Киносценарий. Спасатели, часть 2

Ольга Не
Замечания автора.
1. Так совпало, что в одном разделе сайта (фантастика)оказались два рассказа с одинаковым названием (автор второго - А. Герзон) и близкой тематикой (идеи носятся в воздухе). Надеюсь, путаницы не возникнет.;)
2. Почему-то все начинают читать сразу со 2 части. Не знаю, можно ли что-нибудь понять при таком подходе. ;)
3. Когда герои дают интервью, их голос звучит за кадром, на экране - события, о которых идёт рассказ.

  Площадь в большом городе России. По периметру – молодые деревца, в центре – фонтан – модель Солнечной системы. По краям его – скульптуры, изображающие людей разных профессий: лётчика, космонавта, древнего каменщика, пахаря, пекаря... В кадре – корреспондент, в руках у него – видик (адаптивный видеокоммуникатор). Улыбаясь, он говорит: «Здравствуйте, дорогие телезрители! С праздником! Сегодня исполняется 10 лет с момента Преобразования! В этот солнечный майский день я веду свой репортаж с самой новой площади нашей древней столицы – площади Созидателей. Повсюду здесь радостные лица, цветы, улыбки и смех, песни, танцы. (В сторону:Извините, не могу: я на работе). Вспоминаются кадры старинной кинохроники: праздники ХХ века. Кажется, я говорю те же слова, что и мои коллеги 270-летней давности. Правда, теперь нет колонн демонстрантов и трибун с высоким начальством, но танцуют и поют, пожалуй, не менее весело, чем тогда. Давайте попросим москвичей поделиться своими впечатлениями и воспоминаниями.
- Здравствуйте! РТВ поздравляет Вас с праздником! Расскажите, пожалуйста, о том, что произошло с Вами в тот памятный день. (В кадре – пожилая женщина, по виду – скромная пенсионерка).
- О, этот день  - один из самых счастливых в моей жизни! – лицо её просияло, - Я после смерти мужа одна жила: дети и внуки разъехались: Митя с Таней и детьми - в Южную Америку, Катя - в Австралию, Валя, её сын, в Черноголовке учился, но у меня не бывал: нужны молодым старики…
 В то утро я сидела и читала книгу. Да-да, люблю читать старинные книги. Конечно, современные удобнее, но эту читаешь и думаешь о тех, кто её в руках держал. Ещё моего прапрадеда библиотека. Простите, отвлеклась. Инфотер был, как всегда, включён: для одинокого человека важно, чтоб чей-то голос звучал. Там какая-то музыка шла, психотренинг, что ли – не помню, не прислушивалась, а потом вдруг русская песня зазвучала. Слов наизусть не знаю, но её мой прапрапрадед певал, у меня запись есть, семейная реликвия. Я удивилась: по радио народных песен никогда не передавали. А в конце – звук такой, будто струна звучит скрипичная. Послушала – и опять читаю. Вдруг – звонок. - Валечка, здравствуй!  - А он: «Баб, прости, я свин. Месяц назад обещал тебя навестить, но сегодня, точно, приеду. С обеда – прямо к тебе. Тебе чего лучше – бананов или апельсинов?» (Глаза женщины повлажнели, голос прерывается). Я говорю: «Да ничего не надо, мне тебя бы повидать.» А он: «Я факт соскучился…» Простите, не…(женщина вынимает платочек, промокает глаза. Стала я готовиться к его приходу, я ведь по-старинке, дома готовлю, а тут – опять звонок: Катя. Прощения просит, что забыла меня. Извините, как вспомню… (вытирает слёзы). Потом Митя позвонил. Я удивилась: то молчат месяцами, а тут – все сразу. Несколько дней удивлялась, только когда по всем каналам объявили, поняла. Теперь внук с женой и правнуком со мной живут, ухаживают (улыбается), дети приезжают. С праздником! Добра всем и здоровья!
В кадре – мужчина средних лет, за руку держит мальчика-школьника. Одет хорошо, лицо задумчивое.
- Расскажите, какие чувства вызывает у Вас этот праздник. Лицо мужчины меняется, на нём – одновременно сожаление, удивление и самоирония.
