Честные выборы

Милларт
Выборы…

С чем ассоциируется у Вас это слово? С благородным чувством выполненного долга, или, напротив, с отвращением от обмана, лицемерия, с усталостью от криков и взаимных обвинений, с тоскливым послевкусием безысходности?
Думаю, читатель согласится, что тенденция сдвига электоральных эмоций в полосы спектра, окрашенные недоверием и скепсисом, все больше усиливается.

Между тем, даже если ограничиться чисто техническими моментами, сама по себе выборная процедура есть нечто "сырое" и неполноценное. Механизм голосования, если вдуматься, остался до сих пор в том же самом, примитивно-шапочном варианте, что и сто лет назад. Человек двадцать кладут в шапку председателя записки, а затем считают. Точнее - двадцать кладут, а один считает. А уж как подсчитает, так и будет.

Вот простые примеры, показывающие, насколько выборный механизм отстал от прочих организационных моментов контакта гражданина с государством.

Предположим, мы оплачиваем квартирные счета. В свидетельство того, что счет оплачен, оператор-кассир выдает нам квитанцию об оплате. Это документ, который, по мере надобности, мы можем предъявить в свидетельство того, что деньги внесены именно за ЭТУ квартиру и именно в ЭТОМ объеме. Или, скажем, когда на почте мы посылаем посылки и бандероли, работник почты также должен дать квитанцию, где написано: что принято, когда принято, и (главное) кем принято. Штраф в автобусе, билеты на экскурсию в Кремль, обычные торговые чеки в магазине - в норме у гражданина всегда остается на руках документальное свидетельство об акте взаимодействия с государством. Все это привычно, и кажется нам естественным, не правда ли?

Вспомним механизм голосования. Избиратель опускает такую невесомую, как капля, бумажку в урну… и все? Но капли сливаются в ручейки и реки, и, в конечном итоге определяют (должны определять) нашу с Вами судьбу. Встает вопрос: где квитанция?!
Позвольте, неужели вопрос оплаты квартирных счетов более ценен, чем проходящий раз в четыре года шанс внести реальную каплю в изменение (влияние) на маршрут Страны? Неужели мы ценим 50-ти рублевую посылку дороже, чем это, если НЕ ТРЕБУЕМ никаких квитанций за опущенный в урну заветный клочок?

Существуют, конечно, так называемые наблюдатели. Но кто из Вас знал лично этих наблюдателей (или хотя бы их фамилии) на прошлых выборах? На позапрошлых? Темные лошадки, почему мы должны верить им? Считается, что на каждом участке должно быть по одному наблюдателю от каждой партии. Когда это соблюдалось? Я уж молчу про вбросы, карусели и прочие "изобретения" служителей парка электоральных аттракционов.

Итак, что мы имеем? За окном XXI век. Ай-поды, ай-фоны, и еще много чего ай-ай-ай и ого-го. А на избирательных участках - все по-старинке, шапочный вариант. Только шапка очень большая, да и бумажки не маленькие.
Сейчас на участках вводятся уже электронные урны, но суть остается та же - никаких возвратных квитанций.

Предлагаемый ниже механизм, как кажется, мог бы за счет введения достаточно простой методики сделать выборы максимально прозрачными, и при этом сохранить полную анонимность избирателей.

Каждый голосующий может быть наблюдателем на новых выборах!

Суть проста и основана на идее сделать каждый бюллетень документом строгой отчетности, подобно тому, как это организовано с квитанциями оплаты коммунальных и прочих платежей. При этом для сохранения анонимности используются не личные данные избирателя, а уникальный номер бюллетеня.

 
Изложим идею по пунктам:
 

1) Бюллетеням присваиваются индивидуальные номера.

2) Избиратель при предъявлении паспорта получает два документа:

    а) бюллетень (избирателю дается право выбрать любой бюллетень из, минимум, 5-ти перевернутых лицевой стороной вниз);

    б) учетный лист (пустой лист бумаги, заверенный печатью и подписью председателя данного избирательного участка).

3) В избирательной кабине ставится обычный ксерокс.

4) Находясь в кабине, Избиратель ставит галочку напротив кандидата, имеющего свой номер в избирательном списке. Далее кладет бюллетень в лоток для копируемых документов, а учетный лист - в лоток подачи пустых листов. Осуществляет копирование и забирает с собой и бюллетень, и учетный лист со скопированным изображением заполненного бюллетеня.

5) На выходе из кабины Избиратель опускает в урну учетный лист. Бюллетень забирает с собой в качестве квитанции.

6) Подсчет голосов ведется по учетным листам. Голосующим считается учетный лист, на котором:

    а) отображена копия корректно заполненного бюллетеня (только одна галочка напротив уникального кандидата);

    б) имеются исходная печать и подпись председателя.

7) Голоса собираются по формату: "номер бюллетеня - номер кандидата в списке". Для ускорения процесса можно применить системы распознавания текста.

8) После подсчета всех голосов:

    а) в региональных СМИ (региональные газеты и/или их веб-сайты) публикуются РЕГИОНАЛЬНЫЕ СПИСКИ по формату, указанному в п.7.

    б) на сайте Центризбиркома публикуется ПОЛНЫЙ СПИСОК в формате п.7.

Как легко заметить, номер бюллетеня не несет никакой информации о личных данных избирателя, однако, позволяет каждому избирателю проконтролировать корректность учета своего голоса.

Таким образом, осуществляется строгая отчетность голосования при полной анонимности.

9) Избиратель знакомится со списками (п.8) и сверяет имеющуюся у него квитанцию (оригинал бюллетеня) на предмет совпадения уникального номера бюллетеня с кандидатом, за которого он проголосовал. В случае несовпадения каждый Избиратель может лично предъявить свой бюллетень в штаб "своего" кандидата. Соответственно, каждый штаб имеет возможность собрать неверно подсчитанные голоса и опротестовать результаты (требовать пересчета голосов). Кроме того, контроль за общим количеством исходных учетных листов и бюллетеней на каждом избирательном участке позволит выявить возможные "вбросы" и исключить их. Не говоря уже о том, что общая статистика (набранные проценты) может быть проверена по Полному Списку любым избирателем/штабом кандидата.

Таким образом, реализуется ответственность Центризбиркома за соблюдение процедуры подсчета голосов.


Разумеется, прозрачность выборов не сводится к одной лишь процедуре голосования и подсчета. Она состоит из следующих составляющих: допуск партий/кандидатов к выборам; равный доступ к средствам агитации; обязательное участие в дебатах; собственно, выборный процесс; подсчет голосов.

Проблемы, имеющиеся в довыборных аспектах прозрачности, достаточно хорошо разработаны ассоциацией "Голос", см. http://www.golos.org/

В данном случае фокус статьи направлен на, собственно, выборный процесс и подсчет голосов. На мой взгляд, введение подобной процедуры, резко поднимет доверие к выборам, а, следовательно, явку.

Выборы в стране – это важнейшая процедура, слуховая труба между гражданином и властью. От совершенства этой процедуры будет зависеть, услышат ли Ваш голос, или он затухнет, будет неверно услышан или проигнорирован.

Бюллетень должен стать документом строгой отчетности.
Это можно и нужно осуществить!