История сорок третья. Про то, что иногда звёзды не

Виктор Румянцев
История сорок третья Про то, что иногда звёзды не сходятся...

На танкере «Румбула» мы уютно бегали от Канарских островов до западного побережья Африки, где раздавали топливо промысловым судам и опять возвращались на Канары за очередной порцией бункера. Мы так привыкли к этому режиму работы, что даже и не помышляли о чём-либо другом. Бегаем, как троллейбус по проволоке, туда-сюда  и не знаем ни горя, ни печали. Ну, подует немножко, ну, мавры достанут  своими закидонами – ну и что? Зато раз в две недели гарантированный заход в Санта-Крус и Лас-Пальмас с обязательной выдачей таких желанных испанских пессет. И с обязательной их тратой, ведь привезти в СССР инвалюту, значит привезти свою личную многодневную и непроходящую головную боль. Таможня свирепствовала, защищая непробиваемый деревянный рупь. Так что тратили всё до последней пессетинки.
Когда мы в очередной раз пошли на Канары, капитан получил указание после бункеровки следовать в район промысла СВА (Северо-Восточная Атлантика) на Северо-Атлантический хребет где-то между Исландией и Фарерскими островами и делать там привычную работу. Ни капитана, ни меня эта новость не обрадовала, даже несмотря на то, что в иллюминаторе апрель играется с солнышком. Но делать нечего и возразить тоже нечего.
В Санта-Крусе мы простояли двое суток вместо обычных пяти-шести часов. Командир выяснил причину, она оказалась банальной – нет мазута в береговых емкостях. Кто бы другой порадовался, но он огорчился и сказал, что это дурная примета перед сложным рейсом. Я посмеялся над его сомнениями, но потихоньку и чтобы капитан не слышал и даже не видел. То есть посмеялся, но в душе – капитан был очень строг, но справедлив.
 В общем, утром второго дня стоянки я отпросился в город на пару часов. Вернувшись на борт, узнал, что судового доктора, совсем молодую девчёнку, увезла машина скорой помощи с острым приступом аппендицита. Вот это был удар! Ведь в отсутствие доктора его замещает старпом, каковым я и являлся, а мне совсем не хотелось лечить чужие насморки, грибки, царапины и прочие хвори. Я высказал свои сомнения капитану, но он меня «успокоил», сказав, что никуда я не денусь и буду лечить экипаж когда это будет нужно.
Во время отхода от причала оборвался буксирный трос, но никто не пострадал. А прямо перед проходящим нашим форштевнем с причала в воду сиганул молодой парень (думаю, что наркоман), но его быстро вытащили ещё не уехавшие береговые швартовщики.
Переход в Северо-Восточную Атлантику ничем особым не запомнился, разве что тяжёлой мёртвой зыбью, направление которой попросту было невозможно определить. Казалось, что Океан заболел и ему  трудно дышать. Но «Румбула» бодренько бежала на север, перепрыгивая с волны на волну и иногда зарываясь в неё почти всем полубаком. А капитан принимал метеосводки одну за другой и мрачнел всё больше и больше.
Мы прибыли в район промысла вовремя, даже немного раньше рассчётного времени. Океан был гладким, как стекло, красное солнце падало на закате за чистый горизонт и я немного успокоился. Ведь согласно приметам: «Если солнце село в тучу, жди, моряк, получишь бучу!», «Солнце красно к вечеру – моряку бояться нечего!» Так что мы приступили к привычной работе и вскоре забыли про дурные приметы, держа в уме только хорошие. Траулеры подходили без задержки и «Румбула» быстро всплывала, освобождаясь от сотен тонн жидкого груза.