- Сложные, знаете ли. Я ведь был, ну, не олигархом, конечно, но миллионером. Такими делами ворочал! А после этого…Преобразования… до сих пор не пойму, я больше потерял или приобрёл. Как сейчас помню: подписывали мы очередной договор о поглощении конкурирующей фирмы и вдруг …я вроде задумался. Слышу – песня звучит, у нас инфотер всегда включён был. А на последнем куплете – звук, словно струну задели, будто сам собой в голове возник. Чувствую – не могу подписать. Такие деньги в эту сделку вбухал: эксперты, нужные люди, то-сё, чтоб ни один ревизор не придрался, чтоб сотрудники не бастовали… – не могу! Будто у меня глаза открылись, и душа застонала. (Хмурится). Что ж, думаю, людей – на улицу? У них же дети! Как раз в то утро сын позвонил, сказал: «Назначаю тебя дедом». Я что – людоед? В общем, отыграл назад. Компаньон мой чуть меня не убил, а я ему: «Больше тебя теряю, зато рук не буду марать». Теперь – всё по закону, налоги и прочее, деньги, конечно, не рекой текут, но – он улыбнулся – на жизнь хватает. Я ведь людей-то раньше не замечал, а тут вдруг осенило: «Я ж одному богу молюсь - деньгам». Раньше, когда меня упрекали, только смеялся: что эта мелочь против меня! А они, оказывается, тоже люди. Извините, нам пора (мальчик, уже не стесняясь, с силой тащит деда в сторону аттракционов).
………………………..
В кадре – неторопливо идущий ещё молодой мужчина. Рядом с ним – мальчик лет 12 с букетом цветов. По несколько странной походке мужчины видно, что его элегантный костюм – с функциями экзоскелета.
- Здравствуйте! С праздником!, - обращается к нему корреспондент. Поделитесь, пожалуйста, своими воспоминаниями о Дне Преобразования.
На лице мужчины – горькая и вместе с тем гордая усмешка. Мужчина оглядывается по сторонам. - Что-то пить захотелось. Вон сок продают. Дай подержу букет, сходи-ка купи 2 банки. И концерт заодно посмотри. Мальчик убегает.
Не знаю, поймёте ли Вы – задумчиво начинает он. Этот праздник для меня навсегда связан с катастрофой, которая…считайте, что в тот памятный (усмехается) день я умер, и родился другой человек.
- Если Вам это не больно, - корреспондент старается сгладить неловкость.
- Уже нет. В тот день…Люблю скорость, даже теперь (усмехается). В тот день я нёсся на своём супере (сколько отдал за него – вспомнить страшно, последняя модель была) по территориям 3 категории: поразмяться захотелось. В глазах – облака мелькают, по сторонам – чего смотреть, 3 категория. Местные, ясно, заранее врассыпную. Может, живность какую и придавил – не обратил внимания. Только вдруг – прямо по курсу – малыш. Явно абориген. Одет кое-как, грязный, соображения – ноль.Ну, кто я – кто он, да кто их считал, эту 3 категорию! Жму вперёд. Тот уже метрах в двадцати, и в глазах у него – не ужас, а восторг: ясно, впервые такое чудо видит. Мне отец рассказывал, что в старину считалось: не испугался малыш машины – инженером будет. Я ещё подумать успел: «Этот уже никем не станет». И вдруг сам испугался, будто это на меня супер мчится, а в голове –словно струна прозвенела. И страх мой превратился в боль, будто полсекунды уже прошло, и это меня по дороге размазали. Я в старинном, ещё бумажном, журнале читал, что многие тогда думали: «При экстриме время замедляется». Чушь! Это мы соображаем на порядки быстрее. Я сразу боковым увидел, как к малышу мать бежит, понимает, что не успевает, зовёт его, он не слышит, а рука сама курсор - на значок «Вертикальный взлёт». До сих пор радуюсь, что взял эту модель, говорили: «Зачем, зачем…» - пригодилось. Топлива у меня уже только на взлёт и отвернуть хватило, предупреждали же, какая там мощность…Защита отрубилась, корпус, понятно – в атомы, я – тоже, почти. Собрали кое-как. Доктор сказал, днём раньше – сразу бы на запчасти, а после этого…
- Преобразования, - подсказывает корреспондент. – Ну да, он сказал, ему просто интересно стало, можно ли из осколков скульптуру собрать и оживить. Себя называет Пигмалион-23! Живу теперь весь в высоких технологиях: зубы новые, экзоскелет, обещают, правда, через год сам пойду. Водить – ни за что! Зато сплю спокойно, а парень в спецшколе учится, помогаю. Его мать меня простила, представляете?! Всё, а то вон он идёт, ему эти подробности ни к чему.
……………………………………………………
В кадре – молодая женщина. Лицо замкнутое, одежда тёмных тонов резко выделяется на фоне пёстрой толпы. - Здравствуйте! - обращается к ней корреспондент. Расскажите, пожалуйста, что Вы чувствовали в День Преобразования.
