Два полушария - два сознания, два вида мышления и

Лариса Викторовна Светличная
               
                Заключение

Подводя итог всему вышеописанному в разделе "Неосознанное общение", можно сказать следующее. Немой диалог посредством инстинктивного языка немого общения сопровождает речевое общение от начала и до конца, но не осознаётся, осознан только его  результат, так как поведение людей соответственно изменяется. Это можно объяснить наличием двух сознаний.
В 70-х годах прошлого века после операций на мозге, отделяющих полушария друг от друга, обнаружилось, что у человека есть два сознания, которые мыслят и ведут себя по-разному. После разделения мозга левое сознание пациентки (владеющее речью и логическим мышлением) всегда пыталось объяснять вслух действия её правого сознания (немого, но понимающего речь). И делало это неправильно, так как не знало о побудительных причинах этих действий, не было у него той информации, которая была у правого сознания. Поскольку экспериментатор не просил об этом пациентку, очевидно, таким путём её мозг пытался частично восстановить утраченную связь между полушариями. Речевое сознание названо доминирующим, работу немого сознания люди не ощущают и не осознают. Пациентка с разделёнными полушариями также не ощущала, что у неё - два сознания.
Роджер Сперри, впервые осуществивший операцию по разделению мозга в 1974г, писал что  «каждое полушарие ... имеет свои собственные ... отдельные ощущения, восприятия, мысли и идеи, полностью обособленные от соответствующих внутренних переживаний другого полушария. Каждое полушарие - левое и правое - имеет свою собственную отдельную цепь воспоминаний и усвоенных знаний, недоступных для другого. Во многих отношениях каждое из них имеет как бы отдельное собственное мышление» (курсив мой).
Путём самоанализа легко заметить, что существует осознанное последовательное логическое мышление, которым руководит доминирующее речевое сознание, и неосознаваемая работа мозга, результат которой доминирующее сознание получает  в виде «интуитивного» знания или чувства.
Во время  осознанного мышления речевое сознание задаёт своему мозгу вопрос в виде мысли, выраженной словами, цифрами или понятием. Ответ на поставленную задачу это сознание  всегда получает в  виде смыслового понятия  (кода, общего для всех народов), которое мозг сразу или через некоторое время оформляет в слова (на соответствующем языке), цифры, формулы и т.д. 
Неосознанное мышление человека, вероятно, подобно тому, которое есть у животных с развитым мозгом, но, естественно, на более высоком уровне. Роль доминирующего сознания заключается только в ощущении ЖЕЛАНИЯ достичь цели. Всё, что нужно, просчитывается мозгом по желанию этого сознания, но без его участия. Мозг сообщает ему своё заключение в виде "интуитивного" совета (без логического объяснения), ощущения, или эмоции (22.02.2009, свидетельство о публикации №1902220412).
Внимательно наблюдая за людьми, можно заметить, что осознанное и  неосознанное общение происходит не одновременно, а попеременно, сменяя друг друга.  Очевидно, что и обработка информации, полученной во время этого общения, происходит так же поочерёдно, путём осознанного и неосознанного мышления. Вне общения это происходит по-разному.
Примеры неосознанного мышления.
Приведу случай, когда я автоматически, без участия сознания, спускалась со скалы. Сначала у меня работало осознанное восприятие и мышление. Осознанно я увидела мелкие уступы, а опыт показал, что они слишком малы, и мои ноги не могут на них удержаться. И осознанное мышление оценило мелкие уступы, как непригодные для спуска. Вывод: спуск для жизни не опасен,  но спуститься я не смогу. И я решила возвращаться. Но я очень устала, у меня не было сил возвращаться назад по крутому подъёму. Я сильно огорчилась, на глазах появились слёзы. Через минуту слёзы исчезли, и я около пяти минут БЕЗ МЫСЛЕЙ смотрела на скалу, не видя на ней  ничего нового. После чего у меня появилось  ЧУВСТВО УВЕРЕННОСТИ в том, что я могу спуститься. Я легко и без напряжения спустилась, ощущая, что моими движениями управляет нечто помимо моей воли, но как бы с моего согласия.
Надо думать, при повторном созерцании скалы у меня было неосознанное восприятие, во время которого мой мозг изучил мелкие уступы, соразмеряя их с моей стопой,  нашёл среди них подходящие для спуска, - не покатые, чуть более крупные, чем остальные (10-15см),  - и создал для меня программу автоматических действий. Неосознанное восприятие и мышление у меня включились после осознанного, В ОТВЕТ НА ЧУВСТВА усталости и сильного огорчения, граничащего с отчаянием, чтобы найти для меня выход более приемлемый, чем тот, который нашло осознанное мышление (возвращение назад).  И свой вывод неосознанное мышление сообщило мне, моему доминирующему сознанию,  ТОЖЕ В ВИДЕ ЧУВСТВА уверенности, что я могу спуститься.
А вот другой пример. После длительного подъёма на гору и последующего длительного спуска, я очень сильно устала. Остановилась у большой скалы, по которой хотела спуститься, оценила спуск, как опасный для жизни, но возможный.  Другой дороги не было, и я решила рискнуть. Это было осознанное восприятие и осознанное мышление.  Я хотела идти вперёд, а мои ноги сделали два шага назад. Я снова хотела идти вперёд, но мои ноги снова сделали два шага назад. Видимо, в  то время, когда я осознанно рассуждала, моё неосознанное мышление анализировало ту же самую информацию (плюс информацию, недоступную для  меня, и информацию, о которой я забыла), и оценило риск, как неоправданный. И при попытке неправильных действий мозг включил инстинкт самосохранения (аналогичное поведение я наблюдала у животного в ситуации, опасной для его жизни). После этого я неожиданно вспомнила, что видела другую дорогу, безопасную, о которой я забыла, но  мой мозг о ней помнил. Позже я узнала, что спуска с той скалы не было. На этот раз неосознанное мышление воспринимало и анализировало  информацию одновременно с осознанным мышлением, и, видимо, с учётом его выводов.  Здесь тоже имели место переживания чувств сильной усталости, огорчения и обоснованного опасения, желание определённого действия, не ради  забавы (удовольствия), а как необходимость. Только на этот раз мозг отреагировал на них не советом в виде интуитивного знания, а решительными действиями, совершив над доминирующим сознанием насилие.
