Чкалов

Олег Демченко 2
 


                1

Рукоплесканья! Мировая слава!
Цветы взлетали и оркестр трубил, -
приветствовала сокола держава,-
он подвигом эпоху окрылил!
Ликуй, встречай, столица, хулигана,
что вылетел из-под моста реки
и пересек меридианы,
моря, границы и материки!
В нем Русь гремела! В нем звенел Гагарин -
он  облететь вокруг Земли мечтал!
Все им гордились: “Свой советский парень!”
В лицо его любой рабочий знал!
Уже о нем слагать легенды стали
в народе: “ Он не человек - кремень!”
Когда его внезапно вызвал Сталин:
“Где Чкалов? Срочно  - в Кремль!”
Вождь был в тени, в дыму “Герцеговины”,
шаги глушили мягкие ковры.
К нему входили гордецы с повинной,
пред ним склоняли головы миры.
-Ви, Чкалов, человек  известный.
Внутри страны враги сплетают  сеть, -
и Сталин, трубкой указав на место,
велел герою на диван присесть,-
вождь не любил, чтоб  кто-нибудь был выше,
торчал над ним, как в тучах каланча...
Он  взвешенную речь вел тише,  тише
и предложил ему... роль палача.
- Нет, я,-  привстал внезапно Чкалов,-
НКВД возглавить не могу!
Мой долг - летать!  Я  сделал еще мало.
-Ви действуете на руку врагу, -
так  вождь сказал,  как будто отрубил.
И  Чкалов, хлопнув дверью,  вышел.
Ну, вот и все. Похоже, оттрубил.
...Вождь не любил, чтоб  кто-нибудь был выше.


                2

Безлунной, мрачной ночью не спалось.
Как под крылом, мелькали детство... Волга...
О чем мечтал я, все почти сбылось,
но не могло так продолжаться долго.
Всегда найдется  подлая  змея,
которая тебя  тайком ужалит.
Они уже добрались до  меня,-
сошлись со  всех сторон, к стене прижали.
За мною смерть  крадется  по  пятам,
она меня подстерегает всюду,
подсматривает, прячась по углам.
Куда ни гляну - вижу я Иуду.
Уже семь раз они исподтишка
меня угробить, подлые, пытались.
Чья это тень ползет из-под куста?
Чьи в  тишине шаги раздались?

                3

Наутро вызвали на  аэродром,
где самолет, как гроб обледенелый
краснел в сугробах.
- Сделаешь на нем
полет, ты это должен сделать.
Таков приказ.
Взревел мотор - и снег
поднялся наподобие метели.
По  взлетной полосе разбег -
и нет земли,  и - полетели!
“Лети, лети  в полет последний свой,
а я  попью  “Киндзмараули,” -
кивнул внизу Лаврентий головой,
и стекла льдинками в пенсне блеснули.
А Чкалов думал: “В небе хорошо -
нет ни интриг, ни морд постылых.
Навстречу - белый  порошок
да всплески вьюг ангелокрылых.”
Он выполнил задание. Летит
обратно над заснеженной столицей.
Мотор немного что-то барахлит,-
замерз, видать, - морозище под тридцать.
Шалишь, брат, дотяну я до земли!
До полосы - всего полкилометра.
Но отказали начисто рули,
рвет самолет  сопротивленье  ветра,
летит навстречу дровяной сарай.
Секунда, две - и взрыв потряс окрестность!..
Герою распахнул ворота рай
под траурные возгласы оркестра.
……………………………….
У нас умеют чисто хоронить:
кто виноват - не разберешь конкретно.
У нас умеют подлости хранить
в  тяжелых папках  с грифами  “Секретно”.