- Горе! - резко отрубает женщина. Корреспондент ошарашено смотрит на неё, бормочет: «Простите, я не знал…»
- Никто не знал! Нет, я понимаю, наверное, так надо было, но неужели нельзя было без жертв? Понимаю, они сами, но можно было по-другому! Дядя и тётя, золотая элита. Для вас это, наверное, не повод для гордости. Он застрелился сразу, прямо в супере, у водителя – срыв, тётя – та всё обдумала, записку написала и вколола... Она главой Медхимпрома (в голосе – нотки гордости) … была, всё доступно. Я понимаю, Преобразование, Пробуждение, общественная целесообразность, новая эра, в школе учили. В древности поговорка была: «Лес рубят – щепки летят». А они со мной в детстве в прятки…Зла во мне нет, просто жаль, что так. Извините, всего хорошего!
………………………………………………………………..
Корреспондент с расстроенным лицом пытается спасти передачу: «Дорогие зрители! Сейчас я хочу подытожить услышанные вами рассказы разных людей об их впечатлениях. Они, как вы видите, разные, от восторженных до негативных. Я специально беру интервью у тех, кого в недавние ещё времена называли «простыми» людьми, хотя, думаю, всем понятно, что каждый такой человек – свой неповторимый мир, пусть и не совершил ничего выдающегося. Расскажу и о себе. Я тогда был подростком. В тот день в колледже (увы, я учился в колледже 2 категории) было собрание: обсуждали поведение одного паренька (имя не назову) из нашей группы, нарушившего правила: в свободное время он, как показали видеокадры, на территориях 3 категории общался с аборигенами и даже пытался обнять одну из девушек. Завязалась драка. Конечно, мобильный наряд навёл порядок, но аборигены недосчитались двоих, а мой сопротивлявшийся коллега оказался в изоляторе. Как оказалось, БАДы для подростков он не принимал, а скармливал приблудившемуся коту. Хитрый: клал таблетку в рот, сигнал в упаковке срабатывал, он бросал её в приёмник, а таблетка доставалась толстому мурлыке. Техник интерната, приютившая того, радовалась: умница, не орёт, не пропадает неизвестно где, покушает, поурчит и - спать. Ну, стали решать, что с нашим другом делать. Конечно, все понимали, что решаем не мы, но демократия! Исключение – понятно, но куратор настаивал на деструкции личности. До сих пор помню лицо директора. Гнев, раздражение, но и горечь:я теперь понимаю, что он, в сущности, любил нас. Парнишка тот неглупый был, любопытный только очень. А в нашем колледже этого нельзя: мы ж не первая, вторая категория: от инструкции – ни на шаг. Впрочем, за такой «подвиг» и первой бы мало не показалось. Так вот, объявили обсуждение. Я дружил с ним, но решил молчать: зачем в защитники лезть, всё ясно, а при случае припомнят – так я думал тогда. Смотрю на него, а он даже не плачет, только весь бледно-серый, а в глазах – ужас. И вдруг показалось, словно кто-то струну задел: «Ля-я-а!». Видно, не я один этот звук слышал, потому что все кругом головами завертели: «Что это и откуда?». И тут я ПОНЯЛ, кем я буду, если промолчу. Какое-то незнакомое слово в голове прозвучало, но чувствую, что бранное.Кричу: «Нет, не надо!» и сам себя будто со стороны слышу. Потом чувствую, все зашумели, возмущаются, защищают, а дружок мой ожил, плачет и повторяет: «Ребята, я за вас… не забуду, никогда!». Дальше – понятно. Исключили с испытательным сроком, штрафной кредит оформили, но жить оставили. И что меня больше всего удивило – лица собравшихся. Похорошели, будто свет какой-то на них пролился, или, наоборот, изнутри светятся. Дальше вы и сами знаете. Но, думаю, стОит каждому записать свои воспоминания, чтобы любой житель планеты мог познавать историю с помощью дневников очевидцев. Возвышенный слог располагает к классике, а у нас тут в кустах рояль…
Раздаётся шум, визг, из кустов вываливается компания дошколят: белокурая девочка с глазами цвета морской волны и двое мальчишек: худенький чёрнявый и зеленоглазый крепыш помладше.
- Сюрприз,- растерянно бормочет корреспондент. Видимо, рояль предполагался несколько иным. Дети с удовольствием строят рожицы перед камерой. Оператор, наконец, поворачивает её. В кадре видно, что к детям почти бегут взрослые, похоже, это три ещё молодых семейных пары. Они приближаются, и становится ясно, кто чьи родители. Оператор делает общий план, а корреспондент продолжает: «Вы видите тех, кого Председатель нашего Правительства в своих воспоминаниях о тех днях называет Спасателями. Это они разработали метод Преобразования и впервые в мире применили его, изменив нашу жизнь, надеюсь, навсегда. Слово – начальнику лаборатории соционейрофизиологии, главе группы разработчиков метода Смирнову Игорю Петровичу. Поздравляю Вас с десятилетием Преобразования! Ваши чувства и впечатления нам особенно интересны.» Он подносит микрофон высокому темноволосому мужчине.
