Психологический портрет учащихся. Реферат для акад

Андрей Распопин
Если долго мучится, что-нибудь получится. Вот так и здесь, не зная насколь мой труд покажется бездарен, но все равно я мысль свою пишу. Специфика моей деятельности такова, что согласно утвержденного учебным отделом расписания, я имею честь видеться с учащимися различных групп один раз в неделю. Изредка бывает чаще, когда коллеги-предметники позволяют себе болеть, а я как говорится первый в списке на замену. После ухода из лицея учителя по математике пришлось частенько в течение октября-месяца подбирать осиротевшие группы учеников, благо кабинеты рядышком. Получалось так, шел ученик на математику, а попал на ОБЖ, где ему сразу автомат в руки. На мол, сынок, разбирай, готовься к армии. С этого начнем повествование о некоторых учениках 15 группы. Занятия в группе большей частью проводились по вторникам, на первом уроке. Хорошо, что по вторникам, ибо как известно-понедельник – день тяжелый, а вторник уже как бы второй день рабочей недели. Народ отходит от выходных, начинает работать и учиться. Правда, к первому уроку некоторые едва просыпаются.
Часть первая. Зрелин Егор. 1995 года рождения. Живет с матерью, семья неполноценная, без отца. Вообще таких в нашем учебном заведении много, случай не единичный. Мать вкалывает на работе до полуночи, дабы содержать семью, своё чадо. А чадо вымахало под метр восемьдесят пять и почти сто десять килограммов весом. Попробуй прокорми, что называется. Но, тем не менее, мать он любит какой-то своей, можно сказать, первобытной любовью,  как любит медвежонок свою мать-медведицу. По пустякам старается не беспокоить. Анкету в военкомат от родителей принес только тогда, когда я ему подробно разжевал, зачем она нужна. Черты лица простые, бесхитростные, добродушные. Внешне действительно напоминает юного медведя-переростка, физически здорового, но неопытного. А посему могущего по неопытности наломать таких дров, что мама не горюй. К разборке-сборке автомата Калашникова на первых порах подходил с опаской, каждый раз, думая, что он ненароком, что-нибудь поломает. Присутствие мелких деталей в механизме его пугает, причем он сразу начинает волноваться. При этом со стороны выглядит комично, пот льется со лба ручьями, когда он трясущимися руками пытается вставить затворную раму с затвором  в автомат. Здесь есть один хитрый момент, согласно конструкции над спусковым механизмом автомата есть небольшие расширения по бокам. Если ты на них не поставил затворную раму, то никакой силой ты её вперёд не подашь. Однако Егор с завидным упорством ряд занятий пытался туда её пропихнуть. Главное было вовремя его остановить и чуток подправить. Посему долго в нормативах балансировал между двойкой и тройкой, хотя двоек ему я не ставил. По остальным предметам успехи у него тоже не ахти, за исключением обществознания и географии, где у него присутствуют пара четверок. Впрочем, на последнем занятии у него произошел скачок. После первой троечной попытки, когда он уже, казалось бы, махнул рукой, удалось заставить его пересдать, предварительно успокоив. Егор умудрился разобрать и собрать автомат на отлично. Теперь главное не дать ему почивать на лаврах, добиться, чтобы данный всплеск не был единственным. Потому что ему как тому медведю нужен медоуказчик, есть такая птичка, который разбудит, вытащит его из берлоги и покажет где есть настоящий вкусный мед. Образно говоря, из парня выйдет гранатометчик, несущий тяжелую нагрузку, ибо гранатомет РПГ-7 прост в управлении. Хотя если не остановится в развитии может дорасти и до пулеметчика, там тоже не простая ноша. Но без толкового помощника или наставника, который сможет периодически наставлять его на путь истинный, он далеко не пойдет.
Часть вторая. Шелгунов Андрей 1995 года рождения. Рост под метр восемьдесят. Худощавый. Спокойный. На первые занятия частенько опаздывал, при этом, приходя, извинялся за опоздания и пытался заснуть за партой. Я не знаю, чем он занимался ночью, но на моих занятиях спать категорически воспрещается. В принципе, он это быстро осознал, пытался дежурно водить ручкой по тетради, однако на первый же заданный вопрос по текущей теме занятий сознался, что якобы не успевает записывать. В последствии выяснилось, что он - это продукт современной системы образования, когда на ряде учеников, родители которых не могут платить за дополнительные занятия, учителя средних школ ставят крест и сбагривают к нам в ПТУ. Дескать, воспитывайте на здоровье,  а нам нужны более платежеспособные родители, которые позволят себе потратить тысчонку-другую на дополнительные занятия, где мы разжевываем темы, которые даем детям на уроках. Самое обидное, что парень сей не настолько плох. Просто изначально в нем убили тягу к знаниям, и он сейчас спит на уроках. Мол, вреда от него никакого, да и толку тоже. Спит себе и спит, главное не мешает. Так же он и разбирал автомат поначалу, на авось. С двойки на тройку. Пришлось сказать, парень, ты можешь. Моторика рук у него налажена, делает все правильно. Может быть где-нибудь тормозит, но кто из нас не без греха. Обычно все ученики у меня проходят по кругу, но для него сделал скидку, позвал чуть раньше, взбодрил. Доброе слово, как говорят, и кошке приятно. Паренек и сделал на пять балов. Есть в нем что-то свое, именно то, куда он чужих не допускает. Чтоб особо не возгордился, выдернул его недавно на перемене, заставил разобрать и собрать. Уложился на тройку при свидетелях. Ругать его не стал, просто отметил, что я на него надеялся. На следующем уроке он с первой попытки умудрился тоже самое сделать быстрее всех. Так что более шустрые и продвинутые долго не могли побить его рекорд. Из остальных предметов у него четверки по биологии и как не странно по физике. Сам  по себе он человек не конфликтный, но со своей точкой зрения. Соответственно самостоятельную задачу ему в будущем доверить можно, главное, чтобы в него верили. Первое время он приходил на занятия, в не пойми каком состоянии, помятый, небрежный. Сейчас он стал следить за собой. Пусть сейчас он невзрачный, несуразный, но при должном подходе – это в будущем хороший боец, возможно снайпер, но только если у него есть способность к стрельбе. Он  не психует, не кидается в истерику, он просто идет по своему пути, главное его туда правильно направить и поддерживать, а не ставить крест, убивая его человеческую сущность.