5-xiii мятежники в тарихее

Публий Валерий
                XIII

  «… В канун Нептуналий, – писал Гай в своём следующем послании, – всё войско перешло в другую Кесарию: из Приморской в Филиппову. Праздник был замечательно отмечен. Всевышним были принесены жертвы благодарственные, Колебателю Земли – полагающиеся в его праздник, и в скором времени прошли освежившие землю дожди. Дукс предполагал дать легионам отдохнуть чуть более месяца, но неприятель сорвал этот план. Двадцать второго гекатомбеона (канун ид  августа) пришло известие об отпадении двух галилейских городов: Тибериады и Тарихеи. Впрочем, в первой лишь происходили крупные беспорядки, окончательный переход её на сторону восставших не свершился. Едва Веспасиан привёл туда всё наше войско, первые граждане Тибериады поспешили к нему с мольбой пощадить город. Я узнал некоторых послов и сказал командирам, что им можно доверять. Всё же дукс послал нашего легата во главе первой и второй турм разведать обстановку в Тибериаде с возвышавшейся над ней вершины. Убедившись в мирном настроении горожан (бунтовщики за ночь бежали в Тарихею), Веспасиан помиловал Тибериаду: её жители и мощные стены остались нетронутыми.

  Стены вокруг мятежной Тарихеи, давшей убежище многим восставшим (хотя сами жители в основном стояли за мир), не такие внушительные, как у Иотапаты, к тому же со стороны озера укреплений почти нет. Во второй (и последний) день перехода от Тибериады к Тарихее, когда уже было закончено возведение лагеря, Гней устроил комиссатио в честь семейного праздника. Почти все друзья и знакомые лишь заглянули на полчасика в его палатку и разошлись, сам же он позволил себе расслабиться. А посему на следующий день, восьмой перед сентябрьскими календами (шестое метагитниона), не смог принять участие в боях.

  Которые начались очень рано. С восходом продолжились работы по укреплению лагеря, но мятежники напали именно в это время. И с самого начала имели некоторый успех: работавшие разбежались, бросив сооружаемые препятствия; некоторые из них напавшие успели сломать. Но наш доблестный дукс быстро вывел против них войско в правильном порядке, и вот уже гнавшие обратились в бегущих. Они бежали до самого озера, где сели в лодки отплыли от берега. На воде они, тем не менее, готовы были продолжать биться, ибо соединили свои лодки (некоторые довольно большие, до сорока пяти футов), и даже стреляли из луков по берегу.

  Тут Веспасиану доложили, что на равнине перед городом собралось другое войско бунтовщиков, и он послал против них сына со всей его (то есть XV-го легиона) конницей. Однако этого оказалось недостаточно, поскольку к иудеям успела присоединиться ещё толпа, вышедшая из города. Тит попросил и вскоре получил от отца подкрепление – конницу X легиона (без пятой турмы, большая часть которой несла ночью боевое дежурство) и многочисленных стрелков оксилии. Чтобы последние прогнали со стен тех, кто мог своей стрельбой поддержать сражающихся на равнине, то есть причинить вред нашим всадникам. Союзники справились со своей задачей. Мы же, имея впереди столь храброго предводителя, как Тит, ударили по неприятелю, державшемуся совсем недолго. Иудеи бежали к городу и, благодаря своей многочисленности, пробились туда, хотя мы и пытались их отрезать.

  Но едва мятежники забежали за стену, оттуда стали слышны несмолкавшие крики, по которым было ясно, что там у них междоусобные споры. Тогда Тит, сказав, что момент как нельзя более благоприятный для занятия города, призвал проявить отвагу и ворваться за стены, и сам устремился вперёд, через озеро в город. Совершенно не ожидавшие подобного мятежники позабыли о сопротивлении и бросились кто куда. В городе они нашли свою смерть (из-за них доставалось и попавшим в рубку мирным жителям), а успевшие отчалить присоединились к своим товарищам на лодках. Но и на озере эти восставшие были через два дня разбиты посаженной на построенные крепкие плоты нашей пехотой. Из оставшихся в живых пришлых (в Тарихею) иудеев около полутора тысяч дукс приказал казнить (выявленных самых непримиримых бунтовщиков), шесть тысяч отправил Цезарю для грандиозного проекта соединения двух морей, то есть превращения полуострова Пелопоннес в остров (что более соответствует наименованию), и более тридцати тысяч велел продать. Так было покончено с мятежниками в Тарихее и окрестностях.


Продолжение здесь: http://www.proza.ru/2011/12/12/273


------------------------
1) Нептуналии – праздник в честь Бога Нептуна, отмечаемый 23 июля.
2) Пелопоннес – по проекту Нерона должен был быть проведён канал через Коринфский перешеек, соединяющий полуостров Пелопоннес с материком. (Пелопоннес буквально означает «остров Пелопса».) Для сооружения этого канала и были отправлены пленные.