- Здравствуйте, - тот улыбается, но тёмные глаза его грустно-серьёзны. Прежде всего, должен отметить, что метод – результат работы большого коллектива, не только моей. Сама идея, например, Тань…Татьяны Дмитриевны Ланской. Пожалуйста, - он показывает глазами на стоящую рядом женщину, с такими же, как у девочки, светлыми глазами, - расскажи. Та, слегка покраснев, придвигается к микрофону.
- Идея появилась у меня во время лекции. Мы все учились в очень хорошем колледже, в одной группе. Социоисторию у нас читал Умнов, представляете? Он тогда ещё не был академиком, просто спецом высшего класса.Помните, какая была жизнь? Туда нельзя, это не трогать, здесь видеонаблюдение, то запрещено. Всюду – встроенная совесть, бр-р! Будто нас дрессируют. «Так и было», - задумчиво произнёс третий из группы, зеленоглазый шатен.
- И когда Умнов нам рассказывал о том, как всё было плохо в 21 веке, а теперь стало намного лучше, вот только кризис никак не кончится, меня вдруг осенило: «Да ведь это тупик! Мы же все вымрем! А в чём причина? В том, что контроль за поведением людей сведён к простой дрессировке. Мы друг друга воспринимаем только как конкурентов. А потом у меня в мозгу словно что-то включилось, будто тени неясные перед глазами замелькали». «Тени прошлого», - усмехнулся третий. - Я глаза прикрыла и будто текст какой-то читаю, как в книге, нам на уроке видео про книги показывали. Дальше вы знаете, Умнов в воспоминаниях рассказывал. Выдай он нас тогда… «История не знает сослагательного наклонения», - снова вставил третий, его зелёные глаза смотрели весело, - не будем моделировать альтернативную реальность.
- Почему же? – спокойно возразил Смирнов. Не надо вводить зрителей в заблуждение. Помните, сколько моделей мы строили? Как ты говорил, Саша? (Поясняет: это Александр Петрович Тарасов, наш главный сетевик) «Нейросети вспотели!» И ни одна модель, поверьте слову научного работника, ни одна не давала сколько-нибудь приемлемых прогнозов при неизменности существовавшего в то время на планете состояния общества. При всех допущениях получалось, что лет через 100 – 150 мы бы получили вымирание на фоне всеобщего одичания и хаоса. Повсеместное истощение ресурсов, ухудшение здоровья, потенциально возрастающая агрессивность, которую еле сдерживал тотальный контроль, - короче, человеческая популяция умирала.Да вы и сами всё знаете. Мы смотрели на мониторе интервью с женщиной, потерявшей родных в результате Преобразования.(На лице его появляется скорбное выражение, глаза – ещё грустнее). Искренне сочувствуем ей и её близким. Мы не хотели жертв, принесение кого бы то ни было в жертву – само по себе отвратительно и может быть оправдано только гарантированной возможностью избежать ещё бОльших потерь. Я как руководитель работы принимаю всю ответственность за известные вам последствия на себя (двое других выражают протест, он отмахивается от них: «Я принимал решение!»). Я уже упоминал о большой работе по моделированию сложившейся на планете ситуации. Хочу подчеркнуть, что мы просчитывали последствия при разных вариантах развития событий. Уверяю вас, и соответствующий отчёт нашей лаборатории доступен при желании каждому, что случившееся - наименьшее из возможных зол. Да, главу Медхимпрома жаль, её самоубийство в расцвете лет – трагедия для близких. Но знаете ли вы (глаза его темнеют), что в результате политики этого министерства ежегодно заболевали лейкозом сотни детей, по всему миру – тысячи, что из-за загрязнения среды мы ежегодно получали сотни нежизнеспособных мутантов, что лекарства под маркой снижения себестоимости становились всё более токсичными, а пищевые добавки сокращали жизнь попавших в 3 категорию (голос стал громче, в нём явственно чувствуется негодование) до 40 лет. Да, коррупция была побеждена, об этом нам говорил ещё Умнов в своих лекциях, но только в низшем и частично в среднем слоях общества. Она не исчезла, просто стала управляемой сверху. О том, что происходило в замкнутой среде золотой элиты, даже спецы высшего класса только догадывались. Не хотелось бы говорить об этом в праздничный день.
