Обучаемость и обратная связь

Алексей Гадаев 2
    Несомненно, что обучаемость зависит от индивидуальных возможностей учащихся к усвоению учебной информации, к выполнению учебной деятельности, в том числе и к запоминанию учебного материала, решению задач, выполнению различных типов учебного контроля и самоконтроля.
А неуспевающие школьники - школьники, результаты учебной деятельности которых много ниже требований учебного процесса (Н.П.Локалова, 2009)
Учение - это всегда активный процесс со стороны учащегося и активный процесс педагога по вкладыванию в голову учащегося знаний, умений и навыков.
Н.П. Локалова в книге "Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика" рассматривает обучение как процесс активного взаимодействия между обучающим и обучаемым, в результате которого формируются определённые знания и умения на основе собственной активности; совместная деятельность ученика и учителя, обеспечивающая усвоение знаний школьниками и овладение способами приобретения знаний(2,с.10).
Джефф Петти в своей книге "Современное обучение. Практическое руководство" рассматривает обучение как двусторонний процесс (5,.с.56-57).
Процесс обучения обречен на провал, если не обеспечены следующие два условия:
• Для ученика – возможность задавать вопросы;
• Для учителя – возможность выяснить, как ученик понимает материал.
Если бы обучение могло быть односторонним процессом, мы отлично бы учились, читая книги и смотря книги, а учителя были бы ненужным раздражителем.
Без обратной связи учитель не может понять, состоялось ли обучение. Коммуникация в обучении предполагает. Что хорошо налаженная работа следующей цепи:
Что я хочу сообщить учащимся – Что я говорю – Что они слышат – Что они понимают.
Как в игре «испорченный телефон», сообщение может быть испорчено на любом из этапов, отмеченных стрелками. Полученное сообщение не всегда идентично полученному, и то, чему мы учим. Не всегда идентично тому, что в результате выучивается. Именно поэтому так важна обратная связь.
Р.С. Немов в "Психологическом словаре" даёт дополнение: "Обратная связь -
* 1. Получение источником информации сведений о том, дошел ли посланный сигнал до адресата и какой эффект этот сигнал в конечном счёте произвёл. Понятие обратная связь в данном её понимании используется в современной когнитивной психологии
* 2. В управлении организмом обратная связь означает физиологический процесс или механизм, который используется для того, чтобы корректировать, исправлять предпринимаемые организмом физические или физиологические действия, делать их более точными и эффективными.
* 3. Обратная связь в социальной психологии означает получение одним человеком от другого информации о том, как он воспринимается этим человеком.
Обратная связь отрицательная - характеристика обратной связи, которая не улучшает, а напротив, ухудшает процесс, в управлении которым она принимает участие[4,c.248].
Учение – это скрытый от нас внутренний процесс, над которым учитель не имеет прямого контроля. Каждый ученик формирует собственное понимание изучаемого материала и решает, что ему для этого необходимо. Поначалу человек формирует знания и умения в общих чертах, а затем «оттачивает» его до необходимого уровня. В процессе обучения работа учащихся улучшается благодаря исправлению неточностей и прояснению непонятного. Каждый раз всё более приближаясь к идеальному результату. Этот процесс требует практики с обратной связью, но здесь не достаточно, чтобы учитель исправлял работу учеников: учащиеся должны самостоятельно проверять и оценивать себя.
Обратная связь учителя и ученика предназначена для того, чтобы ученик мог время от времени сообщать учителю о том, как выполняется и какой результат дают полученные в ходе урока практические рекомендации, а сам учитель мог корректировать последующие практические действия ученика.
Учение – это процесс самостоятельного решения проблемы, где под проблемой понимается формирование собственного знания, навыка или умения.
Общение с учениками.
У учителей со стажем до 10 лет наблюдается отстраненно-репрессивный тип общения. Они чаще прибегают к дисциплинирующим замечаниям, что чаще всего дает обратный эффект, то есть отсутствие дисциплины. Они не стремятся давать обратную связь, а если дают, то чаще в дескриптивной форме (дескриптивная форма - моральная оценка,осуждение). В их высказываниях на уроке преобладают императивные требования, часто в форме приказов. Они предпочитают давать учащимся негативные оценки.
Учителя со стажем 10-20 лет используют вкюченно-гибкий тип общения. Они проявляют большой интерес у ученикам, дают им обратную связь и реже уходят от конфликтных ситуаций. Эмоционально реагируют на фрустрирующие их высказывания учеников, обсуждая последних к исправлению ситуации. Реже, чем молодые учителя, используют требования в императивной форме, угрозы и наказания. Чаще оценивают учащихся позитивно, чем негативно. Однако именно у этих учителей формируется стереотипность общения с учащимися.
Учителя со стажем больше 20 лет используют отстраненно-избегающий тип общения. Стараются избегать конфликтных ситуаций. Их общение отстранено, менее эмоционально, они реже дают ученикам обратную связь, причем в основном положительную. Чаще избегают фрустрирующих ситуаций, более ориентированы на деловую строну взаимодействия с учащимися на уроке, их огбщение более мягко (Антонова н.В., 1997)[1,c.345-351].
Литература:
1. Ильин Е.П. Психология для педагогов. СПб.:Питер, 2012.
2. Локалова Н.П. Школьная успеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика. СПб.: Питер, 2009.
3. Мещериков, Зинченко В.П. Большой психологический словарь.СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК,2006.
4. Немов Р.С. Психологический словарь. М.:Владос, 2007.
5. Петти Д. Современное обучение. Практическое руководство. М.Ломоносов,2010.