Заводской водила - тоже человек

Андрей Печёнкин
 Многочисленный отряд заводских шоферов - «каста» особая. Водители легковушки, автобуса, грузовика, скраповоза, погрузчика... На них держится предприятие. Они держатся за завод. Одни им завидуют, другие уважают, третьи — нещадно эксплуатируют. Сегодня я расскажу о трёх водительских професиях, в каждой их которых. Как оказалось, можно найти немало интересного.
                АВТОБУСНИК
  Водитель заводского автобуса Владимир Лапшин — шофёр с тридцатилетним стажем. На завод пришёл с городского маршрута. Он, как и ещё трое внутризаводских водителя, работает по 12-часовому графику. В 6 утра начинается приём смены, а в 7.15 — перевозка рабочих по территории предприятия. Протяжённость одного «кольца» по заводу — 9,4 километра. С утра и до обеда Владимир делает шесть таких колец. После обеда — ещё семь. Таким образом, только внутри завода за день накатывается более 120 км. В 17 часов Лапшин уже в распоряжении диспетчера завода. По ночам частенько приходиться «летать» по городу, собирая заводских специалистов, которых вызывают на предприятие для разрешения экстренных или чрезвычайных ситуаций. «Бывает, доставишь одного, - рассказывает Владимир, - а он не может помочь. Приходиться гнать машину за другим». Утомляет ли, особенно днём, однообразие работы? Владимир считает, что нет. На внутризаводских трассах всё-таки поспокойнее, да и гаишников нет. Впрочем, монстров в серых мундирах Владимир и в городе не боится, ведь недаром за десятилетия водительства он снискал многочисленные награды за безаварийную работу на транспорте.

                СКРАПОВОЗНИК
  Приземистое 14-колёсное чудище скраповоз «БЕЛАЗ», предназначен для первозки скрапа, а по-русски — металлолома. Максимальная скорость скраповоза 18 км в час, мощность -425 лошадиных сил, а вес — 44 тонны. За смену скраповоз, курсирующий по электрометаллургическому корпусу, должен перевезти 21 бадью металла. Главным отличием скраповоза от других машин является наличие двух кабин (спереди и сзади) и отсутствие спидометра и счётчика километража. Вместо этого на панели управления располагается счётчик наезженных часов (сама машина управляется гидравликой). Водитель этого удивительного авто Александр Косенков пересел сюда с заводского автобуса. «Конечно, такая работа утомляет, - признаётся Александр. - Всё время один и тот же маршрут. Я года три рвался уйти отсюда. Начальник не отпустил. Ну, я и привык. А новички устают, не знаю как. Зато, пока перебегаешь с передней кабины в заднюю, вот тебе и разминка».

                ПЕРСОНАЛЬЩИК
 - По нервному напряжению работа персонального шофёра труднее все остальных водительских профессий — считает водитель-персональщик Владимир Иванов.- Персональщик должен всегда уметь предвидеть работу начальника, своевременно подать автомобиль в идеальном состоянии — чистый и исправный, да и сам водитель должен выглядеть чисто и аккуратно. Поскольку начальство «любит» работать допоздна, то и рабочий день персональщика длится по 14-16 часов. К этому зачастую добавляются авральные выходные. Поэтому персональщик может понадобиться в любой момент, и он не вправе рассчитывать на свои личные дела. В день персональщик накатывает в среднем около 300 километров. Если случается наездить километров 60-80, то такое у персональщиков считается просто отдыхом.
  До завода Владимир Иванов работал в таксопарке, затем в администрации города. Доводилось возить ему и мэра и депутата Госдумы. «С последним вообще тяжело было работать, - вспоминает Владимир, - бывший милиционер любил беспрекословное подчинение. У него даже было такое выражение: «Забудь о своей семье — ты должен сделать всё, чтобы у меня было всё в порядке». Ну, опять-таки, многие персональщики вылетели с этой работы за болтливость. Ведь всё, о чём говорит начальство, не должно выходить за пределы машины. Иной раз, слышишь, за спиной переходят на полушёпот. Ну, сделаешь радио погромче, чтобы люди могли свободно переговорить. Вообще, начальники разные бывают. Один хлопнет дверью, ничего не сказав, и сидишь, ждёшь его как дурак. Другой предупреждает, что вернётся во столько-то. Этого можно уже не ждать попусту, а съездить за это время, скажем, на обед. Автобусникам или дальнобойщикам легче. Можно съехать с трассы, передохнуть, попинать для разрядки напряжения колесо. А что делать мне, когда какая-нибудь расфуфыренная фифа, встреченная начальством в аэропорту, развалится на заднем сиденьи, закинув ноги в грязных сапогах чуть ли не под нос водителю? Персональщику все эмоции и раздражение приходится оставлять за стеклом своей машины».
  Как видите, заводским водителям скучать за рулём не приходится. А если к тому же за это  хорошо платят, тут и дело спорится, и душа радуется.