В последнее промысловое утро рассвет наступал трудно и неохотно. Из-за горизонта тяжело выплыло багряное солнце и я  на мостике без устали торопил последний траулер с подходом. А траулер задерживался по каким-то ему одному известным причинам. Свою тревогу я сообщил капитану. Мы ведь знаем, что когда «солнце красно по утру – моряку не по нутру»!  И даже сухопутным известно выражение «барометр падает». Так вот, на мостике барометр не падал – он просто отвесно грохнулся вниз. И сразу засвистел ветер, усиливаясь с каждой минутой. Через час Океан уже бушевал и ничто не напоминало о спокойном «вчера».
Когда траулер, наконец, подошёл в наш район,  мы уже держали курс носом на волну и начали штормовать. Капитан траулера просился на бакштов, дескать, топлива с гулькин нос и «давайте, ребята, выручайте, вы же моряки!». Мой капитан вызвал меня и боцмана на мостик и после многих «за» и «против» мы сошлись во мнении, что надо слить последний бункер, иначе застрянем тут на неделю, а то и на две.
По расписанию я должен находиться в районе работы швартовой группы, то есть на корме, куда я и понёсся впереди собственного визга, вооружившись рацией. Мы поставили траулер на бакштов, можете не сомневаться! Подали шланг и начали бункеровку. Длина бакштова около ста метров (для моря это примерно столько же, как четыре-пять метров автомобильного буксирного троса для машины), так вот, когда волна проходила между траулером и нами, за ней не было видно даже его навигационных огней. Параллельно нашему курсу шёл морской спасательный буксир со всем штабом промрайона на борту. Мало ли что... А мы давили и давили что есть сил, не обращая внимания на вопли капитана траулера, что у них старые трубопроводы и сейчас буквально всё разлетится к едрене фене! А нечего было опаздывать!
В общем, ничего плохого не произошло. Мы выдали ему всё положенное в ударные сроки, оформили документы, продули и выбрали шланг, а потом и бакштов на борт и закрепили на корме всё по штормовому. А на баке просто не успели и швартовые концы и шланги лежали там незакреплёнными и грозились «уплыть в автономку при первой же возможности».
Капитан обсудил со мной ситуацию и вывод напросился один единственный – надо идти на бак и... Легко сказать! Моряки ведь тоже обычные люди и чувство страха им известно не менее, чем береговым. А на баке вода гуляет сама по себе. И не одна, а тоннами. В общем, собрал я палубную команду в курилке и обрисовал ситуацию, как она есть. Народ молча слушал мою речь и энтузиазма не проявил никто. Я сказал, что работа эта добровольная и никого принудить я не могу. Один моряк спросил:
- А если не выйдем?
Незадолго до этой истории в северной Атлантике во время урагана затонул новый контейнеровоз и память о нём ещё была свежа в наших головах... Я объяснил следующее:
- Вы представьте, что штормом смоет швартов или шланг с бака и он попадёт нам на винт. А это немедленная потеря хода и судно сразу развернёт лагом к волне и Океан просто разрушит «Румбулу» несколькими хорошими ударами волн. И что дальше? В общем, моряки, кому слабО, тот остаётся в надстройке и носа не высовывает, а кто согласен, тот через пятнадцать минут выходит на бак в спасательном жилете и со страховочным поясом. А мы пока вместе с боцманом пойдём и натянем на баке штормовые леера.
Больше ничего говорить не стал, позвонил на мостик и попросил у капитана «добро» на выход на палубу. Командир сбросил ход до минимального и через пять минут мы с боцманом выползли на переходной мостик и начали пробиваться на бак. Поверьте, что занятие было не из лёгких. Ветер буквально втискивал нас назад в надстройку, но мы победили, хоть и сразу же вымокли. На баке натянули леера и начали потихоньку майнать всё с палубы бака в боцманскую кладовую. Через некоторое время приполз народ. Весь, кому надо было приползти! Настроение улучшилось и работа пошла веселее.
