Следы ушедших цивилизаций

Беляков Алексей Андреевич
На территории нашей страны, как и в других  многих уголках мира, существует и с каждым годом обнаруживается добровольными исследователями множество мест, с которыми  связаны  явления, не имеющие  научного объяснения. О многих написаны книги, опубликованы фотографии, сняты научно-популярные и документальные фильмы.
      А я хочу рассказать об одном таком месте, которое не нашло пока что широкой огласки в научном мире и среди любителей диковинок.
       Об этом явлении рассказал мне мой хороший товарищ, Вячеслав  Алексеевич, которому в свое  время пришлось служить в Монголии. Человек он большой эрудиции, с высокой инженерной подготовкой в области  радиотехники, и не только в этой области, прекрасный рассказчик. Но,  к  его сожалению, не обладающий   дарованием  изложить все на бумаге. Я взялся за такое деликатное дело  с его согласия, и постараюсь рассказать обо всем примерно в том же стиле,  как услышал это сам.

    Итак,   Монголия,  начало 80-х годов   прошлого века. По  служебным  обязанностям на часть,  которой в то время командовал мой товарищ в звании майора,  возлагалось  радиотехническое обеспечение,  в целях безопасности полетов военной авиации  на одном из аэродромов. Дело, в принципе,  давно  уже отработанное и регламентированное  множеством документов и  инструкций. Главное, точно и вовремя их    выполнять. Я прошу извинения  у читателей за некоторые технические описания, которые будут присутствовать в моем рассказе, но без них  общая картина  будет выглядеть неполной и не совсем понятной.
    Для  обеспечения безаварийной  и безопасной посадки самолета на аэродромах (любых) используется ряд радиотехнических устройств. Среди них  в те времена использовался радиотехнический комплекс ПРМГ-5 (посадочная радиомаячная группа 5 модификации). В состав группы входили два маяка. КРМ (курсовой радиомаяк) и ГРМ (глиссадный радиомаяк). Антенна ГРМ  находилась  возле  начала ВПП (взлетно-посадочной полосы), а КРМ в конце ВПП и  излучение антенн было направлено навстречу самолету, заходящему на посадку.
     Курсовой маяк  давал излучение строго по  продолжению осевой линии  ВПП, т.е. задавал курс  на полосу, а глиссадный  маяк давал излучение навстречу самолету под определенным расчетным углом к линии горизонта,  задавая траекторию снижения самолета точно к началу ВПП. Обязательным было условие ровной, без больших неоднородностей в рельефе  и плотности  подстилающей поверхности в зоне излучения ГРМ.
    Таким образом, самолет на удалении  двух-трех десятков километров от аэродрома оказывался в зоне  излучения от двух маяков. В кабине летчика находилось приемное устройство, которое принимало это сложное излучение и выводило принятые сигналы на  прибор системы посадки  ПСП-48. На приборе две стрелки, расположенные под прямым углом друг к другу, показывали,  где находится самолет относительно курса и глиссады.  Летчику оставалось только вывести самолет  в такое положение, при котором стрелки прибора указывали точно на центр прибора. Это означало, что  самолет находится  «на курсе»   и «на глиссаде». А потом можно было включить автоматический режим, и следящая система сама точно приводила самолет к началу ВПП.
    Не желая больше утомлять читателя техническими подробностями, скажу, что для того, чтобы вся эта сложная техника работала четко и,   главное,  правильно, необходимо было в соответствии с инструкциями и методиками производить  проверки и   настройки этой аппаратуры. Вся эта процедура называлась «облет средств  связи и РТО», была довольно длительной и предусматривала обязательное участие  летающей авиационной лаборатории, напичканной  всякой   контрольно-измерительной аппаратурой.
          Самолет многократно заходил на аэродром с разных направлений, на разных высотах, а инженеры лаборатории в это время замеряли  уровни излучения  наземного оборудования и заносили показания в специальные таблицы протоколов измерений.
   Затем эти результаты обсчитывались и на их основе строились линии  курса и глиссады  с привязкой к местности. Если эти результаты  совпадали с  нормативными,  значит,  техника работала правильно. А если выявлялись расхождения, то производились дополнительные настройки антенн и  передатчиков, проверка их работоспособности.  Нет необходимости объяснять, насколько это важно для безопасности полетов. Любая ошибка могла привести к летному происшествию или катастрофе.
      Но возвратимся к событиям тех лет. Аэродром находился в сорока километрах от столицы Монголии –  Улан-Батора, в гарнизоне  Налайх. Место расположения аэродрома было весьма  своеобразное. Это была огромная долина, которую местные жители называли «Долина смерти».  А  с точки зрения  геологической, - это был, по сути,  кратер от огромного астероида, упавшего на Землю около ста  миллионов лет тому назад. И там до сих пор находят останки ящеров, живших 80-60 миллионов лет назад. Диаметр этого кратера был около тридцати километров, с плоской средней частью, в центре которой и располагался аэродром. Полоса ВПП ориентирована по оси  «восток-запад».
     И еще одно историческое место, с которым были связаны легенды, находилось неподалеку от аэродрома. К северу  от западного торца ВПП, километрах в десяти, расположено абсолютно круглое и мёртвое озеро с круглым коническим островом из камней (строго посередине). Монголы утверждают, что именно на этом озере Чингисхан собирал Курултай (совет ханов и старейшин), где обсуждался поход на Русь.
      Говорят, что остров посередине озера - это камни тех, кто проголосовал "ЗА"!
Д-а-а-а, русского аэродрома там тогда ещё никто не ожидал...
 
