Глава 7. Курс на юг, на Сингапур

Владилен Николаев
 
 Со временем пропавшая цистерна всё-таки была обнаружена и доставлена во Владивосток, «Витязь» получил своё топливо. Во второй декаде марта экспедиция вышла в море. Экипаж «Витязя» возглавлял капитан дальнего плавания Артур А.Шиман.
  Вместе с «Витязем» в море вышел и нис «Акванавт», экипаж которого полностью состоял из геленджичан. Во главе экипажа стояли капитан Е.Ф.Зимин, старший механик А.К.Шамин и старший помощник капитана В.И.Чалхадзе.
   
  В Японском море несколько дней подряд трудился пятибалльный шторм. На «Витязе» он переносился относительно легко, но «Акванавт» трепало так жестоко, что экипажу пришлось довольствоваться «сухим пайком». Готовить на камбузе судна горячую пищу было невозможно.    
  Пройдя Цусимский пролив, капитан Шиман принял решение вести «Акванавт» на буксире. К тому времени волнение ослабло. Наш тандем побежал значительно резвее.

  Когда в начале пятидесятых годов первые научные сотрудники приходили на «Витязь», его красивые интерьеры, удобная кают – компания, благоустроенные каюты, просторные лаборатории и специализированное палубное оборудование казались им сказкой наяву. Стоит помнить, что большинство из них были недавними фронтовиками, прошедшими жестокую войну с её страшным бытом. А для людей конца семидесятых годов эти условия уже не казались сказочными.

 Большинство кают экипажа и научного состава ещё не были кондиционированы. Жить в таких каютах в тропических широтах было мучением. Перед подходом к тропикам в каждом рейсе на судне начиналось активное «палатко-строительство». И в нашем рейсе в тропики судно вошло с цыганским лагерем, разместившим на крышах судовых надстроек свои палатки всех видов, размеров и расцветок.

 Предупреждённый о бытовых условиях жизни на судне в тропиках я заблаговременно запасся брезентом и разборным из дюралюминия каркасом для сооружения палатки. Но начальник экспедиции В,И.Войтов выделил для А.С.Сусляева и меня одну из лучших на судне кают. Эта каюта располагалась в передней части надстройки высоко над палубой с иллюминаторами, смотревшими в сторону бака. На ходу при открытых иллюминаторах каюта хорошо проветривалась.

 А на стоянке в ней было так же жарко, как в любой другой каюте судна без кондиционера. Но мы с А.С. запаслись тремя  вентиляторами, два из которых постоянно стояли перед нашими постелями, а третий был запасным. От Южно–Китайского моря до входа в Средиземное оба вентилятора не выключались ни на один час. Когда один из них ломался, взамен ему тут же ставили запасной, а поломанный немедленно ремонтировали.
      
 В Южно-Китайском море вблизи северной оконечности острова Калимантан (Борнео) сделали первую станцию рейса. На станции все 11 отрядов экспедиции опробовали свою аппаратуру. Были взяты пробы грунта и воды с глубины более 1000 метров, проведен отлов планктона, выполнены измерения оптических характеристик воды. Нашим первым иностранным портом в этом рейсе был Сингапур, который в те годы среди моряков славился разнообразием и дешевизной товаров, особенно фото - и радиотехники.

  Конечно, оказавшись здесь, все мы «отоварились» по «полной программе. Большое впечатление произвели на меня многочисленные храмы нескольких разных религий. Было очень интересно посетить такие места как аквариум, птичий парк, ботанический сад, ферму, где выращивают крокодилов.

 Но больше всего поражало само существование процветающего города -государства с высоким жизненным уровнем большой части населения - при полном отсутствии каких - либо  природных ресурсов. Здесь нет площадей для производства своей сельскохозяйственной продукции. И вся площадь этого государства составляет всего 57 квадратных километров.

 Здесь нет даже своей пресной воды. Чтобы построить свой аэропорт, здесь пришлось нарастить береговую полосу, беря грунт со дна моря. Здесь нет ничего, кроме хорошего географического положения на «морской дороге», трудолюбивого населения и разумного правительства.