Опер

Владимир Федин
    Полоцкий Василий , опер из  городского отдела  НКВД ,  сидел в комнате  у  окна и протирал   ветошью табельный   пистолет.
   
- Василий, завтракать !  - крикнула жена  из-за  ситцевой  занавески, отделявшей  кухню от жилой комнаты.   

Опер съел яичницу , проглотил  пару  горячих блинов , выпил стакан   чая  и , вытерев полотенцем масляные губы ,  подошел к  возившейся у печи жене. Обняв  могучий торс   и нащупав ладонью упругую грудь, он  игриво шлепнул  ее  по  пышной  округлости   ниже поясницы.
- Сдурел что ли – чуть  сковороду не опрокинула !  – взвизгнула    Ефросинья или просто Фроська- ядреная молодая женщина под стать самому оперу-  мужику  с крепкими квадратными руками..   
 
Полоцкий    надел       шинель,      фуражку и  вышел на улицу.
Сосед, подметавший дорожку у дома напротив,  , юркнул во двор.
             
Весна не радовала теплом: по ночам - заморозки до -5,  днем солнце наверстывало упущенное время.  Местами  пробивалась зеленая трава  .      
Сегодня после обеда -  встреча с  источником на колхозном рынке.    
В гор отделе НКВД  опер написал несколько отчетов, в 13:30     надел  комбинезон, фуражку и  отправился на рынок.

На базаре, так все местные  называли рынок , –  пестрые    женские платки,
армейские фуражки и кепки-шестиклинки довоенного образца . Между рядами
мелькали   беспризорники  и детдомовцы,   терроризируя продавцов и прижимистых покупателей.

Опер пребывал в хорошем настроении:  накануне капитан Козлов, начальник по кадрам, пожимая руку, подмигнул ему: «С тебя причитается … Готовь третью звездочку на погоны!»
Солнце стояло в зените, воробьиная   перекличка  возле зерновых рядов настраивала на мажорный лад, а торговки в телогрейках и кирзовых сапогах щелкали семечки и оценивающе   смотрели на   покупателей.

Источник,  бывший уголовник,    передал  оперу    слухи о подготовке  налета   «зейских» на продсклады в  Суражевке, что насторожило  Полоцкого: с бандитами и   уголовниками он предпочитал не связываться. Другое дело- спекулянты, шпана – безотцовщина, пьяные мужики  и  податливые торговки с рынка – у этих всегда можно что-нибудь урвать, да и рыпаться не будут!

Он отпустил осведомителя,  и когда тот нерешительно промямлил:
-Гражданин начальник , а как насчет.. ? – Полоцкий   процедил сквозь зубы:
-Бог подаст…… 
Источник исподлобья взглянул  на опера  и , молча, направился  к выходу. 

Полоцкий   между тем  медленно  шел   вдоль рядов ,  кивая  знакомым  торговкам и  сверля взглядом  редких мужчин за прилавками.
-Надо бы   проверить паспорт  у   мужика  в армейской фуражке:  ему бы лес валить на севере, а  он спирт продает ....      

К прилавку   подъехала   деревянная тележка на подшипниках вместо колес:  фронтовик   в  застиранной солдатской гимнастерке, с культями вместо ног   поздоровался с   молочницей и достал алюминиевую  кружку.  Та  украдкой перекрестилась и налила    молока. Инвалид протянул  мятые рублевки, продавщица  отмахнулась:
-Бог с тобой, Федя, пей на здоровье..
Торговые ряды  убегали вдаль  , где у забора лошади  с хрустом жевали сено.   

За годы работы     Полоцкий  выработал привычку  скользить взглядом по лицам  тех, кто находился рядом  , как бы мысленно считывать  из  личных дел   приметы  подозреваемых, находящихся в розыске. Повернув голову направо,  он     заметил  у противоположного ряда   офицера  в   кителе  и женщину  в   меховой жилетке и  кокетливо повязанном платке. Рядом с ними крутился пацан   лет 11-ти. Оглянувшись по сторонам,  тот  засунул два  пальца в карман   жилетки и   вытащил   предмет, размером  с записную книжку   

-Кошелек-  сообразил опер. Он рванул с места,   но и карманник не дремал: увидев опера, он   припустил, что было духу.  Полоцкий быстро настиг  воришку,  схватил  за воротник старого  пальто, и, развернув на 180 градусов,   хрястнул увесистым  кулаком по детскому лицу. Голова пацана дернулась: он только охнул и упал  в проходе: из носа и ушей показались струйки крови.