           При каждом очередном  «облете», а он проводится обязательно два раза в год,     летающей   лабораторией всегда выявлялся необычный «провал»   в графике глиссады. На   удалении    десяти километров от аэродрома  в измеренных значениях  электромагнитного излучения ГРМ  обнаружились значительные расхождения, которые приводили к искажению  глиссады  и ее резкому провалу. Потом глиссада выравнивалась и до самой   ВПП  сохраняла устойчивые  нормальные значения. Реально это означало, что если самолет заходил на посадку в автоматическом режиме, то автоматика в этом месте  траектории просто швыряла бы его вниз, что означало гибель самолета.
    Такой режим захода на посадку не устраивал  ни летчиков, ни командование ВВС на всех уровнях. И вот, как раз в  то время и была поставлена перед командиром части жесткая задача – «разобраться во всем и окончательно привести все в соответствие регламенту». Вопрос был очень серьезный  и стоял на контроле в Главном  Штабе ВВС   Министерства обороны СССР.
     Все силы  инженерно - технического  персонала части связи и РТО, в которой Вячеслав был командиром, были брошены на выяснение причин  и их устранение. Было проверено и перенастроено не один раз все оборудование ПРМГ-5, антенны, приборное оборудование  в летающей лаборатории,проверены расчеты инженеров. Были приглашены для выявления причин  инженеры-разработчики антенн, представители с Челябинского военного завода-изготовителя оборудования. Но и они не могли внести ясность в ситуацию. Даже привлекли к этому мероприятию и сотрудников КГБ – а вдруг, какая диверсия. Дело-то ведь было за границей. Но это было конечно маловероятно, так как не научились еще люди  создавать искажения  электромагнитного поля  в отдельной области воздушного пространства.
    И вот исключительно для очистки совести, без надежды выявить что-то конкретное,  было решено всей группой  осмотреть  участок местности, в районе которого  наблюдалась странная аномалия. Но ведь это Монголия, на десятки километров во все стороны гладкая, как стол,  полупустыня. Ни одного бугра, ни  более-менее  глубокой ямки. Что там может мешать излучению?
    Выезжали из части со  скептическим настроением - только время зря теряем, ничего там нет, но, чтобы   не было лишних вопросов, надо,  все же, посмотреть.  Акт ведь все равно надо писать. Но вот когда приехали, ориентируясь по компасу и карте, к предполагаемому месту, то весь скепсис как корова языком слизала. Пустыня была не пустая!
   Именно на том месте, над которым проходил посадочный курс,  находилась круглая, диаметром до  шестидесяти метров площадка, огороженная  редкой, чисто символической оградой. А рядом была   юрта, из  которой навстречу приехавшим вышел старый монгол с ружьем.
     Когда Вячеслав,  с инженерами и начальником особого отдела КГБ по гарнизону Налайх,  направились к ограде, монгол решительно остановил их:
- Туда нельзя. Запрещено. Стрелять буду.
- Почему?
- Это древние люди строили, Священное место.
- Но нам обязательно надо посмотреть. Здесь наши самолеты летают.
Монгол внимательно посмотрел на  приехавших людей. И неожиданно изменил решение:
- Вот  этому можно, а остальным нельзя.
  И указал  на  Вячеслава. Вячеслав растерялся, но виду не подал и спросил:
-  А почему   мне можно?
-  Потому что  ты  -  избранный!
 - Что значит «избранный»?
Но монгол  больше  ничего не сказал, а только  уступил дорогу.
Вячеслав по натуре всегда был  человеком любознательным, а находясь за границей, тем более старался узнать  и запомнить  все занимательное, с чем сталкивался. Всегда носил с собой фотоаппарат и  запас пленок. Вот и на этот раз он захватил с  собой  аппарат, чисто автоматически, не надеясь на что-то необычное. И не прогадал.
   В середине огороженного участка  он обнаружил четыре каменных  столба, ориентированных  по сторонам света. Плоские, тщательно тесаные грани столбов были покрыты какими-то знаками, похожими на клинопись. Знаки располагались вертикальными рядами,  покрывая все столбы.  А между   столбами  размещались   четыре каменные  безголовые бабы. Явно выраженные женские фигуры. Только на месте  отсутствующих голов   были гладкие срезы. 
   Можно было твердо предположить, что бабы изначально   были сделаны без  голов. А от этой композиции, строго на север, уходил ряд  каменных  столбиков, высотой шестьдесят-семьдесят сантиметров.   Вячеславу стало не по себе. Уж очень сильно от всего этого веяло какой-то древностью. Как будто он перенесся на миллион лет назад в другой мир.   А  дальнейшее  и вовсе поставило его в тупик. Компас в этом месте уже не показывал на север, а непрерывно вертелся, как вертушка. Магнитное поле здесь было или скручено в какую-то неведомую спираль, или  вращалось, подобно колесу.
      Вячеслав сделал  несколько фотографий  для слайдов,  в различных ракурсах. Выходя из ограды, снова посмотрел на компас – стрелка спокойно  смотрела на север. Монгол   за все время больше не проронил ни слова. В благодарность ему оставили  продуктов и выехали обратно. В пути Вячеслав подробно рассказал о своих наблюдениях.
      В отношении  «провала»  на    глиссаде  все  стало понятно. Сильная локальная магнитная  аномалия, излучающая вверх узкий мощный пучок энергии неизвестного происхождения на высоту ~ 10 км (практически, до верхней границы тропосферы),  искажала структуру электромагнитного  излучения  глиссадного  маяка, и  приборы фиксировали уже остаточное излучение. А вот в отношении  самого источника магнитной аномалии все осталось  также  неясным.
     Вячеслав не мог понять также и смысл сказанного старым монголом выражения в свой  адрес – «избранный». Инженеры с завода пошутили немного на  этот счет, отнеся все к внешности Вячеслава. Дело в том,  что у  Вячеслава был азиатский разрез глаз,
       - За своего тебя приняли, Вячеслав Алексеевич, теперь не пропадешь в пустыне. 
 