Таким образом, в неразделённом мозге каждый вид мышления анализирует самостоятельно, постоянно обмениваясь полученными выводами. Осознанное мышление  использует информацию от пяти органов чувств, личный опыт и знания, полученные во время обучения. Неосознанное мышление, судя по его результатам, использует всю доступную мозгу информацию, включая готовые выводы осознанного логического мышления. Но при обоих видах мышления, осознанном и неосознанном, работает весь мозг, оба его полушария. Это можно заметить и без специальных исследований. Например, мозг проводит длительную работу по решению какой-либо задачи, которую осознанному мышлению не удалось решить сразу, Мозг делает это и днём, и ночью, когда оба сознания отключаются. Ибо человеку очень нужно  решить эту задачу, он испытывает страстное желание найти ответ, или  чувство сильного опасения (страх), обословленное грозящими ему неприятностями, если он не найдёт решения. Или ему просто интересно её решить, хочется, но быстро не получилось, и он отложил это на время, или, огорчившись, отказался от своего намерения. Человек уже занят другим делом, или отдыхает, а мозг (“неосознанное мышление”), стимулированный этими чувствами, продолжает искать решение. Или происходит заданная доминирующим сознанием работа по извлечению из памяти давно забытых мгновений, которые вдруг, оказались очень важными для жизни человека. И неожиданно, к нему приходит или решение отложенной задачи, или искомое воспоминание. (“Сознание и мышление”. © Copyright: Лариса Викторовна Светличная, 2009. Свидетельство о публикации №2911200555). Очевидно, именно неосознанное мышление проделало эту работу.
На уровне неосознанного мышления решаются очень многие повседневные вопросы. Можно сказать, все, которые не требуют осознанного мышления, ибо решать всё на уровне осознанного  мышления сложно, долго и нерационально. Доминирующее сознание получает готовую оценку или «интуитивную» рекомендацию к действию.
Мозг мгновенно переключает каналы управления общением и поведением: с речевого сознания на немое, с сознательного управления на  инстинктивное и обратно. Очевидно, что для этого должна быть особая структура, которая связана со всеми отделами мозга и владеет всей информацией, "внутренний оператор".  Логично предположить, что в этой структуре должны сходиться все проводящие пути и содержаться скопления нейронов, которые обрабатывают информацию и передают её в кору для дальнейшего анализа, откуда готовое решение вновь поступает к внутреннему оператору. Известно, что таламус работает как сложное реле. Он связан со всем мозгом, с корой обоих полушарий и с подкоркой, и в нём имеются несколько крупных скоплений нейронов (“ядра”). Возможно, именно таламус и является “внутренним оператором”?
Существуют способы неосознанного общения, которые не зависят от воли  сознания, ни речевого, ни немого. Это – неосознанное рефлекторное общение посредством излучения мозга и другие (см. "Неосознанное общение"). Очень многие человеческие реакции имеют двойное происхождение: обусловленные разумным сознанием, и обусловленные инстинктом, неосознанные. Человек, ощущая то или иное инстинктивное чувство, не осознаёт, что оно возникло рефлекторным путём, и объясняет его себе с позиции осознанного восприятия мира. Например, инстинктивная радость победы является рефлекторной реакцией на чувство поражения противника в психической борьбе, а радость победы мыслящего сознания возникает от достижения своей цели. Разумом люди уважают друг друга за ум, знания, умения, честность, мужество, великодушие и прочие достоинства. А рефлекторно презирают или уважают только за поражение или победу в инстинктивном психическом сражении, не осознавая этого.
Осознанным поведением руководит доминирующее сознание, владеющее речью и логическим мышлением. Всё инстинктивное поведение основано на сознательном, но не осознанном общении. Это может означать, что во время инстинктивного социального поведения доминирующее сознание отключается, а немое сознание продолжает общение на неосознанном уровне, посредством инстинктивного языка немого общения и инстинктивных программ поведения. Эти программы состоят из множества безусловных рефлексов, в промежутках между которыми включается доминирующее сознание, и человек уверен, что всё его общественное поведение – осознанное.
В социальном инстинкте соответственно двум видам сознания и мышления  имеются две различные лидерские программы управления. Одна из них  управляет только инстинктивным поведением членов социальной группы, вторая  предназначена для управления как сознательным, так и инстинктивным поведением. Вероятно, каждая из них находится в  своём полушарии, в одной из миндалин. Так как из опыта удаления обеих миндалин у макака-резуса известно, что программы стадного поведения расположены именно в миндалинах («Мозг, разум и поведение». Ф. Блум, А. Лейзерсон, Л. Хофстедтер, Москва, «Мир», 1988).
Между всеми видами управления поведением существует взаимное влияние. Доминирующее сознание может прекратить инстинктивные действия усилием воли или не подчиниться подсказке неосознанного мышления («интуиции»). Сложные инстинкты воздействуют на доминирующее сознание, внушая ему влечение к определённой цели и направляя его поведение эмоциями.  А простой инстинкт самосохранения совершает над доминирующим сознанием насилие. Впрочем, после окончания его действия, человек и животные с развитым мозгом могут поступать так, как  они считают нужным.