И глядя вдаль, подняв забрало-Часть-07

Владимир Цыкалов
(Автобиографические эпизоды)
[фрагменты из книги]

@ - Год 1970.
     После третьего курса состоялся раздор с сестрой. Было всё вперемежку – увещевания, крики, угрозы, плач и рыдания. Но я уже стал далеко не тем губошлёпом, который приехал покорять свои университеты.
     В итоге она пришла к решению о переезде в Казахстан, под тёплое мамино крыло. Последний раз я видел её со слезами на глазах в створе вагонного входа.
     "В мире есть ещё много граблей, на которые не ступала нога человека" – вот что извлёк я из той житейской ситуации, которая лишила меня полнокровного студенчества. Успокаиваю себя тем, что всё происходящее предписано Божьей волей каждому человеку во благо.
     Состоялось и долгожданное возвращение "блудного сына"в общагу, но уже в "богданку", а на Пролетарке. Данный факт стимульнул меня капитально. И откуда взялось силы в мозгах? Развернулась творческая душа: за короткий период летных каникул в стенах родительского дома окончательно сформировался сценарий праздника "Посвящение первокурсников в студенты". А осенью этого же года лабораторном корпусе МГУ состоялся первый "День Гиппократа", в котором я застолбил роль Барона Мюнхгаузена, проезжающего через торжественный зал на велосипеде. Об истории создания триумфального мероприятия мы поговорим позже.
     Почувствовав себя вольной птицей, я мог бы тогда и влюбиться, но мною написано было "ПИСЬМО В ХХХ ВЕК". Оно неоднократно использовалось в разных программах массового потребления.
     Прошу моё творение не путать с "Письмом в ХХХ век" Роберта Рождественского. То, что названия одинаковые – это ерунда. Гляди в корень!
Подсказываю основную отличительную особенность: у него оно в сплошных рифмах, а у меня – в пафосной прозе. Для убеждения демонстрирую свой опус:
- Мы – молодое поколение, дети разных народов,
  Мы – строители светлого будущего всего человечества,
  Мы – сыновья и внуки тех, кто в боях сражался за счастье планеты,
  Мы обращаемся к вам, потомки!
  Мы хотим рассказать вам
  О матерях, выплакавших свои глаза и до сих пор лелеющих мечту о возвращении без вести пропавших,
  Об отцах и сыновьях, ушедших на фронт в сорок памятном году ради мира на Земле и так жадно мечтавших о светлом будущем, о внуках, которые узнают своих дедов по рассказам и фотографиям.
  Это было в далёкой Испании, в боях за свободу Италии и Франции, за коммунистическую Германию, за чистое небо над Чехословакией, Венгрией, Польшей, Румынией, Югославией, за святую землю Советского Союза…
  Мы хотим поведать вам, потомки, о бойцах Второй Мировой:
  Они были беззаветно преданы своей Родине, общему делу в борьбе за мир во всём мире,
  Они любили жизнь, родную природу,
  И о том, как были трудны их героические будни, как долог был их путь и как коротки были солдатские привалы…
  Слушайте, потомки! Мы хотим рассказать вам
  О подвигах партизан всех стран,
  О сложности работы разведчиков, сыгравших большую роль в приближении Великой Победы над фашистской Германией,
  О тех, жизни которых унесли Дахау, Бухенвальд, Освенцим, Штутгоф, Маутхаузен, Саласпилс, Майданек…
  Они не были военными – эти рабочие, учителя, крестьяне.
  Но когда под чужим сапогом застонала земля, они взяли в руки оружие.
  Они сражались и умирали, как солдаты – эти рабочие, учителя, крестьяне…
  Стой, Время! Слушайте, потомки!
  Мы завещаем хранить память
  О тех, кто уже не придёт никогда, не увидит весенние рассветы и цветение садов,
  О тех, кто любил мечтать о светлых днях и твёрдо верил в победу над врагом,
  О тех, которым из далёкого, напряжённого тыла приходили нежные, тёплые слова о любви, верности, слова, которые вселяли силу, мужество, уверенность и смелость…
  Время – хороший лекарь! Оно зарубцовывает раны, возрождает разрушенные города, раздвигает горизонты будущего, но оно бессильно над памятью человека.
  Мы – юность планеты, надежда всего мира,
  Мы – молодость всех континентов,
  Мы – знающие о грозовых годах только по книгам, кинофильмам и рассказам ветеранов,
  Мы узнаём новые подробности, ищем следы очевидцев героического прошлого –
  И всё это передаём вам, потомки!
  Об этом нельзя забыть, об этом Мы не имеем права забывать!
  Никто не забыт, и ничто не забыто!
  Вам, потомки, завещаем эту святую память,
  Вам, потомки, передаём мир, счастье, свободу, равенство и братство всех народов,
  Вам, потомки, вручаем заботу о мире!
  Будьте бдительны!!!
     Вот, друзья мои, как действует на человека свобода полёта!
@ - Год 1971.
     В этот год я с успехом окончил театральное отделение ФОП (Факультет общественных профессий) МГУ им.Н.П.Огарёва. В Удостоверении № 1 от 15 октября 1971 года, где прописано, что учёба происходила в период "с октября 1968 г. по октябрь 1971 г.", и в результате я получил "общественную специальность руководителя самостоятельного театрального коллектива".
     За это время сыграны:
   в 1969 году фрагменты популярной пьесы А.Арбузова "Иркутская история" [роль Виктора – главного героя] и премьера спектакля по пьесе Оскара Уайльда "Флорентинская трагедия" [роль принца Гвидо Барди];
   в 1970 году премьера лицедейства (да простится мне это синонимное ухарство) по пьесе Всеволода Вишневского "Оптимистическая трагедия" [три роли – нахального матроса, раненого белогвардейского офицера и немецкого офицера] в составе Народного театра Дома Союзов (что считалось допустимым, так как руководитель нашего отделения по совместительству являлась супругой режиссёра Народного театра).
     И об этом предстоит более подробный разговор.
@ - Год 1972.