Опер  снова занес кулак для удара , как тут же почувствовал, что  его запястье  сжали крепкие как железо пальцы. 
-Ты что же,  гад,   пацана обижаешь?
Опер повернул голову: на него   в упор  смотрели  серые стальные  глаза.  Офицер  лет 35  с погонами полковника и  орденом Красной Звезды на  кителе  крепко держал квадратное запястье опера.

Полоцкий  резким движением выдернул руку и  почти мгновенно выхватил  ТТ из кармана  комбинезона. Однако на него  уже смотрел колючий ствол трофейного Вальтера, а полковник  медленно чеканил каждое слово:
-Я бы тебя, подлеца, пристрелил на месте,  но  последует  бумажная волокита ,  а  у меня нет времени.
- А ну ка, предъяви документы, прошипел опер.- Посмотрим , что ты за птица, да еще с  трофейным  пистолетом!
- Кому предъявить, тебе, что ли? В этой  хламиде  ты  смахиваешь  на уголовника, а не на сотрудника милиции.
-Пошли в отделение, там разберемся.

Оба офицера, держа друг друга на мушке,  отправились в отдел, который находился неподалеку.
Дежурный за  стеклянной перегородкой , увидев Полоцкого и незнакомого армейского офицера с обнаженными стволами, вскочил  и заморгал глазами, лихорадочно соображая, что можно предпринять в такой  ситуации..
Однако вошедшие, не обращая на него внимания, прошли прямо по коридору, и остановились у двери  начальника  отделения.

Опер открыл дверь , как бы приглашая полковника  войти  первым, однако тот не  оценил его любезности  и издевательски вежливо  произнес:
-Только после вас !
Начальник  отделения  майор Криволапов   смотрел на  вошедших так , словно  они свалились  с неба.
-Это …  как  понимать ? – заикаясь спросил  он, - это …зачем у вас пистолет  ? 

Полоцкий между тем  озирался как затравленный зверь: еще никто не ставил его, сотрудника    НКВД,  в такое унизительное положение: на  рынке  знали  и побаивались    дубового кулака  и жесткого немигающего взгляда опера.

Полковник не сводя пистолета  с  опера,   приказал майору :
-Наберите номер  начальника регионального МГБ и, заметив нерешительность майора,  твердо произнес:
-Выполнять !   

Майор набрал номер и протянул трубку полковнику. Тот на  секунду отвернулся ,    Полоцкий    подался  вперед и   попытался нанести  удар своему оппоненту  сзади. Однако  полковник , казалось, только и ждал  этого:  молниеносно перехватил руку  опера и провел болевой прием: Полоцкий зарычал  , а полковник,  не выпуская руки опера, взял  телефонную трубку:

-7-й из управления. Да, это я – уточнил полковник.- тут  здоровый детина, без погон и знаков различия,  искалечил  пацана- беспризорника…..
Затем он протянул трубку начальнику отделения
Что говорил начальник областного управления МГБ – неизвестно. Только лицо майора   постепенно  бледнело, и он  повторял  в трубку:
- Да, товарищ  начальник,  так точно, товарищ начальник .

Полковник отпустил опера, вернул ему пистолет, предварительно вытащив патроны  из обоймы, из нагрудного кармана  достал удостоверение личности и показал его в раскрытом виде обескураженным  ментам:
- На фронте люди  не щадили своей  жизни,  в то время как  в тылу , такие сволочи как вы, жрали и пили вволю и  воевали с  женщинами и  детьми!
Поправив фуражку, он   поднес руку к козырьку и скрылся за дверью.