В Ужур

Сергей Владимирович Жуков
                В Ужур

   При чтении журнала «Юность» на глаза мне попалось стихотворение Александра   Богучарова, первая же строка которого врезалась в память: «Там, в земляничном Ужуре».

   Никак не думал тогда, что слова эти сослужат мне маленькую службу. Начну издалека. Помните, у Цветаевой: «Поэт издалека заводит речь» Впрочем, я уже начал и отнюдь не издалека. Далеко я был после. Может, и еще побуду, не зарекаюсь.
1979 год. Поздняя осень. Так и хочется вслед за великим поэтом продолжить: «Грачи  улетели…»

   Между тем улетали «скворцы» - именно так называли нас, юных курсантов - выпускников учебной части, расположенной в Архангельской области. Близилось  распределение. Многим механикам-водителям третьего класса хотелось продлить   службу либо на Украине, либо в Центральной России, но никак не за Уралом.

   Подзывает меня как-то приятель Леша Игнатьев /земляк, из Кольчугина родом/ и   говорит: «Знаешь, куда нас с тобой направляют?»
- В Омск?
– Да нет, немножко подальше
- Но куда же тогда?-
- Да есть один городок в Красноярском крае. Название только позабыл.

   Упираюсь взглядом в карту и медленно обшариваю громадные просторы Сибири в  поисках подходящего места для вероятной дислокации. Ачинск, Абакан,… и вдруг вижу  крохотный кружок с точкой внутри.

  - В Ужур, что ли? - с некоторым сомнением, но все же довольно уверенно  выпаливаю я.
Алексей приятно поражен: «Как ты догадался?»
- Сам не знаю –
Однако вскоре пришлось узнать. Причем в самом что ни на есть прямом смысле.

   Перед глазами раскинулась - распахнулась красивейшая местность, про которую  можно сказать - мечта поэта.
«Сибирская Швейцария» - так называют иногда эти поистине сказочные края.
Зеленые, в отдалении приобретающие синий цвет сопки. Иные поражают очертаниями  классического конуса.

    С шестисотметровой высоты прекрасно видно, как на степной скатерти аккуратно «расставлены» блюдца озер. Между ними вьются речки.
Следующая гряда расположена километрах в тридцати. В ложбине или котловине есть  где разгуляться жесткому «хакасу» - ветру, летом несущему непроглядную пыльную  мглу едва ли не из самой Гоби.
Сам Ужур расположен в горловине, соединяющей две котловины: Назаровскую и Чулымо-Енисейскую. Его почти зажали Солгонский кряж и отроги Кузнецкого Алатау.

    Зимой людям досаждают снежные бураны, в считанные минуты заносящие дороги.  Центр Азии находится рядом - в Туве.
Красота неописуемая. Не портят вида даже пыльные отары овец, порой преграждающие  дорогу автомобилям и полуразрушенные кошары.

    Как тут не сочинить хоть пару строк на память: «Вы не видали прекраснее   места на этой земле. Синие дали Хакасии снова припомнились мне».

     С годами все яснее становится, что, в конечном счете, человеку ничего не надо, кроме памяти. Порою кажется, что именно она - итог и результат нашей жизни.
                Сергей Жуков