   
  «Облет» средств  успешно завершился. В протоколах  облета была указана  устойчивая мощная локальная магнитная  аномалия   на посадочном курсе на удалении  десяти километров от аэродрома, и однозначно было рекомендовано посадку на этом  аэродроме производить только  в ручном  режиме, поскольку  меры по устранению этой причины принять было невозможно.
   Слайды  были обработаны в фотолаборатории,   и Вячеслав часто подолгу их рассматривал. Уже значительно позже, через  три десятка лет пытался перевести в цифровой формат, т.е. отсканировать, но из этого ничего не получилось. Изображения просто не сканировались, а были сплошные размытые пятна  вместо изображений. А через проектор – пожалуйста, смотри - не хочу.
 Пытался отыскать что-либо по этому месту в  научной литературе,   в Интернете, но нигде не  было ни одного слова об этом таинственном месте. Монголы всегда  были скрытными  в отношении старины, это Вячеслав заметил еще в период службы там. Не любили они, когда к ним обращались с такими вопросами.
      Что это  было? Священное место  для проведения  ритуалов древними?  Или какой-то древний маркер-маяк  для инопланетян?   А может  своеобразный  навигационный   прибор? А ведь  там еще были   и безголовые  каменные  бабы! И поставлены они были там, конечно не просто так.

       Загадка остается неразгаданной до сих пор и ждет своих открывателей.  Может кому-то из читателей что-либо известно о тех артефактах в  Монголии?