Крупные и мелкие дефекты

Владимир Бунимович
Теплым июньским вечером 76 или 77 года мы с женой Тамарой вышли прогуляться. Пересекли улицу Куйбышева и по Коммунистической пошли вниз.
Наша улица носила это претенциозное название из-за того,что в ее начале под номером 1 случайно оказался давно сожженный и разрушенный домишко, где в далеком 1898 году состоялся Первый съезд РСДРП. После войны домик восстановили по каким-то старым фотографиям и устроили там музей, где не было подлинных и достоверных документов, а только копии и копии с копий ...
<lj-cut>
По прошествии многих лет, из теперешнего настоящего хочется сказать, что лучше бы этот съезд вообще не состоялся и мир был бы избавлен от многих потрясений и миллионов погибших...

Мы прошли мимо дома под шпилем, по длинной лестнице спустились к круглой каменной беседке, вышли на набережную и двинулись по направлению к парку. В те годы это было одно из красивейших мест Минска.
Заходящее солнце отражалось в реке.Было много гуляющих.Наше внимание првивлекла шедшая навстречу немного странная пара.
Она - миниатюрная жгучая брюнетка лет 35-38, высокая прическа типа "хала", карие глаза, нос с горбинкой, яркие алые губы и хорошая фигурка на высоченных каблуках.
Он - блондин баскетбольного роста, бережно вел ее под руку сильно сконяясь к ней во время разговора и соразмеряя шаги с ее мелкими шажками...
Когда мы поравнялись Тамара первая узнала встречную.
- Фридочка, это ты? Здравствуй, дорогая,сколько лет мы не виделись!
-Здравствуй милая Томочка! Со дня выпускного вечера в институте. На вечере вы были вдвоем с Володей, а я еще одна!
Дамы поцеловали воздух возле щек каждой, стараясь не смазать помаду.
-Мальчики, познакомьтесь,скомандовала Фрида. Мой муж Коля - представила она, а это - мои однокурсники Томочка и Володя!
Только сейчас я вспомнил Фриду - на младших курсах они с Томой учились на одном потоке, а я ее знал меньше.
-Томочка, мы сейчас торопимся в гости к друзьям Коли, но давайте встретимся в ближайшие дни,я тебе позвоню.
Дамы обменялись телефонами.

Через несколько дней Тамара объявила, что мы приглашены к Фриде и Коле. В ближайшую субботу взяли торт, бутылку вина и пошли в гости. Нас встретили Фрида, ее мама и Розочка - высокая девочка-подросток, похожая на папу.
-Коля задержался на работе, будет позже. Садитесь за стол, начнем без него, сказала Фрида.
Скоро бабушка ушла к себе в комнату, девочка в соседнюю квартиру к подружке, а Фрида рассказала свою историю.

-Меня распределили в небольшой районный центр в Минской области и стала я работать врачом по кожным и венерическим болезням. О специальности в то время я не знала почти ничего, на шестом курсе дерматологии отводилось всего несколько часов, основное внимание уделялось общей терапии.
Я вела прием в поликлинике и любая сыпь на коже была для меня новостью. Но я держала в ящике стола атлас кожных болезней с цветными рисунками. Если было нужно, я просила больного подождать в коридоре, лихорадочно листала учебник, а потом приглашала пациента повторно, уверенно ставила диагноз и выписывала рецепт.

Следующей весной мне дали путевку на курсы специализации и дальше я работала
не только по учебнику, у меня появились знания и свой небольшой опыт.
Близких знакомых и подруг почти не было и когда однажды райком комсомола в районном клубе организовал новогодний вечер молодежи, мы, несколько молодых докторесс и учительниц решили пойти.
Вечер начался с небольшого доклада,минут на 40. Косноязычный лектор вкратце коснулся международного положения и долго талдычил о надоях, количестве покрытых коров,урожае прошлого года и прежних лет, вплоть до 1913 года...

Потом начались танцы под радиолу. Мы покружились шерочка с машерочкой и собрались уходить, когда военный уазик привез молодых, слегка подвыпивших офицеров из соседней военной части.Среди них был лейтенант очень высокого роста,белокурый слегка неуверенный в себе, с хорошей улыбкой.Это был Коля. Он прошел мимо меня и не заметил, а я сразу положила на него глаз.

Может показатся странным. но именно тогда, при первой встрече я решила, что этот немного застенчивый гигант будет моим мужем...