     Как вы помните, я писал в предыдущих эпизодах о том, что за время учёбы в ВУЗе постоянно избирался членом комитета ВЛКСМ медицинского факультета, активно участвовал в художественной самодеятельности факультета. "Это - только присказка, сказка – впереди", - так пел В.С.Высоцкий в своей антисказке "Лукоморья больше нет".
По ранней весне предвыпускного года я был удостоен возможности принять участие в VI-ой Всесоюзной Универсиаде в г.Харькове. И принял, и вместе с партнёрами-медфаковцами получил звания дипломанта.
     "За что такая немалая награда?" - непременно вопросит меня читатель.
И я вам отвечу, по всей строгости закона — закона эпистолярного: "За моё участие в двух танцах — "Студенческая кадриль" и мордовский стилизованный танец "За околицей".
  -Как вы ещё плясали?!! - изумлённо округлит глаза некий мой ушлый почитатель и с ехидцей добавит: - При ваших-то тяжёлоатлетических ногах...
  -А как вы думали? – нисколько не злясь, отвечу я вопросом на вопрос. - Правда, эпизодически, но зато плясал — так плясал! Недаром в народе бают: "Редко, да метко".   Главное — как учили меня наставники — не форма, а содержание.
     В харьковском случае это получилось весьма забавно. Я расскажу — вы удивитесь стечению обстоятельств.
     На "Студ.весне" раньше было предпочтительно выставлять побольше разнообразных жанров. У нас-то с этим всегда — во все года и ежегодно – сие бытовало. Как мы любили выражаться: "Будь спок, доктор Спок!" И чтецы, и певцы, и скрипочка, и роялище, и про комсомол, и про любимую любовь, и ироничный юмор, и огнедышащая сатира, и — конечно же! - в эстрадном меню медицинского факультета обозначались своим присутствием два-три танца.
     До этого года наша "Доминанта" блистала так.
     В тот универсиадовский год на, казалось бы, монолитных стенах "Доминанты" вдруг появились довольно глубокие трещины. Откровенно говоря, для меня - худрука коллектива и ответственного лица по линии комсомола, к тому же и старшекурсника (в голове-то медицинских знаний поприбавилось, поэтому диагностика вышла за грани поликлиник и стационаров) — сей факт не стал неожиданностью. Упрочившись сильным звеном на пьедестале ежегодных весенних эстрадных ристалищ, "доминантовцы" проворонили момент проникновения в их организм вируса "звёздной болезни". Нет-нет, картина заражения не повального, а индивидуального, я бы сказал, локального характера . Наши "звезданутые" заартачились - "я это не буду, я то не буду", носы позадирали - "я – не я, и лошадь не моя", начали права качать, поблажек разноцветных требовать, репетиции стали пропускать...
     Поверьте мне, это не бунт, не революция. Подобное в творческих коллективах встречается нередко.
     Короче — мы не в Сочи! Выступление не за горами,
и время-то идёт,
волнуется народ,
а у наших "звёзд" - неполёт:
тот "прихворнул",  а тот —
просто без поклона не идёт.
А стойкие люди — не гордые, но терпеливые,
и - главное дело — справедливые.
Однако гнуть шею —
не восприняли как затею
(не хочешь — как хочешь).
Рукава засучили,
горлышки промочили,
ноги танцевать научили,
путёвку на Универсиаду получили.
Знай наших -
и в мордвах, и в чувашах!
     Название танцевальной мордовской картинки "У плетня" переиначили в мордовский стилизованный танец "За околицей" и поехали с ВИА МГУ имени Н.П.Огарёва "Вастома" (по-русски "Встреча").
     Выступали после украинского ансамбля "Смеричка" с участием популярного певца Назария Гнатюка. Никакого, - как признавался он приставучим, - даже мало-мальского родства с Николаем Гнатюком, "танцевавшем на барабане" под музыку Раймонда Паулса, не проглядывалось. Симпатичный голосистый парень. Мой дед Иван говаривал: "Таких смазливых девки любят и завсегда страдают, а нас, окольных, и не замечают".
     Стоит ли сообщать вам, что мы с той "Смеричкой" перезнакомились.
     А вот о чём надо сообщить, так о том, что будучи на Универсиаде-72 мы попали на застолье с танцевальным ансамблем "Кабардинка", который представлял Кабардино-Балкарский университет. Нас они пригласили, а мы не смогли отказаться, взяли и припороли всем гамузом к ним в общагу. Встретили нас накрытым кавказским столом.
     Я прикинулся бывалым шансонье: сел за фортепиано и напел сочинённый вчера вечером текст песни встречи и расставания студентов страны.
     Все были в отпаде! Одна кабардиночка-балкарочка так смотрела на меня своими карими очами. Ой, как она смотрела!.. До тех пор, пока не позвал меня покурить на крыльце её брат-двойняшка. Этот мальчик из Нальчика, куря сигарету, доброжелательно намекнул, чтобы я не обольщался пристальным вниманием его сестрёнки-красавицы. Заодно он поинтересовался – далеко ли добираться до нашего временного обиталища. Об этих намёках я сообщим сопровождающим меня лицам. И где-то уже через полчаса радостно нас провожали, и добра нам желали, и долгих лет жизни в придачу на даче. То гостеприимство мы в памяти сохранили. А вот текст той песни – увы! – не сохранился.
     Зато результат успешно-удачливого ногодрыжиства (специально повторяюсь) - Диплом Универсиады-72 оказался у танцевальной группы из Саранска.
     Так-то! Ядрёна кошка с мышкой!
     А в 1972 году наша "Доминанта" стала малочисленней. Тем не менее, мы вышли из болезненной "звёздной" ситуации на публику. Отличия в составе солистов-вокалистов вы, я надеюсь и так думаю (!), найдёте сами.
     Второе событие года не менее значимое. Назовём его – "Становление офицера медицинской службы запаса".
     Прежде всего, обязан вам напомнить, что студент – человек, постоянно откладывающий неизбежность и балансирующий между армией и высшим образованием. Но если ты – будущий врач, предоставлялась возможность устремиться в дебри военной кафедры Универа, по выходу из которых пройти реальные сборы и вкусить прелести военно-полевого медика в нереально боевых условиях.
