5-XI Свежие силы и новые полководцы

Публий Валерий
                Часть вторая главы XI

  Примерно до января-февраля, пока ещё не было точных вестей о командующем и новых частях, вкратце о военных действиях можно написать так. Держали оборону малыми силами; впрочем, мятежники нападали не так часто. По-видимому, они были устрашены тем отпором, что оказали им в их первой атаке, случившейся перед Сатурналиями. После этого события юный друг Марк, едва представлялся случай, так заразительно рвался навстречу опасности, что не только я был вынужден скакать за ним, но и сорокалетний Карман. Марк Аррий Силон всё стремится поквитаться за погибших товарищей, наших соратников. Тита Луциана, Нумерия Сигнума, Авла Годеама, Марка Атлета, Мамеркия Мазия, Тита Нигера и других конников второй и третьей турм. Маний ещё и за прежних сослуживцев-пехотинцев. И вообще, как все мы, оставшиеся от прежнего двенадцатого легиона, не хотим оставаться в долгу за не оставшихся…

  …Ободрились мы и с первыми известиями о предстоявшем в приближавшемся году прибытии значительных подкреплений. Не помешает: пора раздавить все головы мятежной иудейской гидры…

  Упомянув об успешно отбитой декабрьской атаке, я имел в виду битву у идумейского города Аскалона, что в шестидесяти пяти милях от Иерусалима. Там командир гарнизона Луций Секунд Вибиан во главе конницы весьма успешно, в двух битвах подряд, наголову разбил намного превосходившее числом войско мятежников. Коих, говорили, осталось лежать на поле почти двадцать тысяч. Марк Силон очень завидовал этой двойной победе – все его разговоры были только об успехе Луция Вибиана, дней двадцать не мог успокоиться. Зато сильно не поздоровилось попавшим под руку Марка мятежникам, пытавшимся нападать на наши разъезды.

  Но вот в Иудею прибыли новые полководцы со свежими войсками. Возглавил группировку (пусть незнатный, но) действительно выдающийся и талантливый военачальник. Опыта ему однозначно не занимать: пятьдесят восемь лет – жизнь и военные кампании (в которых прошла немалая её часть) научат не только побеждать противника, но и мудрости.

  К четырём когортам и всей коннице VI легиона под началом Спурия Плацида и почти целиком обновлённому (и посему пока мало боеспособному) XII легиону, которым поставлен командовать Луций Басс, присоединились многие части союзников, прежде всего царей Иудеи, Коммагены и Арабии. И, самое главное, боевые легионы. V-й Жаворонков, из Мезии, командир Квинт Цериал. X-й Парный легион, стоявший у Самосаты, под командой опытнейшего, начинавшего с простого легионера, Марка Траяна. И XV-й легион Фортуны Перворождённой, совсем недавно прибывший из Паннонии в Александрию, откуда его быстро привёл в Иудею Тит, сын Флавия Веспасиана, он же и принял над ним начало.

  Гней Домиций Сабин и молодой (всего на год старше меня) Тит Флавий Сабин – добрые приятели. Поэтому, хотя Гней и назначен трибуном в XII легион, его очень часто можно видеть в претории XV-го. С товарищем, с которым года полтора дружили в Городе, порою их звали «два Сабина».

  Естественно, не менее часто трибун Гней бывает и у нас с Марком. Нас перевели в X легион, юный Силон стал декурионом, в моём подчинении: твой брат – префект первой турмы. Маний Кар остался в XII-м, также префектом, турмы с тем же номером, что и ранее, то есть второй. Такие вот назначения и грандиозные пополнения. Моё – скромное. Конечно, я не мог ослушаться приказа новых военачальников – самого дукса и Марка Траяна…»

  Если Гней Сабин был коротко знаком со старшим сыном Флавия Веспасиана, то Секстия Вера имела близкие отношения с братом полководца, консуляром Сабином, а Присцилла Младшая – с его младшим сыном, Домицианом, тоже Титом. Пятнадцатилетний юноша горячо увлёкся главной жрицей Великой Матери Богов, двадцати одного года от роду. Поначалу не обращавшей никакого внимания на то робкие, то чересчур дерзкие попытки «мальчишки» поухаживать. Только тогда юный Флавий добился столь вожделенного внимания, когда попросил друзей брата – с Титом Сабином Веспасианом фламина была чуть знакома – и те поговорили с Фабией, а самому её юному поклоннику посоветовали принести жертвы Кибеле и Венере и подарить возлюбленной редкую картину или изваяние. Около месяца Присцилла встречалась с Домицианом, а рассталась, устав от его ревности. «Мальчишка» – так то ласково, то несколько свысока называла юного поклонника Муция – скандалил, напившись, и наедине, и за столом в гостях. После, конечно – обычно утром – просил прощения, но уже вечером сцена ревности могла повториться.

  В заключение приведённого письма Гай упоминал, что, когда Веспасиан только-только прибыл (сухим путём, через Геллеспонт) в Сирию, в Антиохии был предотвращён грандиозный пожар, который планировали разжечь городские иудеи, «но их причастность к семиаксиям не установлена».


Продолжение здесь: http://www.proza.ru/2011/12/11/1143


-------------------------
1) дукс – глава р. войска, армии, военный вождь.
2) Коммагена – царство, подчинённое Риму, соседнее (с севера) с Сирией, а с 17 года присоединена к провинции.
3) Арабия – зависела от Рима; имеется в виду Набатея, т.е. территория, заселённая набатеями.
4) Мезия – р. провинция по правому берегу Дуная. Как на потенциально опасной границе, стояли весьма боеспособные легионы.
5) Самосата – административный центр Коммагены.
6) Паннония – р. провинция, выше по течению, чем Мезия.
7) преторий – в р. военном лагере палатка командующего, дукса.
8) консуляр Сабин – брат полководца Веспасиана, консул-суффект в 47 г. Сам Веспасиан – консул-суффект в 51 г.
9) Геллеспонт – узкий пролив между Европой и Азией, точнее, современное Мраморное море.