Еще нужно было постараться, чтобы он заметил такую крошку. Для начала я пригласила его на дамский вальс. Я с моим ростом 149 см всегда носила самые высокие каблуки, но Коля оказался выше меня вместе с каблуками на две головы. Под звуки вальса я летала в его руках, как пушинка. После не совсем удачного приземления один каблук сломался, Коля бросился извиняться. Я не стала его бранить, а только обреченно сказала
-Теперь вам придется отнести меня домой на руках...
Правда, домой он довез меня на военной машине и до двери все-таки донес на руках.
Я пресекла его попытки зайти "на чашку чая", но разрешила поцеловать в щечку...
Через два дня прямо на работу он принес новые туфельки на два размера больше. Эти мужчины... Пришлось их унести обратно.
Туфли я купила сама, а Коля влюбился и мы стали встречаться.

Коля мне рассказал,что родился в деревне под Новогрудком. Мать погибла во время пожара на ферме, отец после ее смерти запил, скоро бросил все и уехал. С 12 лет Коля рос в детском доме. Еще там его интересовало радио. Сразу после детдома призвали в армию, служил в полку связи, затем кончил военное училище и его послали служить в этот городок.
Меня его биография не испугала, но я что-то знала о наследственности и поставила непременное условие - он совершенно бросает выпивать или мы расстаемся...Уже поняв мой характер, он обещал, слово сдержал и вот уже 15 лет не пьет ни капли спиртного, даже пива. Одновременно отучила курить, не позволяя целовать в губы...

Его товарищи-офицеры подшучивали над Колей, что он совсем объевреился, не курит, не пьет, эта маленькая еврейка взяла его в свои твердые ручки, уговаривали бросить меня. Он только смеялся и все мне рассказывал. Много раз просил выйти замуж, я не говорила ни да, ни нет...
Так прошло почти 2 года.Один раз он пришел с большим букетом цветов и сказал -
-Все, Фрида. Решай окончательно - ты со мной или без меня. Через несколько месяцев я получаю перевод в другую часть, в Казахстан. Я тебя люблю, много раз звал замуж и сейчас тоже предлагаю руку, сердце и оклад старшего лейтенанта. Или мы едем вдвоем, или я тебя вижу в последний раз.
Для себя я давно все решила. Я бросилась ему на шею...

Через несколько дней я повезла его знакомить со своими родителями. Приняли его хорошо. Мама Сарра Шмульевна приготовила свое коронное блюдо - фаршированую рыбу и еще много чего, папа Абрам Айзикович поставил на стол бутылку коньяка и очень удивился, когда Коля сказал, что не пьет ничего алкогольного.
Коля выговаривал непривычные имена-отчества с трудом, но ни разу не перепутал...
Папе будущий зять понравился, а мама сказала мне на кухне -
-Девочка, ты такая маленькая, ты хочешь выйти замуж за этого гоя, детдомовца, как ты будешь жить с таким громилой? Эти мальчишки-офицеры все пьянствуют, изменяют женам, болеют дурными болезнями...
-Я как раз доктор по дурным болезням и от меня,будь спокойна, он ни к кому не уйдет! Ты же видела, он совсем не пьет и не курит, это я его отучила! И где я специально для тебя в моей деревне найду мужа-еврея?
Я люблю Колю и выйду за него замуж!
Начиная с девятого класса все свои личные вопросы я привыкла решать сама и не поддавалась ни на какие уговоры.

Через три месяца у нас была скромная свадьба, а еще через два мы уже были в Казахстане. Сначала жили в саманном домике. Зимой жуткий мороз, летом удушающая жара, воду возили автоцистернами...Потом нас перевели в Чимкент и дали комнату в семейном общежитии. У мужа служба шла хорошо,он занимался дальней связью, что-то изобретал. Я работу нашла сразу. Через 2 года родилась Розочка, правда пришлось делать кесарево сечение... Потом были еще переезды от края и до края...

Все эти годы я его пилила и точила, чтобы он поступал в военную академию. Он был хорошим специалистом и начальство не хотело его отпускать. Наконец, разрешили поступить и Коля с блеском сдал экзамены в ленинградскую Академию связи имени Буденного. При чем Буденный к связи я не поняла, но это не имело значения...
Годы его учебы я была рядом - работала на полторы ставки, дежурила ночами - хватило всего.
После окончания Колю оставили в округе, но через какое-то время вызвали в Управление кадров.
Начальник полистал бумаги и сказал -
-Николай Степанович, командование довольно вашей службой и мы считаем, что вы достойны продвижения. Скоро открывается вакансия на должность полковника в одной маленькой стране с жарким и влажным климатом. Там нужен перспективный грамотный офицер . Нужно научить этих засранцев-арабов обращаться с современной советской техникой, а чуть что не бежать от противника с голым задом.