     Мы были готовы поставить на собственные средства наших родителей памятник этой великолепной идеи, когда студенты-медики, нюхая порох, постигают на практике особенности деятельности военного врача. К тому же, одновременно осуществлялась пропаганда привлечения молодых офицеров мед.службы из запаса в действующую армию.
Вернёмся к события, начавшегося довольно тривиально.
     После пятого курса самые жаркие летние месяцы – июнь и июль – мужское население медицинского факультета в обязательном порядке провело в Татарии под городом Казань, недалеко от озера со странным названием "Средний кабан". Там впервые в истории факультета состоялись военные сборы – логичное завершение учёбы на Военной кафедре университета.
     Всё было по-взрослому: после присяги на следующий день, т.е.10 июня, нам доверили настоящее огнестрельное оружие, в руках с которым мы брали "высотки", совершали марш-броски по пыльным дорогам и пешкодралом добирались на стрельбища.
     Практиковалась у нас по сложившейся многолетней армейской традиции и помощь сельхозработникам. Мы, например, в соседнем колхозе переносили мешки с пшеницей и с цементом из одного склада в другой. А на обратном пути к месту дислокации ехали с фляжками, наполненными вином "Солнцедар" – самым популярным напитком, правда, вскоре он исчез с прилавков и из-под прилавков: по имеющим данным, закуплен одной из развивающих африканских стран с целью покраски заборов.
     Нам повезло принимать участие в реальном разворачивании палаточных отделений армейского медсанбата, когда в июле рядом с нами проходили настоящие учения с танковыми атаками, артиллерийскими залпами и автоматной стрельбой, но холостыми патронами. 
Бывали мы и в увольнительных. Лично я с сотоварищами-однополчанами ездил в стольный град Татарстан для закупки ватмана, карандашей и красок, необходимых для выпуска "Боевых листков" и для декораций к предстоящему концерту в рамках смотра художественной самодеятельности.
     К данному мероприятию все пять взводов нашего учебного лагеря готовились довольно серьёзно. Если по честноку, мы не знали и не ведали о нём. Все остальные соратники были наслышаны о практикующихся концертах и напривозили с собой спец.аппаратуры. Мы же располагали одной личной гитарой, баяном, трубой и "ударным тройничком", взятыми напрокат офицерами, что позволило нам организовать что вроде эстрадного квартета. Кроме всего прочего, в нашем арсенале были чувство юмора, природная смекалка, бескрайний энтузиазм и самоуверенность в лучшем смысле этого слова.
     Интересный исторический факт - рядом с нами располагался взвод местного ВУЗа, в рядах которого был Ренат Ибрагимов (ныне известный певец, "Заслуженный артист"). Тогда он имел привычку довольно громко распеваться по утрам, что мешало нам досматривать последние сновидения перед общим подъёмом. Идя навстречу (мягко выражаясь) неоднократным претензиям к нему по указанному поводу, Ренат перенёс свои распевки на плац. Таким образом был предотвращён нарастающий конфликт.
     Ещё одна отличительная особенность сборов - во время периодически проходивших смотров на плацу все взводы маршировали под барабанную дробь. Дело в том, что начальник сборов, полковник Вахитов на первом вечернем кругло-квадратном заседании, прищёлкнув языком, поделился сокровенным, хоть и с грубым от природы акцентом: "Мне нравится тот рот, который ест барабан". Прибывшие офицеры – командиры взводов в лице начальников военных кафедр истолковали озвученную фразу как устный приказ. Мы же не уставали подтыривать над нашим "штатным ударником": "Барабанщик! Сыграй-ка нам Гимн Советского Союза!"
     Среди приглашённых на упомянутый симпозиум имел честь присутствовать и наш военный глава – уважаемый Попов Владимир Георгиевич с неизменным адъютантом, зав.курсом эпидемиологии Загидулиным Анвяром Хабибрахмановичем. Последний, пользуясь случаем, приехал в Казань навестить свою семью и, конечно же, жену. От Саранска до Казани, слегка расслабившись в вагонном пространстве, он без устали хвалил-расхваливал свою "рязанскую мадонну". На железнодорожном вокзале мы увидели трогательную встречу: дородная "мадонна" обняла щуплого, низкорослого муженька и увезла домой.
     Но он, как обещал, вернулся на концерт художественной самодеятельности нашего взвода. Выступление оказалось победным: почти половина номеров (стихи, бардовские и собственные песни под гитару, эстрадные обработки мордовских народных песен под звуки доморощенного музыкального квартета, юморески и пантомима из КВНа) прошла на заключительный гала-концерт.
     Это позволило мне уехать со сборов раньше на неделю ради присутствия на свадьбе у моего друга, медфаковца и "доминантовца" Александра Ляличкина (ныне "Николаич" возглавляет хирургическое отделение Республиканского противотуберкулёзного диспансера).  Такую награду придумал для меня сам подполковник Попов В.Г. за успехи в организации художественной самодеятельности взвода МГУ имени Н.П.Огарева.
     Вот как оно всё было. Не было только единственного – гауптвахты. И слава Богу!
Поздней слякотной осенью, несмотря на мерзопакостные природные неудобства, народ буквально толпами валил в большой зал Дома Союзов. Чтобы посмотреть премьеру Народного театра - спектакль в пяти актах по трагедии великого Уильяма Шекспира "Ромео и Джульетта". Об этом зрелище в общем и моей роли Меркуцио мы ещё обстоятельно (насколько возможно) поговорим.
     А сейчас самое-самое (самее не бывает!) главное из наиглавнейших событие года!
30 декабря уходящего 1972 года произошло знакомство с будущей (в смысле – нынешней) женой Зинаидой. Это случилось в зале ожидания вокзала на станции Рузаевка…
Что-то в моём организме ёкнуло вдруг. И почему-то прилетел куплет знакомого, киношного романса:
     "Что так сердце, что так сердце растревожилось, словно ветром тронуло струну. О любви немало песен сложено. Я спою тебе…"
     Простите мою вольность в изменении текста: "Я спою тебе, читатель мой, спою ещё одну". Спою, но только позже. Лады?..
