Два сознания, два типа мышления и поведения

Лариса Викторовна Светличная
В 70-х годах прошлого века после операций на мозге, отделяющих полушария друг от друга, обнаружилось, что у человека есть ДВА СОЗНАНИЯ, которые мыслят и ведут себя по-разному. После разделения мозга левое сознание пациентки (владеющее речью и логическим мышлением) всегда пыталось объяснять вслух действия её правого сознания (немого, но понимающего речь), и делало это неправильно, так как не знало о побудительных причинах этих действий, не было у него той информации, которая была у правого сознания. Поскольку экспериментатор не просил об этом пациентку, очевидно, таким путём её мозг пытался частично восстановить утраченную связь между полушариями. Речевое сознание названо доминирующим, работу немого сознания люди не ощущают и не осознают. Пациентка с разделёнными полушариями также не ощущала, что у неё - два сознания.
Опыт по разделению мозга, показавший существование  второго сознания, немого, навел меня на мысль, что параллельно вербальному общению существует общение на уровне немого сознания с помощью инстинктивного языка немого общения, который доминирующим сознанием большинства людей не осознаётся, осознан только его  результат, так как осознанное поведение людей соответственно изменяется (см. "Неосознанное общение", глава "Инстинктивный язык немого общения").
Соответственно двум видам сознания существуют два вида мышления, осознанное - с участием речевого сознания, и неосознанное.
Осознанное  мышление  использует информацию от пяти органов чувств, личный опыт и знания, полученные во время обучения. Неосознанное мышление, судя по его результатам, использует всю доступную мозгу информацию, включая готовые выводы осознанного логического мышления.
Внимательно наблюдая за людьми, можно заметить, что осознанное и неосознанное общение происходит не одновременно, а попеременно, сменяя друг друга.  А наблюдая за собой, можно заметить, что и обработка полученной информации происходит так же поочерёдно, путём осознанного и неосознанного мышления.
Например, случай, когда я автоматически, без участия сознания, спускалась со скалы. Сначала у меня сначала работало осознанное восприятие и мышление. Осознанно я увидела мелкие уступы, а опыт показал, что они слишком малы, и мои ноги не могут на них удержаться. И осознанное мышление оценило мелкие уступы, как непригодные для спуска. Но я очень устала, у меня не было сил возвращаться назад по крутому подъёму, моя душа огорчилась до слёз. Мой мозг воспринял желание души (немого сознания), как задачу.  И эту  задачу решило неосознанное мышление, т.е. мышление без руководящего участия речевого сознания, которое имеет место в  логическом мышлении. Но прежде было неосознанное восприятие:  я около пяти минут без мыслей смотрела на скалу, не видя на ней  ничего нового. За это время мой мозг изучил мелкие уступы, соразмеряя их с моей стопой,  нашёл среди них подходящие для спуска, чуть более крупные, чем остальные (10-15см), и не покатые, и создал для меня программу автоматических действий. Неосознанное восприятие и мышление было после осознанного, моё доминирующее сознание получило готовый вывод неосознанного расчёта мозга в виде чувства уверенности, что я смогу спуститься. Второй пример: как только туристам сказали, что собралась вся группа (т.е. как только они это осознали), начался неосознанный выбор инстинктивного лидера. Без слов и жестов. А результат этого выбора доминирующее сознание людей получило в готовом виде (см. «Социальный инстинкт»).
Таким образом, каждый вид мышления анализирует самостоятельно. Но нельзя сказать, чтобы независимо друг от друга, оба вида мышления постоянно обмениваются полученными выводами.

Надо заметить, что существуют и другие способы неосознанного общения, которые не зависят от воли  сознания, ни речевого, ни немого. Это - РЕФЛЕКТОРНЫЕ способы взаимодействия: неосознанное рефлекторное общение на расстоянии и неосознанные эмоциональные взаимодействия, которые происходят посредством излучения мозга.
Кроме того, есть основания думать, что все люди (как и животные)  во время инстинктивного общения неосознанно обмениваются короткими конкретными мыслями, которые анализирует их неосознанное мышление, а готовые выводы передаются речевому сознанию, и поведение людей соответственно изменяется. Я сделала этот вывод, наблюдая поведение людей, которые реагировали не на мои слова, а на мои мысли, которые я мысленно проговаривала с участием мышц языка. Вероятно, этот вид неосознанного общения происходит ВНЕ обоих сознаний, на более низком уровне, возможно, на уровне животного сознания. И потому не осознаётся никем, ни обычными людьми, речевое сознание которых отключается во время инстинктивного общения, ни всегда осознанными, речевое сознание которых никогда не отключается (см. "Неосознанное общение", глава «Неосознанное общение на мысленном уровне»)