Но у тебя, майор, есть один крупный дефект и ты сам знаешь какой.
-Никак нет, не знаю. Я не пью, не хожу по бабам, по службе, вы сами сказали, замечаний нет...
-Короче. У тебя жена еврейской национальности.Если хочешь получить назначение за границу, тебе нужно официально развестись со своей Фридой Абрамовной. Мы не можем допустить, чтобы наши военные тайны могла узнать израильская военщина и за границу твою Абрамовну не выпустим. Нет, ты можешь продолжать спать с ней, но только в пределах нашей Родины и неофициально. Все. О своем согласии сообщишь в течении трех дней.
-Товарищ полковник, могу ответить сразу. Разводиться с женой ради должности я считаю невозможным и категорически отказываюсь.
-В таком случае вы свободны. Мы подберем вам новое место службы и я вас вызову.

Через две недели его вызвал тот же начапьник.
-Вы уже побывали на Западе и Востоке. На Юг вы не захотели,так что поедете на Север . Там тундра, чукчи, небольшое подразделение правительственной связи и срочно нужен офицер с академическим образованием...
Так мы очутились в поселке Анадырь, вблизи Ледовитого океана.Розочка училась в интернате,дети ее дразнили, учителям было все равно.
Коля ездил по тундре,организовывал правительственную связь, а я получила прекрасную практику в виде застарелого сифилиса, гонорреи,чесотки и паразитов.
Однажды сломались какие-то установки в тундре. Коля поехал, вездеход попал в пургу. Несколько дней их искали. Экипаж перемерз,Коля заболел. Вначале пневмония, затем абсцесс легкого, операция. Я взяла отпуск и сидела с ним в госпитале, Розочку на это время оставили у друзей...
Наконец, Колю комиссовали по болезни. Уже два года живем в Минске у моей мамы. Квартиру только обещают. Коля работает на радиозаводе "Горизонт" в закрытой лаборатории, его хвалят, я - в кожно-венерическом диспансере.
Я прожила тяжелые годы жизни , но у нас есть Розочка, а Коля все годы носил меня на руках в буквальном и переносном смысле и не предал в трудную минуту...

Колю мы не дождались, он позвонил, что на работе аврал. Мы пригласили Фриду и Колю к себе через неделю.

В следующую субботу новые друзья пришли к нам.Посидели за столом. В нашей жизни с Тамарой ничего особенного не было - работа, дом, работа, хорошие дети.
Все испытания были впереди...

Коля мне не понравился.Говорить мне с ним было не о чем - не было ни общих воспоминаний, ни общих интересов. Это был типичный технарь.Он мог говорить о своей электронике, не считаясь, интересно это собеседнику или нет. Рассказал несколько плоских армейских анекдотов, над которыми сам и смеялся.
Я потом сказал жене, что вряд ли мы будем дружить семьями. слишком разные мы люди...

В зрелом возрасте поздно заводить новых друзей. Могут быть новые приятели,знакомые,сослуживцы или полезные люди. Но друзья - только давние и испытанные и их не может быть много. Впрочем, об этом много написано до меня...

Мы с Томой рассказали несколько общедоступных медицинских баек. Но Фрида вспомнила интересную историю.

- Однажды уже в Минске я сидела на приеме. По очереди зашла полненькая крашеная блондинка лет 25-27, в хорошей импортной одежде и косметике. Лицо простоватое, выщипаные и подрисованные брови, к летнему наряду не подходят закрытые туфли на низком каблуке.
-Садитсь, рассказывайте, что беспокоит - я заглянула в кврточку - Рогнеда Харитоновна. О, какое роскошное имя!
-Это все папа выпендривался. Я прописана в Минске, но работаю буфетчицей на круизном теплоходе в Одессе. Плаваем за границу, вокруг Европы. Сейчас я в отпуске, у мамы. Устроиться на корабль было очень трудно, но подвернулся один мужчина с параходства и он...
-Давайте ближе к телу.
-Все у меня хорошо..Но в последние три месяца болят подошвы, стали толстые, грубые,кожа трескается,даже кровь появляется...Я обращалась в Одессе к разным врачам, посмотрят, дадут крем, но не помогает - не могу носить босоножки. У меня несколько импортных пар пылятся в шкафу, а я должна носить эти страшные туфли...

Мне все врачи сказали что это небольшой косметический дефект и ничего страшного. Но ине болит и болит..
Одна мамина знвкомая и говорит "Сходи в наш диспансер, там одна маленькая евреечка врачом работает, говорят, разбирается", вы уж простите.
-Не нужно извиняться, я действительно еврейка. А скажи Рогнеда, ты брови выщипала,или сами выпали?
- Незметно, понемногу сами выпали, пришлось нарисовать...
-Утром волосы на расческе остаются?
-Остаются, при чем тут это?
-При том. Покажи подошвы.
...Да, не зря эта фифа носит закрытые туфли.На подошвах была толстая кожа, покрытая мощным роговым слоем, в глубоких трещинах, из некоторых сочилась лимфа.На свободных местах просвечивались розовые и желтые пятна...