     Ну и ладушки! Поехали дальше!
@ - Год 1973.
     Весна года выдалась на удивление, как ни одна весна прошлых лет.
     В марте наш премьерный спектакль о трагической любви двух веронцев – Ромео и Джульетте (Ах, как они любили!) – транслировался по местному республиканскому телевидению в режиме реального времени с колонной площадки второго этажа Дома Союзов. Это было что-то! Это надо было видеть! (Потому что видеомагнитофонов у народа не было… А жаль!!!)
     Очевидцы зрелища сказывают, что все жители Мордовии – и мокшане, и эрзяне, и даже шокшане, не говоря о русских и татарах, не считая приезжих и командировочных, - так прильнули к экранам, что за уши не оттянешь: обжоры перестали есть, алкаши забыли про водку, сварливые жены утихомирились, глотая слёзы и хлюпая носами, даже кони не мычали и куры не гоготали.
     Поутру однокурсники ко мне с претензией – где был, почему тебя не видать было? Пришлось однократно объяснять, что Меркуцио – это я, только кудрявый, что завивка сделана с помощью моей любимой девушки Зинаидой. А мне в ответ: "Стало быть, мы просто не узнали, в том красавце не разглядели тебя. Ходи отныне кудрявым". Я кивал головой, но кудри делать не стал, и менять природную ориентацию ради искусственных кучерей тоже не стал. Каждому полю своя ягода! Или каждой ягоде свое поле?
     В этом же марте, ближе к апрелю на сцене сельхозфакультета Универа аншлажная премьера медфаковского ТОПа (Театра Одной Пьесы). Мы, в основном – выпускники ФОПа (см. Год 1971), играли пьесу Антона Павловича Чехова "Дядя Ваня", где я разруливал роль доктора Астрова. Роль, о которой мечтали и мечтают многие маститые артисты. Но в отличии от них я мечтал и я сыграл.
     Более подробная беседа о самом спектакле и реакции общественности на него вас ожидает на спец.страницах.
     А сейчас на некоторое время обгоним календарное время, чтобы заглянуть в мой рабочий кабинет, который носит вторе название "Цыкаловская Галерея".
     На одной стене расположились работы творчески одарённых людей, но не профессионалов. Это акварельные картины, полотна, исполненные масляными красками, деревянные поделки, фанерные прямоугольники с изображениями, сделанные с помощью электровыжигателя. Среди них, в центре стены разместился гипсовый барельеф В.С.Высоцкого с гитарой на плече.
     На противоположной "офисной" стене, выполненной из облагороженного ДВП тёмно-коричневого цвета, над рабочим столом висит портрет А.П.Чехова, нарисованный мной в эпоху увлечения карандашными рисунками, а если точнее – во время учёбы в девятом классе. Эта работа с укороченной всемирно известной цитатой "В человеке должно быть всё прекрасно…" постоянно со мной, какой бы кабинет я не занимал.
     Как-то меня спросили: "Почему Чехов и почему Высоцкий? Разве есть что-то общее?" Я задумался…
     Результат раздумин размещён на страницах моей книги "Один день из жизни судебно-медицинского эксперта" (2001).
     Там изложено следующее:
   "Полученное высшее образование естественным образом объединяет через десятилетия Антона Павловича и Владимира Цыкалова. Глубокий анализ указывает на общие для двух профессий (земский врач и судебно-медицинский эксперт) характерные черты.
Земский врач был уникален в своей многоплановости: он должен быть и хирургом, и терапевтом, и стоматологом, и акушером, и дерматологом... Всего и не перечислишь!
Судебно-медицинский эксперт обязан знать, как должен поступить каждый из перечисленных врачей в той или иной ситуации. Кроме того, эксперт обязан уметь разговаривать с любым специалистом в области медицины хотя бы на уровне справочника. Таким образом, эти две профессии объединяет умение установить правильный диагноз и предопределить соответствующее лечение. К тому же, земский врач владел и основами судебной медицины.   Обе эти профессии сопряжены со скрупулезным описанием всего того, что видит врачебное око.
   Человек, овладевший врачебным делом, должен уметь излагать свои мысли на чистом листе. Жизнь человеческая наполнена и комизмом, и драматизмом. Общение с пациентами и их роднёй дает пытливому уму богатую пищу. А каждый "человек разумный" по сути своей персонаж великого действа. Не потому ли чеховские наблюдения произросли в писательство и драматургию. Познавший многое способен разделить свой опыт со многими.
   Бытует фраза: "Наблюдавший смерть - прекрасный жизнелюб". И если даже малый талант дарован человеку от рождения, он обязательно произрастёт и даст свои плоды. 
   Теперь о том, что единит Высоцкого и хозяина кабинета:
  1.имя – Владимир;
  2.актёрские способности, что помогает в профессиональной деятельности. "Весь мир – театр, и все люди в нём актёры" – и здесь трудно не согласиться с Шекспиром. Если говорить высокопарно, то их объединяет большая любовь к драматургии;
  3.присутствие писательского начала, особенно поэтического, в чём легко можно убедиться, обозрев творчество Высоцкого и прочитав авторский сборник стихов;
  4.их души наполнены романтизмом;
  5.отношение к музыке и в большей степени - к музыкальному инструменту с именем "семиструнная гитара".
   Итак, подведём черту. Этих трёх персонажей Жизни (Антона Чехова, Владимира Высоцкого и Владимира Цыкалова) объединяет Любовь - Любовь к своей профессии, Любовь к литературе и работе над словом, Любовь к театру, Любовь к музыке и, конечно же, Любовь к Жизни"… 
     Продолжаем нашу экскурсию по году №1973.
     В апреле…
     Нет, пожалуй начну с эпиграфа. Звучит он так:
                "Термин "клуб" происходит от английского слова "клуб",
                что в переводе на русский язык означает "клуб".
                Из одесского КВН.
     Немного из личной истории.
     Моя сознательная КВНовская жизнь началась со школьной скамьи. Это случилось в самый "разгул" великого и мощного КВНа, во время которого играли все, в том числе и школы.
