Личность и Стадо

Евгений Габелев
Слухи о наличи в России граждан оказались верны. Хотя и сильно преувеличены.

Сегодня в России появились граждане. Фантазии о их количестве оказались изрядно преукрашены, но они есть. Их даже можно сосчитать. Пересчетом и обработкой данных на заведшуюся в стране чужеземную заразу сейчас занимаются компетентные ведомства.

Впрочем, граждане были всегда. Те, кто в одиночку выходил на площадь и стоял на своем. Те, кто шел с открытой грудью против государственной машины за свою и нашу свободу. Те, кто сидел за нас в лагерях. Те, над кем мы смеялись и кем гордились.

Эти люди были нашей гордостью и нашим моральным укором. Они предъявляли миру свое человеческое достоинство, покуда мы испуганно шептались на кухнях. Благодаря им мы знали, что у нас есть честь. Просто мы не решались ее защитить.

Сегодня мы сделали это. И нам понравилось.

Мы проспали двадцать лет. Как спали до того еще двадцать веков. Двадцать лет назад мне казалось, что у нас появился народ. Я ошибался. Спящие холопы перевернулись с одного бока на другой, и вновь погрузились в дрему. Испугавшись собственой тени.

Тысячи людей, вышедших на площади своих городов, что бы сказать власти, что мы больше не быдло, стали гражданами. Оставшиеся дома остались скотом. И сегодня у нас есть два народа. Тупое мычащее стадо — и свободные люди своей страны.

Я не боюсь обидеть этим соотечественников. Сто сорок миллионов взрослых здоровых людей, оставшихся лежать на диване пить пиво. Я хочу их обидеть. Я хочу плюнуть им в лицо. Они больше не мой народ. И никогда им не были.

Послушное стадо не является народом. Народом является Личность.

Достаточно одного человека, чтоб изменить ход истории. Важно лишь, чтоб каждый помнил, кто он. Помнил и знал, что его имя звучит гордо. Знал, что он рожден свободным. И может быть кем захочет, верить во что решит, и говорить об этом, ничего не боясь.

Воздух города делает свободным. Мы народ горожан. Граждане чудовищных каменных джунглей, научившиеся в них выживать. И мы не отдадим нашу свободу ворам. Им больше не украсть наш голос. Не украсть наше сердце. Мы не позволим.

Свобода проста и естественна как дыхание. Забудьте заумную философию. Свобода это смелость быть собой. Личная сила говорить то, во что верим. Даже если в чем-то окажемся неправы. Но говорить открыто, а не мычать, забившись в угол.

Мы сказали миру, что мы есть. И не важно, сколько нас. Теперь это наша страна.