...На Чукотке я видела много таких картинок. Похоже на сифилитический дерматит плюс алопеция(выпадение волос и бровей) - признаки вторичного нелеченного сифилиса. Где же был первичный аффект?...

-Расскажи,как ты заболела, эти изменения не сразу появились?
-Были в рейсе, я как всегда работала,раздавала пищу. Поднялась температура, заболело горло, пошла к судовому врачу Посмотрел в глотку, говорит небольшая ангина , дал освобождение на три дня. Полежала в каюте, температура пропала, пошла работать, а горло болит. Ну, доктор опять посмотрел, почесал затыок,сказал "Какая странная ангина! Ладно, рейс кончается, в Одессе пойдешь к врачу ухо-горло-нос." Пришли в порт, горло само перестало болеть, я никуда и не пошла. Потом сыпь появилась на гуди, на руках. Почти не чесалось, мазала кремом. Сыпь побыла с месяц и прошла, опять кожа чистая. Потом стали волосы выпадать и трещинаы на подошве...

Фрида продолжала -
-Я давно не слышала, чтобы так хорошо и подробно мне рассказали историю первичного заражения и развития вторичного нелеченного сифииса Я прикинула по срокам - первичный твердый шанкр, видимо, проявился в виде сифилитической ангины.

Когда-то профессор на лекции нам сказал, " При сифилисе первым наказывалется тот орган, которым грешили". Значит, наша Рогнеда заразилась, занимаясь оральным сексом, а скольких заразила она - еще неизвестно...
Но только со слов диагноз сифилиса не ставят.

Я предупредила женщину об осторожности в быту и дала направление в лабораторию. Через несколько дней пришел ответ - реакция Вассермана резко положительная.
Я "обрадовала" Рогнеду по телефону тем , что у нее цветущий сифилис и предложила срочно явиться ко мне за направлением в больницу со списком ее половых партнеров,
-Что еще за партнеры? - недовольно спросила она.
-Мужики, с которыми ты спала! Или тобой займется милиция, есть такой закон.
Через день она пришла на прием и принесла с собой общую тетрадь.
-Я решила, что если со мной так мужики поступили, то и я им сделаю подлянку. Но вам трудно будет найти их, они давно разъехались.
-Сколько мужчин было у тебя за последний год?
-Ну, это посчитать трудно... Кажлый день по 2-3 мужика, минус выходные, по три-четыре дня месячные, да болела три раза по неделе...Ну, 250 за год наберется... Да вот тетрадка!
Рогнеда протянула мне тетрадь. На аккуратно разграфленных страницах значились даты, имена , фамилии клиентов и сумма, полученная от каждого, в среднем от 20 до 30 рублей. В графе "Примечания" были такие перлы - Федя - брюнет, своя "Волга",№ машины хххх.  Петя - механик с "Лермонтова",хотел делать в жопу. Ваня - матрос с Кометы ,жадный, торговался, дал 15руб и бутылку водки - и далее в том же духе...
-Так ты обычная проститутка! -воскликнула я.
Почему-то мое замечание ее сильно задело.
-Почему обычная... Она помолчалаа и спросила вкрадчиво:
 -Скажите,доктор, вы были за границей?
-Нет, не была.
-А почему, вас не пустили?.
-Я не хотела, мне не нужно было
-Если бы и захотели, вам бы не разрешили. Евреев не пускают за границу. На нашем корабле в команде и обслуге ни одного еврея. Им нельзя доверять. Им доверишь, а они сбегут к капиталистам. Это мне наш главный чекист с корабля говорил, когда спал со мной .
А я была за границей пять раз, повидала все капстраны - Турцию, Грецию, Италию и все остальные, где был наш пароход. Мне государство доверяет.
Мне каждый год парторг подписывает характеристику, где сказано "Делу коммунистической партии предана, политически грамотная, морально устойчивая." Я даже прослезилась, когда у меня в каюте ночью ,голый он читал мне такие слова. Он говорил, что на таких простых скромных труженицах как я, держится наша родная партия. А еще он сказал, чтобы я готовилась к вступлению в КПСС и он сам даст мне первую рекомендацию.
Из уважения я с него даже денег не взяла...
Председатель месткома все жаловался на жену, что та малохольная, лежит в постели, как бревно и нет у нее подхода к мужу, а я такая мастерица, что он похлопочет об отдельной квартире для меня в Одессе, и мы с ним будем там встречаться...
А вы говорите - обычная проститутка...

Мы посмеялись интересному рассказу о политически продвинутой проститутке, надежде и опоре нашего строя.
К сожалению, это был смех сквозь слезы...