В 1967 году при поступлении на медицинский факультет в "Автобиографии" я написал буквально следующее:
   "Принимал участие в школьной художественной самодеятельности в ШТМ (Школьный Театр Миниатюр), за что неоднократно награждался дипломами I-ой и II-ой степени на областных смотрах художественной самодеятельности  школ города Джамбула. Неоднократно участвовал в КВН классов и областных школ, был судьёй и членом жюри нескольких встреч КВН…"
Пиши тот документ об эту пору, я бы продолжил: "Учась на медицинском факультете, активно участвовал в художественной самодеятельности. Один из организаторов вокально-инструментального ансамбля "Эскулап", который впоследствии переименован в ВИА "Доминанта", автор Дня Гиппократа (посвящение первокурсников) на медицинском факультете..."
     Ну, так вот. В начале 1973 года созрела мысль в верхних сферах об организации встречи КВН между студентами МГУ и выпускников МГУ. "Будет сделано", - заверили верхних людей. Обозначена тема "Логика всякая нужна, логика всякая важна", команды собрана, потенциальные зрители предупрежден. Идея вызрела, не перезрев, и...
     Оно грянуло-брякнуло - 27 апреля 1973 года.
     Встреча команды МГУ имени Г.П.Огарева и команды завода "Электровыпрямитель" (где работали бывшие выпускники МГУ) проходила в Ленинском зале (ныне инженерного корпуса) МГУ.
     Капитан команды завода – Семён Осиновский.
     Капитан команды МГУ – Анатолий Макушев.
     В составе команды двенадцать человек: Виталий Лисицин, Николай Сидоров, Валерий Пресняков, Виктор Зорин, Леонид Понамарёв, Владимир Цыкалов и представители разных факультетов. На сцене мы появились в конфедератках и с оргинальной эмблемой на груди.
На начальном этапе моё непосредственное участие проявилось в написании стихотворных текстов, а также других миниатюр.
     В первом туре "Общее приветствие" мы продемонстрировали наши декламационные и певческие способности с использованием ниже следующих текстов (на правах основного сочинителя привожу фрагменты): 
  Приветствие нашей команды.
  Как же получается, ребята,
  Были вы студентами когда-то,
  В КВН-ы, кажется, играли,
  Временами даже побеждали.
  Почему же этою весной
  Стал соперником вам МГУ родной?
     Из истории КВН (на мотив "Король с войны возвращался домой", из репертуара Вадима Мулермана).
  Немало воды утекло с давних пор,
Когда КВН прозвучал между гор.
Служил остроумия верхом топор,
А призом же был чисто выбритый скальп.
  Звучал КВНом каждый турнир
И в рыцарских латах сидело жюри,
Мечи сменяла мелодия лир,
А зрители храбро держали пари.
Припев после каждого куплета, как и положено, повторялся в следующей редакции:
  Тирьям, тирьяри, там-тирьям,
  Тирьям, тирьяри, там-тирьям,
  Тирьям, тирьяри, там-тирьям,
  Трям – трям!
Приветствие жюри (на мотив романса "Тёмно-вишнёвая шаль").
   Пред тобой выступало немало –
   Всех команд не упомнишь примет.
   Для того, чтоб ты нас вспоминало,
   Коллективный наш дарим портрет.
Приветствие болельщиков (на мотив "Песенка Винни-Пуха").
   Драгоценный наш болельщик, ты для нас –
   Лучшая поддержка в самый трудный час.
   Вы – доценты и студенты –
   Все забудьте прецеденты,
   Ни к чему сегодня званья,
   Приложите всё старанье,
   Вашу выдумку и знанья,
   Дух высокого дерзанья.
   Нас сегодня не так мало –
   Вместе с вами нас пол-зала.
Приветствие команды завода (на мотив "Берёзовый сок").
   Лишь только затихнет болельщиков смех,
   Лишь только окончат команды сраженье,
   Объявит жюри - чей сегодня успех -
   И скажет безжалостно - чьё пораженье.
Мы с мужеством встретим любой приговор.
И если изменит судьба ненароком,
Мы горе зальём (наш такой уговор)
Берёзовым соком, берёзовым соком.
   А если победой обрадуют нас
   И встанет Фортуна к соперникам боком,
   Наполним стаканы за дружбу, за вас
   Берёзовым соком, берёзовым соком.
     В ходе игры — во втором туре "Домашнее задание" использовано следующее:
ПСИХОЛОГИКА или Логика Заикающегося Психа
(стих написан В.К.Цыкаловым, но исполнено не им):
   Б-белел закат. Чернели звёзды в жёлтом неб-бе.
   Расхляб-бано шатался месяц у реки.
   С п-подмостков мы несли такую н-неб-быль,
   Что млели все от радостной тоски.
Летел кленовый лист, как истреб-битель,
В п-пике увязнув словно в манной каше.
Нам не могли п-помочь сп-пасатель и сп-паситель,
Но нам смешной улыб-бкой п-помогали наши.
   Как деревянный гвоздь в стене б-бетонной,
   Стояли мы себе нап-перекор,
   И кап-пли п-пота лились м-монотонно
   С чела на п-пол. Но свят б-был уговор.
Дневная б-близь неслась в ночные дали.
Нам н-настрогали рифмы, как смогли.
   П-пойдём, мой друг, п-пока п-п-приза не дали,
   П-пока костьми мы в юмор не легли!
ХАМОЛОГИКА или Логика Хама
     Пантомима "Поведение хама в театре на спектакле" (исполнена тем же В.К.Цыкаловым).
ЕЩЁ РАЗ О ЛОГИКЕ (написано мной, на этот раз - в прозе, исполнено командой).
   Возьмём основной постулат формальной логики: "Если не А, то Б. Но если Б, это не значит, что А".
   Если это так, то не логично ли следующее:
 - Если в городе есть хулиганы, то это не значит, что мало работников милиции. Но если в городе много милиционеров, то это не значит, что каждый может закрывать глаза и проходить мимо хулиганства.
 - Если голова – два уха; одна голова – хорошо, а две – лучше, то, стало быть, четыре уха тоже лучше?