Очень многие человеческие реакции имеют двойное происхождение: обусловленные разумным сознанием, и обусловленные инстинктом, неосознанные. Человек, ощущая то или иное инстинктивное чувство, не осознаёт, что оно возникло рефлекторным путём, и объясняет его себе с позиции осознанного восприятия мира.
Например, инстинктивная радость победы является рефлекторной реакцией на чувство поражения противника в психической борьбе, а радость победы мыслящего сознания возникает от достижения своей цели. Разумом люди уважают друг друга за ум, знания, умения, честность, мужество, великодушие и прочие достоинства. А рефлекторно презирают или уважают только за поражение или победу в инстинктивном психическом сражении, не осознавая этого.
При этом логически мыслящее сознание человека получает готовый вывод, что побеждённый «слабее» его, а победивший – сильнее, НЕ ОСОЗНАВАЯ, что только что оба они инстинктивно померялись друг с другом «силой». Но объясняет себе свои инстинктивные чувства логически подходящими причинами, побеждённый де - слабый, неуверенный, глупый или наивный и прочее, а победивший – сильный, умный, волевой, смелый и т.д., хотя ни одним из этих качеств ни тот, ни другой могут не обладать.
На уровне неосознанного мышления решаются очень многие повседневные вопросы. Можно сказать, все, которые не требуют осознанного мышления, ибо решать всё на уровне осознанного  мышления сложно, долго и нерационально. Доминирующее сознание получает готовую оценку или «интуитивную» рекомендацию к действию.

Всё инстинктивное социальное поведение основано на сознательном, но не осознанном общении! Во время инстинктивного социального поведения отключается только доминирующее сознание, владеющее логическим мышлением, а немое сознание (не способное логически мыслить) – не отключается. Можно предположить, что речевое сознание руководит осознанным поведением, а немое сознание принимает участие в инстинктивном социальном поведением, которое, обычно, не осознаётся.
В социальном инстинкте, соответственно двум видам сознания и мышления,  существуют две различные лидерские программы управления. Одна из них  координирует только инстинктивное поведение, вторая  предназначена для управления как сознательным, так и инстинктивным поведением членов социальной группы.
У людей выбор лидеров первого типа никогда не сопровождается словами. Всё происходит на уровне неосознанного невербального общения, без участия осознанного мышления. Поведение лидеров этого типа не зависит от их личных качеств, они объединяют людей в социальную группу и подчиняют их своей воле инстинктивными способами, которых они не осознают. И потому их можно назвать инстинктивно объединяющими лидерами (ИОЛ).
Речевое сознание членов социальной группы, ведающее последовательным логическим мышлением и волей, на время пребывания под управлением такого лидера - отключается. В моменты управления лидер инстинктивно СВЯЗЫВАЕТСЯ с чужой душой (правым сознанием) энергетическими узами и ПОДЧИНЯЕТ ЕЁ себе. Таким образом, правое сознание членов группы подчиняется уже не собственному ведущему сознанию, а ведущему сознанию лидера, что необходимо для абсолютного подчинения. Существуют люди, ведущее СОЗНАНИЕ которых, в бодрствующем состоянии ПОСТОЯННО ВКЛЮЧЕНО, не допуская инстинктивного управления. Поэтому и я назвала таких людей  – «всегда осознанными». (см. «Лидер и изгой». © Copyright: Лариса Викторовна Светличная, 2009. Свидетельство о публикации №2905261101).
ИОЛ неосознанно признают только инстинктивное подчинение. Осознанное подчинение (пропущенное через критику осознанного мышления) даже самое преданное, ИОЛ не могут принять, потому что к такому виду управления их инстинкт не предназначен, и сразу делают такого человека изгоем. Но истинной причины этого не осознают. ИОЛ приблизительно в 80% случаев бывают женщины.
Лидеры второго типа ведут за собой на охоте и в бою, в любом совместном деле.  И потому их можно назвать «ведущими лидерами» (ВЛ). Обычно, это мужчины.  Значительно реже ВЛ бывают женщины.  ВЛ – это вождь, трибун,   выступая, он выдвигает цель и доказывает свою точку зрения, словами убеждает людей, воздействуя на их осознанное мышление, и  одновременно влияет на их второе сознание инстинктивно, путём всех способов неосознанного невербального общения. Соответственно, для такого лидера приемлем  как инстинктивный способ подчинения, так и осознанный. В большой социальной группе, обычно, есть два лидера: ИОЛ – женщина, и ВЛ – мужчина. ВЛ никогда не выделяет изгоя, не применяет травли, и запрещает травлю в группе, если её пытается развязать ИОЛ. Но лишь в том случае, если ВЛ как лидер, сильнее, чем ИОЛ (т.е. может объединить большее количество людей).
Человек не может подчиняться одновременно указаниям своего осознанного мышления и инстинкту, и потому работает только какой-либо один вид управления. Мозг мгновенно переключает каналы управления общением и поведением: с речевого сознания на немое, с сознательного управления на  инстинктивное и обратно. Очевидно, что для этого должна быть особая структура, которая связана со всеми отделами мозга и владеет всей информацией, "внутренний оператор" .  Логично предположить, что в этой структуре должны сходиться все проводящие пути и содержаться скопления нейронов, которые обрабатывают информацию и передают её в кору для дальнейшего анализа, откуда готовое решение вновь поступает к внутреннему оператору. Известно, что таламус работает как сложное реле. Он связан со всем мозгом, в том числе с корой обоих полушарий и подкоркой (в которой, судя по многим признакам, расположены оба сознания), и в нём имеются несколько крупных скоплений нейронов (“ядра”). Может быть, именно таламус и является “внутренним оператором”?