя храни» переходя в «Варшавянку». По ходу дела представляют дирижёра и, конечно, авторов. Музыка стихает. Необходимы оглушительные аплодисменты и вызовы на «бис» (3 раза). Их игнорируют, а театральных хулиганов с пьяными криками и шумом выводят из зала. Аплодисменты не стихают, занавес открывается, первых реплик и музыки не должно быть слышно. Все играют на подъёме, желательно небывалом.


Акт 1.


Место действия то же. Но время уже не то. Уже 1917 год. Князь на стуле, весь покрыт паутиной. Выглядит явно старше своих лет, но по-прежнему импозантен. Он почти гол. Внезапно в скит врывается группа белогвардейцев. Их возглавляет поручик, явно сын Григория (актёр один и тот же). Хор белогвардейцев: «Ты что за гусь, слезай со стула…» и т.д. Князь отвечает с достоинством – «Молчите, хамы, я – полковник!» Посрамлённые белогвардейцы уходят грабить и жечь. Ржут кони. Ария князя (теперь его зовут старец Псой): «Идут века, я всё сижу на стуле, питаюсь чем попало, мало пью…» Горькие раздумья о смысле своей бессмысленной жизни.

За окном краснеет. Слышится «Белая армия, чёрный барон» В скит въезжает красный эскадрон, который ведёт матрос с «Авроры» Семён. Он без коня, но на дрезине и маузером. «Ты за кого, скажи, дедуся». Псой польщён любезным обращением и с интересом слушает рассказ о пролетарской революции и гражданской войне. Красноармейцы дают ему борща и книжку Энгельса «Роль труда…»Псой млеет и ёрзает от интересу.


Акт 2.


1930 год. Псой (теперь он уже Индустрий Виленович) сидит на стуле. Он бри и начитан. Скит завален произведениями классиков и газетами. Индустрий крутит детектор. Внезапно в небе появляется армада дирижаблей, меча в лес листовки. Индустрий ловит одну (крыши нет уже лет 50 – сгнила) и любовно разглаживает. Читает, надев очки (и всё это на фоне песен советских композиторов). Князь – Псой – Индустрий откладывает очки, любовно протерев их листовкой. Звучит его монолог. (Содержание: 100 лет прошли, как сон кошмарный, революция открыла глаза, он досконально изучил основы марксистско-ленинской философии и решительно отмежевался от буржуазного прошлого). Бывший князь принимает решение слезть со стула и идти в колхоз. Он свято верит, что не умрёт и так, потому что насквозь проникнут и пропитан бессмертными идеями. Бьют часы на Спасской башне, цепи рвутся и Псой в окружении ликующих как рабочих, так и колхозниц идёт на восток, на восход, на свиноферму. Мощным аккордом звучит дудочка пастуха. Индустрий идёт в подпаски.


Занавес.