     В третий тур "Вопросы и ответы" мы включили рождённое всеми участниками команды:
  Вопрос: Назовите имя легендарной русской женщины, впервые поднявшейся на аппарате тяжелее воздуха.
  Ответ: Баба-Яга.
  Вопрос: На каком принципе было основано движение ступы Бабы-Яги?
  Ответ: У А.С.Пушкина чётко указано: "Там ступа с Бабой-Ягой идёт-бредёт сама собой".
  Вопрос: В каком популярном произведении на героя три раза совершают покушение и только на четвёртый раз он погибает?
  Ответ: "Колобок".
     Завершал встречу "Конкурс капитанов" с тремя заданиями.
     Задание первое — на ловкость: за 30 секунд необходимо завязать как можно больше узлов на верёвке одной рукой.
     Задание второе — тест на возможность совмещения смежных профессий: за 30 секунд одновременно на одном листе нарисовать: левой рукой — круг, правой — треугольник.
     Задание третье и последнее "Реклама — двигатель торговли" с преамбулой: "Как известно, в Саранске на одной из фабрик шьются джинсы. Но они не пользуются большим спросом из-за недостаточно широкой рекламы и "лейбла". Ведущим было обозначена задача:   "Вам надо со старпомом за одну минуту надлежит написать рекламное объявление. За "лейбл" - дополнительное очко".
     В конце концов окончательный счёт игры – 53:52 в пользу команды завода "Электровыпрямитель".
     "Интересная логистика получилась!"  – наверняка, отреагировал бы своим неологизмом наш министр здрава Рафаил Закиевич Аширов.
     Невзирая на проигрыш, наша дружба не распалась. На обороте моей фотографии остались надписи и подписи всех участников, с которыми поддерживаем связь, взаимосвязь и просто человеческие отношения:
     И напоследок - Парафраз бывшего КВНовца на тему "КВН".
     Ах, КВН! Эх, КВН. Ох, КВН... Эти три совершенно разных понятия... Нет-нет, не надо ёрничать. Пробуйте анализировать.
     От нынешнего КВНа, как не крутите-не вертите, попахивает коммерческим дымком. ТелеКВН, лишённый прямого эфира, - лоснящийся, сверкательный, обрезанный и вырезанный. Что — не так? Телевидение — великая магия, развенчать которую сложно, почти невозможно.
Прародитель такого КВНа был проще, ближе, понятнее. Пусть иногда и простецкий, но всегда прощаемый зрителями и жюри. Он был живой, его можно было потрогать-пощупать. Телевидение не мухлевало, потому что встреча шла в реальном времени. А какая прелесть — "выездной конкурс": каждый раз что-то новое, интересное, неожиданное — подарок для всех соучастников культурно-массового мероприятия.
     Откуда проистекает истинный КВН? Это великая тайна. Но существует теория, что его зачатие связано с первым числом четвёртого месяца неведомо какого многомиллионного года назад. 
     Вы не задумывались, как правильно называть первое число апреля – Международный день дурака или День международного дурака?
     По мнению одних – это весёлый-развесёлый день юморных приколов, подтырок. Одним словом, Праздник смеха, смеющихся и смешливых.
     Другие считают, что это день издевательства над серьёзными людьми под раскаты смеха без причины. А смех без причины – признак… (наверняка, рифма уже играет на кончике языка). Приверженцы последней теории – либо люди, в большинстве своём лишённые в разной степени, вплоть до нуля, чувства юмора, либо испытывающие чувство страха в преддверии этого дня из-за глупого розыгрыша.
     Например: одного коллегу додумались приколисты послать сначала в кабинет начальника, а затем, позвонив из соседнего здания, пригласили срочно явиться на приём к министру, не объясняя причину. Бедолага целый час просидел в приёмной, мучаясь в догадках. Министр, увидев нашего коллегу в своём "предбаннике", крайне удивился, а узнав, какой судьбой заброшен сюда подчинённый, ткнул пальцем в плакатный календарь и этим же пальцем покрутил у виска изумлённого исполнителя со словами: "Надо порой думать, а иногда и соображать!"…
     Вот ещё один казус. Любопытно, как однажды отреагировал мой наставник, подвергшийся тяжёлому испытанию на юмористическую прочность. В час дневного пика на общественном транспорте ему пришлось поехать в другой конец города якобы для выступления в судебном заседании, которого и в помине не планировалось. Вернувшись в бюро, он произнёс следующее: "Ведь это ж надо проколоться! И ни в уме, ни в разуме, что творится в первый день такого месяца, когда Апрель Апрельевич сипит да дует, бабе тепло сулит, а мужик глядит, что-то будет. Поделом мне!"
     Эта фраза размножилась и осталась в памяти судебно-медицинского народа отдельно взятой республики.
     Спустя годы в День, который оказался нерабочим, мне крупно повезло – меня пригласили пожюрить КВНовские команды школ и училищ, выражаясь по-современному - гимназий, лицеев, колледжей.
     Я согласился сразу, но оказалось несколько опрометчиво. Просто отсидеться за столиком рядовым судьей не удалось, так как ему была уготована иная ипостась – стать председателем жюри по настоятельной просьбе организаторов мероприятия. Вспомнив народную мудрость "вперёд пятками не ходят" с подавленным вздохом согласился. И должен вам заметить – нисколько не прогадал. Но об этом чуть позже…
     Встреча проходила в облегчённом варианте - под знаменем фестиваля "КВН-ассорти": пять команд должны были предъявить свои "визитки" (раньше это называлось "приветствие", а отдельные граждане – старожилы КВНовского движения присвоили конкурсу свой ярлык "показуха"), затем следовала "обязаловка", имя которой почему-то "разминка", и за ней завершающий аккорд - "домашняя музыкалка".
     Как известно, в "ассортяшных игрищах" обычно идёт не цифровая, а плюсо-минусовая оценка конкурсов. Иными словами, каждый член жюри ставит "+" (плюсик), если понравилась шутка, или "-" (минусик), если не понравилась. Эти значки позволяют сформировать окончательный результат: больше плюсиков – лидер. Замечу, что, как правило, ни одна из команд не остаётся без приза и Грамоты районной администрации.