- Но мы отклонились от темы. Вернёмся к науке. Думаю, все согласятся со мной в том, что деятельность мозга для нас уже не столь таинственна, как в 21 веке. Мы обобщили результаты изучения активности мозговых структур у разных людей и в разных ситуациях. Оказалось, что совсем небольшой нервный узел у части людей способен выполнять очень тонкую работу: он обеспечивает эмпатию, позволяет человеку поставить себя на место другого в ситуациях, которые мы называем «разделением общего ресурса» или конкуренцией. С ними человечество сталкивалось во все времена, от разделки туши мамонта до распределения прибыли атомных заводов. Неоценимую помощь в моделировании нам оказал наш самодеятельный поэт (гены сказываются!) и литературный историк Саша (кивает в его сторону, тот улыбается), и, конечно, Умнов: сами мы не смогли бы достать все необходимые материалы. Оказалось, что пресловутая коррупция, обман и подобные явления становятся возможны, только если этот механизм не включается. Выяснилось также, что от рождения он работает правильно лишь у 5 – 7% людей, ещё у примерно 80% он формируется в процессе воспитания, а остальные…(усмехается) давали богатый материал для мировой литературы прошлых веков, как, например, Макбет и его супруга. То, что предложила Таня на лекции, в старину сознавали даже неграмотные. Жаль, что это понятие исчезло из нашей жизни. И вот мы трое решили его возродить, реализовать, так сказать, Танину идею. Желательно было бы «починить» этот механизм у возможно большего количества людей одновременно, а ещё лучше – одномоментно: иначе, ясно без всяких моделей – будут новые жертвы, и выживут необязательно лучшие люди. Но как? Воспитание? Увы! Момент для этого был упущен ещё в 20 веке. Пищевые добавки? – Медленно, на всех действует с разной скоростью. Что остаётся? Не буду читать вам лекцию в праздник, скажу только, что радиосигнал определённой формы и частоты практически одновременно у всех запускает процесс синтеза веществ, позволяющих замкнуть необходимую цепь нейронов. Дальнейшее, как вы понимаете, - дело техники. Главное было – сохранить разработку в тайне, иначе сейчас мы уже не давали бы интервью, а после деструкции личности жили бы в резервациях 4 категории.
- Это вряд ли, бормочет, как бы про себя, Саша.
- К счастью, нашлись единомышленники среди наших однокурсников, которые разъехались по всей планете. Они поддержали нас, даже зная о последствиях. Лучше потерять 10000 во всём мире, чем всё человечество. Ведь поступки, ставшие источником непереносимых мук, их никто не принуждал совершать. Повторюсь: мы выражаем сочувствие пострадавшим, но сознание, сколько миллионов мы спасли, удерживает нас от отчаяния. Теперь все силы человечества направлены на созидание, а не на накопление и передел.
- Теперь все усилия – в мирных целях!, - вступил в разговор Саша.
- А какие у вас планы на будущее? - вставил слово корреспондент.
- В ближайших планах – оптимизация функционирования организма. Это даст нам колоссальную экономию ресурсов, позволив оздоровить планету, но только при условии совместной работы всех учёных…
Хотелось бы сказать ещё вот о чём. Общество, как любая сложная система, несвободно от ошибок, поэтому со временем, с накоплением их последствий, неизбежна частичная деградация. Если не будут созданы механизмы противодействия этому, в истории возможны новые провалы. Появятся новые недовольные существующими порядками. Возможно, пройдёт время, и нас будут не превозносить, а проклинать, возводя на нас напраслину, что из-за нас все беды. Мы хорошо понимаем это, и то, что у человечества только два пути: либо через тернии - к звёздам, либо – в болото всеобщей деградации. Надеюсь, что люди выберут первый путь.
Внезапно на лице корреспондента появилось такое выражение, будто он вспомнил о чём-то важном.
- Да, а что это за звук струны и музыка? При чём здесь они? Звук струны слышали все, независимо от того, включёны ли были инфотеры. И что за запись передали в эфир?
Все трое рассмеялись. – Это всё Сашины поэтические наклонности, его романтическая натура, - пояснил Игорь Петрович. Звук струны – просто слуховая галлюцинация, безвредный побочный эффект, а песня…
- Очень к случаю подходила, - Сашины зелёные глаза смеялись. Я историей литературы увлёкся ещё в колледже. Народные песни, былины… А когда уже всё готово было, подумал: «Нельзя же совсем ничего людям не сказать, хотя бы намекнуть надо». Умнов помог найти старинную, ещё с фонографа, песню. Слова там очень подходящие: «Вдруг в Кудеяре-разбойнике совесть Господь пробудил». Вот и всё.