Из воспоминаний Ф. Н. Глинки

Эрнст Саприцкий
     Из воспоминаний Ф.Н. Глинки
(Глинка Федор Николаевич (1786-1880), поэт, в 20-х годах состоял при Санкт-Петербургском генерал-губернаторе М.А. Милорадовиче, прославленным генерале Отечественной войны 1812, чиновником по особым поручениям).

 – Раз утром выхожу я из своей квартиры и вижу Пушкина, идущего мне навстречу…Теперь,  – продолжал Пушкин, немного озабоченный,  – меня требуют к Милорадовичу! Я знаю его по публике, но не знаю, как и что будет и с чего с ним взяться… Вот я и шел посоветоваться с вами.
     Мы остановились и обсуждали дело со всех сторон. В заключение я сказал ему:
 – Идите прямо к Милорадовичу, не смущаясь и без всякого опасения. … Идите и положитесь безусловно на благородство его души: он не употребит во зло вашей доверенности…(Бартенев П.И. О Пушкине, с. 402)
     Пушкин так и поступил…

Поэту крупно повезло,
Что благородство, а не зло
Его по жизни сей вело.
И лишь в последний самый год
Зло вырвалось, увы, вперед…

     Часа через три, – продолжает свои воспоминания Ф. Глинка, – явился и я к Милорадовичу… Лишь только ступил я на порог кабинета, Милорадович…закричал мне навстречу: «Знаешь, душа моя!… у меня сейчас был Пушкин!... » (Бартенев П.И. О Пушкине, с. 403)
     Уже тогда, – комментирует это восклицание Милорадовича П. Бартенев, – было что-то магическое в слове Пушкин. Через шесть лет с подобным же восклицанием обратился император Николай Павлович к гр. Д.Н. Блудову: «Знаешь ли, кто был у меня сей час? – Пушкин! (Бартенев П.И. О Пушкине, с. 403)

Хоть был поэт тогда гоним,
Но даже Властелин,
Не почитавший никого,
Гордится, что общался с ним,
Наверно, только час   всего.

Был гений выше  всех регалий,
Что в годы эти уважали…
28.11.11

     На другой день, – продолжает Ф. Глинка, –  я постарался прийти к Милорадовичу поранее и поджидал возвращения его от государя. Он возвратился, и первым словом было:
 – Ну, вот дело Пушкина и решено!..

И вот такого человека,
Что был достойным сыном века,
Душой и помыслами чист *,
Убил безумный декабрист.

Что делать, юных мутит бес,
Их торопя: скорей, скорей!...
И невдомек им, что прогресс
Чем медленнее, тем верней,
Особенно в такой стране,
Что в сажень с лихом на стене…
*) Имеется в виду декабрист П.Г. Каховский, убивший Милорадовича 14 декабря 1825 г.