     У нас было пять команд – стало быть, пять номинаций. "Умора года" – для самой сильной в юморе команде, "Мозговики" – за удачу в "разминке", "Любимцы публики" – приз зрительских симпатий, "За волю к победе и радужные перспективы" – это для самой слабой команды, "Лучшим муздомхозовцам" (здесь подразумевается – музыкальное домашнее хозяйство, её кто как называет: "музыкалка", или "домашка").
     Кроме этого, существуют две Грамоты, подкреплённые подарками. Это звания "Мисс КВН" и "Мистер КВН".
     Я всегда выступал против англоязычного засилия. Поэтому всегда предлагаю "мисок" и "мистерков" благозвучные титулы "Сударыня КВН" и "Сударь КВН", либо "Барышня КВН" и "Удалец КВН". Но заскорузлость мышления мешает осуществлению предложения о переименовании званий. Ну да Бог с ними!
     Если ставить окончательную оценку мероприятию, то она более чем положительная. Это вообще, а в частности…
     Я, как бывший КВНщик и истый апологет КВНовского движения, при каждом удобном случае везде говорю о том, что изобретатели и создатели Клуба весёлых и находчивых заслужили установления бронзовых бюстов либо по адресу их рождения (в городах и весях), либо на какой-то специально обустроенной территории в столице нашей родины – Москве - по аналогии с Площадью звёзд эстрады.
     Почему? Да одной даже той причине, что поболеть за свои команды приходят подростки типа "тинейджеры". Порой ими набивается весь зрительный зал на радость организаторов, приглушённо повторяющих довольными голосами:  " Славу Богу, у нас сегодня аншлаг!" И это великолепно!
     Значит, временно пустеют тлетворные подворотни, не возникают пустопорожние конфликты с мордобойными финалами, не рождаются в юных мозговых извилинах от ничегонеделания озорные и противозаконные мыслишки… Вот уж где уместно процитировать Высоцкого: "Лучше – чем от водки и от простуд". Ибо в это же самое время происходит сеанс массового окультуривания учащихся, неучащихся и прочих слоёв молодого поколения.
     Таков мой ракурс на тему о вреде и пользе КВН.
     Незаметно, в суете и сутолоке, приблизился конец мая, и не из дали дальней звал к себе июнь.
     Начну с того, что 29 мая 1973 года в городском ЗАГСе зарегистрировали наше – моё с Зинулей - совместное заявление. Я чуть было не написал: "Хватит учиться – хочу жениться". Но меня вовремя остановили.
     Далее предлагаю ознакомиться с историческими додатно-дособытийно-дословно-добуквенными сведениями о судьбоносном месяце - июне - из чудом сохранившейся красной записной книжки:
  01.06.73г. - философия (отлично) Рудина Ивановна Александрова;
  08.06.73г. - Госпитальная хирургия (хорошо) Е.Л.Килинский;
  14.06.73г. – день рождения Зинаиды;
  15.06.73г. - Госпитальная хирургия (хорошо) Владимир Михайлович Сурин;
  17.06.73г. - День медицинского работника, День выборов;
  18.06.73г. - 23 года мне;
  22.06.73г. - 120 р. (о чём это я – не помню);
  22.06.73г. - Акушерство и гинекология (хорошо) Азбукина;
  Запись однокурсницы от 23.06.73г.: "Тогда считать мы стали раны, товарищей считать... Всё лучшее — позади, Вовка. Впереди — старость, долги, маразм, хрон. диаррея... Последние дни. Ещё немного, ещё чуть-чуть... Вспоминай меня, Цыкалов, эмоционально неустойчивую, вечно голодную и несчастную Вальку. Всё-таки я — хороший человек, а их (хороших) мало. В башке моей — пусто, ничего не могу написать путного. Впереди у тебя — роковой (счастливый) день, у меня же — бэздна. Бди, козыряй, не забывай! Остаюсь всегда Ваша — В.Мирошкина, VI курс и последний".
  27.06.73г. - ОЗД и общая гигиена — Евгений Андреевич Перепечин, Романова (хорошо);
  30.06.73г. – СВАДЬБА!"
     Вообще-то, должен вам заметить: 1973 год тоже стал для меня очень даже событийным.
Помимо репетиций премьерного спектакля "Дяди Вани" в моём списке обозначились следующие пункты:
   1. подготовка к выпускным государственным экзаменам – которые, как вы успели ознакомиться, успешно сдал в установленные сроки;
   2. окончательное распределение выпускников ВУЗа - где я удивил и ректора университета Сухарева Александра Ивановича, и декана медицинского факультета Белякова Алексея Александровича своим выбором врачебной деятельности – стать судебно-медицинским экспертом, невзирая на заманчивое предложение (приглашение в Мордовскую республиканскую клиническую больницу в качестве травматолога);
   3. организация, подготовка и проведение собственной свадьбы.
     Обещанная остановка на последнем пункте.
     Свадьба состоялась 30 июня. И в этом немалая заслуга наших друзей и добрых приятелей, за что мы их благодарим, кланяясь до земли.
     Для соблюдения протокола должен вам сообщить, что самыми почётными гостями были наши папы – Константин Иванович и Михаил Петрович.
     В одно и то же время, когда моим сокурсникам вручали дипломы и нагрудные знаки – "поплавки", мы с Зинаидой Михайловной Благовидовой (обратите внимание: фамилия-то какая – стопроцентно соответствующая её внешнему облику!) занимались не менее серьёзными делами.
     О нас (скажу без ложной скромности) поговаривали (как выяснилось через годы, через расстоянья) следующее:
   "Две неординарные личности - приезжие из разных концов страны, две звезды престижных ВУЗов Мордовии – МГПИ имени М.Е.Евсевьева и МГУ имени Огарёва, два вынужденных обитателя студенческих общежитий, покорив несметное число умов и зрителей своими талантами и работоспособностью, решились объединиться с целью продолжения победоносного шествия семейного клана". Цитирую по памяти, но очень близко к тексту.
     Далее следует отчёт о проделанных работах того дня.
