Часть 1. Пролив Курусима

Юрий Маков
     Это только на политической карте мира Японские острова выглядят небольшими пятнами-кляксами, прижавшимися друг к другу. Но не знающих удивит то, что между островами Хонсю, Сикоку и Кюсю есть довольно большая водная поверхность, которая называется Внутреннее Японское море. Что бы пройти его "сквозняком" с запада на восток нужно около суток.
     Почти посередине этого моря есть пролив Курусима. "Хороший" пролив и по ширине, и по глубИнам, даже есть естественная "полоса разделения" - остров, создающий в проливе два прохода. Но..., есть одно но: в зависимости от прилива-отлива меняется сторона движения в проливе. Сделано это для того, что бы в более сложном проходе суда всегда шли против течения, что облегчает управление судном.
     Вот как-то нам предстояло выйти из порта Ниихама и пройти этим проливом.
     Японцы - люди обстоятельные, у них можно заказать лоцмана на любой переход этим морем, только плати. И тарифы на эти услуги они не прячут, можно всё получить у агента. Но они люди демократичные и разрешают уверенным в себе капитанам ходить самостоятельно. А наша "щедрая власть" оплачивала экипажу (в лице капитана) аж десять процентов от съэкономленной суммы, живи и радуйся. Но даже эти десять процентов были для нас вожделенными, все-таки "инвалюта".
     Когда я (по указанию капитана) подсчитал и озвучил эту сумму, стало ясно: мы идём без лоцмана.
     Расчитать время прилива-отлива нетрудно, но... это у берега открытого моря ясно: на берег - прилив, от берега - отлив, а в этом закрытом море два выхода к океану. Куда?
     И решили мы выйти из порта, пристроиться за судном с лоцманом и идти.Но если не повезёт, так во всём. Это же надо было так "сложиться звёздам", что в это время здесь не оказалось ни одного судна ни туда, ни обратно. (Замечу, что движение там очень интенсивное).
     Идём. Подходим, перед нами два варианта - влево или вправо... Ну какой русский пойдет влево, если нас с детства учили правостороннему движению?  Повернули в правый проход и тут, откуда не возьмись, появился катер береговой охраны, на рее поднят флаг: "Следуй за мной".
    Ещё с 1905 года мы знаем, что русские японцам не сдавались, да и проблематично было развернуться в этом проходе. А тут из-за мыса навстречу вышел "монстр" тысяч на 70 водоизмещением. Гудит, орёт... Дали малый ход, прижались к правой бровке и по-ти-хо-неч-ку..."на цыпочках".. в общем разошлись.
     В суматохе не заметили, куда делся катер.
     Ну, а раз его нет, полный вперед! Домой!
     Ага, держи карман шире.
     Стоял миленький на выходе из пролива  и на рее флаг: "Остановите свои машины".
     Куда денешься? Остановили.
     Катер пошел к нам, на палубу бака вышел матрос, в руках длиннный бамбуковый шест, а на конце (в бинокль видно) пенал, очевидно с документами.
     Как самый младший из штурманов я был послан вниз. Катер прошел в трёх метрах от нас, матрос качнул шест  и пенал у меня в руке.
     Капитан с тяжким вздохом и очень осторожно снял крышку....
     Там лежали ПЯТЬ(!) копий "Правил прохода проливом Курусима" на русском(!) языке.
     (Всё это произошло в ноябре 1974 года).
            http://bestbrige.net/Azi/most-kurusima-kaike.htmldge
     Эти две ссылки дают четкое представление о том, что Вы прочли, особенно последнее фото.