     Мы побывали: и в ЗАГСе на регистрации собственного брака (или бракосочетания), в чём мы расписались, и у памятника павшим в боях Великой Отечественной войне, возлагая букеты цветов, и под тёплым ласковым дождём, и в кафе "Театральное"…
         Здесь позвольте мне отвлечь вас. 
     Во-первых, должен чересчур переживучих успокоить: "Не волнуйтесь, если вы переживаете на предмет моего Диплома и нагрудного "поплавка". Через неделю получил и знак, и Диплом Мордовского государственного университета имени Н.П.Огарёва на медицинский факультет по специальности "лечебное дело", который окончил в 1973 году.
     Знаете, чему я удивился? Вы не поверите!
     Выписке из зачётной ведомости, которая "без диплома недействительна". Она удостоверяла, что я за шесть учёбных лет сдал 17 (семнадцать) зачётов, 44 (сорок четыре, включая 5 государственных) экзаменов, из них на "отлично" - 8; на "хорошо" - 24 и на "удовлетворительно" - 12 дисциплин. В итоге изучил (исключая государственные экзамены) 59 (пятьдесят девять) предметов (дисциплин).
     Покидая в тот день университет, я неожиданно для себя остановился возле его корпуса, не спеша перечитал и совершенно по-иному воспринял тысячу раз виденные и читаные мной слова Николая Платоновича Огарёва, начертанные  на стене здания:
                Учись! Пойми, что знание есть власть,
                Умей страдать вопросом и сомненьем,
                Умей людей любить с благоговеньем
                И претворяй бунтующую страсть
                В смысл красоты и веры благородной;
                Живи умно, как человек свободный.
     Взглянув на полученный Диплом, почувствовал, как мысль обожгла мозговые извилины: "Сказки и подсказки кончились. Дальше взрослая самостоятельная жизнь. "Живи умно…".
     На этом моё "во-первых" закончено.
     Во-вторых, спешу уверить, что для меня стало понятно, что такое любовь. Это благо, дарованное людям высшими силами.
     И что такое семья – для меня тоже ясно. Это ласка, уют, взаимопонимание, взаимоуважение, все, ради кого живёшь, творишь и созидаешь.
А счастье, с моей точки зрения, - это здоровье: здоровье родных, близких и друзей, и, конечно же, своё собственное.
     Но ведь какая закавыка: никак одного не могу понять – почему такое хорошее, святое, богоугодное дело двух человек называется "браком"? Какой – такой брак регистрируется в ЗАГСах?
     Замечу здесь, что когда-то французский император Наполеон Первый изрёк: "Природой брак не предусмотрен".
     Какой брак он имел ввиду — производственный ли, житейский ли — до сих пор никто не знает. Однако большинство полагает, что сказано было не о первом, а о втором — житейском. Хотя высказывание применимо к каждому варианту. Так?
     Не спешите кивать головой. Попробуйте разобраться и оценить афоризм американского критика Джорджа Джина Нейтана: "Теория, лежащая в основе брака: если ты нашёл сорт пива, который тебе по вкусу, бросай своё дело и иди наниматься на пивоваренный завод". Как говорится, конец цитаты.
     Полный конец? Мысли ваши заплелись и перепутались? Вот-вот — и я о том же.
На крупных и малых предприятиях ведь в помине нет никаких ЗАГСов, там есть ОТК ("Отдел технического контроля", или по-другому – "Отчего такое качество?")
     Сколько и где не ищу, никак не могу найти истинный первоисточник – откуда повелось добровольный "семейный союз мужчины и женщины, порождающий их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям" обзывать "браком"? В энциклопедиях и словарях морочат наши мозги браками моногамными, полигамными, экзогамными, морганическими, морганатическими, гражданскими, фиктивными, фактическими, церковными, стращают законами о незарегистрированных и недопустимых по ряду обоснованных причинами браках.
С этим "браком" мрак какой-то!..
     А может быть, надо с иной стороны подкрасться - потихонечку-полегонечку? Возьмём к примеру слово "браконьерство". Корень "брак" есть? Есть.
     Что такое браконьерство?
     Браконьерство, как утверждают словари, — это самовольная охота на чужих землях. Охота - на кого? А может быть, изначально охотились на красивых, дородных или подходящих по росту женщин? Без оружия, конечно, и, конечно же, без капканов и силков. И назвали это браконьерством. А потом пошло – поехало, "оньерство" отпало, остался только сам корень – "брак".
     Вот ведь какие фокусы бывают!
Откровенно говоря,
Я надеялся на Даля,
Дескать, мол, не подведёт:
Отыскать у слов начало
Помогал ему народ.
У людей ума – палата,
Знают всё, в чём смысл крут:
Что "возмильку" - не лопатой,
А "лопаточкой" зовут;
Что "макать, макнуть невольно" -
Всё едино, только знай:
"Полба" - колос, "по лбу" - больно,
Как разнятся "край" и "рай",
Что "политик" - умный, ловкий
Скрытник, и хитёр себе на ум –
Промолчать найдёт уловку,
И не ляпнуть – наобум.
Но коснулось слова "брак" -
Всё не эдак и не так:
Тут – "союз", а там – "товар",
Тут – закон, тот – брось в полымя,
Не связать лёд и пожар,
Смех и снег, рога и вымя.
Вот вам логос, знатоки!
Вот загадка - тайны знак!
Интересно – с чьей руки
Появился "брак" и "брак"?!
     Да, я мозгами понимаю, что брак не на силе стоит, а любовью держится. Сила жертв требует, а любовь их не принимает. И этим она любую силу превосходит и укрощает.
И в то же время на память приходит фраза моего друга: "Не получается коктейль. Как ни взбалтываю, не смешивается. Всё равно: философия – отдельно, быт – отдельно. На разных полках".
     Поэтому до сих пор меня мучают смутные сомнения в отношении этимологии слова "брак" в понимании "брачующихся". В отличии от некоторых особей, повторяющих со слюнявым оскалом: "Ничто так бережно не хранится и так бестолково не теряется, как девственность". Их ничто, кроме Этого, совершенно не волнует. (Или делают вид, что не волнует?) Давайте на этом закроем тему. В смысле - оставим открытой.

                Продолжение следует...