Я даже не заметил, как моё тело приняло горизонтальное положение и полетело в сторону борта. Мне повезло, успел схватиться за мною же натянутый леер, иначе улетел бы за борт или просто покалечился об борт или об кнехты. Оглянулся по сторонам – вроде никто не заметил – и, встав сначала на четвереньки, а потом на две конечности, продолжил свою работу. Через полчаса всё закончилось и мы побежали в надстройку, подгоняемые ветром. В курилке я рассказал боцману о случившимся со мной  происшествии, но он меня удивил тем, что и сам всё видел прекрасно, более того – я только один раз упал из-за своего веса, а матросы полегче по два-три раза к бортам летели.
- Когда бак резко вниз летит, то сразу ветер подхватывает, а ноги сами от палубы отрываются, вроде как с трамплина прыгаешь, - боцман никак не мог унять дрожь в руках, да и я, если честно, слегка перевозбудился от такой романтики.
Войдя в свою каюту, я не включил свет и сразу за это поплатился. Из шкафчика выпала банка с сахаром и тут же разбилась, а чайник грохнулся давно и на палубе образовался настоящий сироп. Я вступил в сиропную лужу и под крен полетел через всю каюту, врезался в стол, в кровь разбив обе коленки. Еле встав на ноги, осторожно выбрался из каюты и переоделся в сухое в коридоре.
На мостике капитан курил сигарету за сигаретой:
- Виктор Александрович, ты иди и попробуй до вахты отдохнуть, а я потом пойду, когда ты на вахту заступишь.
Эх ты, доля капитанская! Это для береговых капитан всегда в белом фраке, пуговицы до самой ср..., а в море давит на него ответственность со всех тридцати двух румбов. Сутки сам на мостике уже отторчал, но старпома на отдых отпускает до четырёх утра! И ведь это замечательно, когда такой капитан. Видали и других. И не раз!
Поплёлся я в каюту. Сначала вычерпал с палубы весь сироп, потом сам себя полечил немного зелёнкой, поскулил от боли и лёг в кровать, но поспать не удалось ни секунды. Наверху что-то загрохотало и через минуту зазвонил телефон:
- Давай на мостик, тут очень интересно!
Впихнул себя в одежду и в сапоги и побрёл. На мостике в кромешной темноте сначала не мог ни за что зацепиться глазом, потом привык, огляделся и выматерился: на левом крыле лежала антенна локатора «Дон», рухнувшая с верхнего мостика вместе с четырёхметровой  ажурной мачтой, на которой и была закреплена в соответствии с конструктивными особенностями судна. Делать нечего, взял фонарик и полез на верхний мостик опять же почти ползком, еле справляясь с порывами ветра. Там уже лежал боцман с мотком тонкого стального троса:
- Ну вы видели, а? Кронштейны у основания мачты под качку начисто оторвало! – боцман лихорадочно пытался завести трос в уцелевшие проушины. Вдвоём мы кое как справились и с этой задачей, временно закрепив мачту и антенну в таком положении до лучших времён.
- Давай, Виктор Александрович., вахтИ, а я пару часиков покемарю, - капитан залпом допил сотую чашку кофе и пожелал мне спокойной вахты. Я сделал запись в журнале о приёме вахты и начал бдить.
Через два часа волной скрутило в рулон метров двадцать релингов на главной палубе по правому борту. Релинги – это металлическое ограждение, чтобы никто в воду не улетел во время качки. Доложил капитану, но он сказал, что всё равно мы ничего с этим не сделаем и нечего заморачиваться по этому поводу.
Наступил рассвет. В восемь утра вахту принял третий штурман, а я пошёл спать, даже не позавтракав. Более того, я завалился на диван в одежде и в сапогах и, как оказалось, был прав.
Почти сразу зазвонил телефон:
- Виктор Александрович, разнайтовилась шлюпка правого борта!
Как разнайтовилась? Почему? В моей горемычной практике такого никогда не случалось! Впрочем, всё когда-нибудь случается впервые.
На шлюпочной палубе шлюпка болталась на лопарях, с грохотом стукаясь об шлюпбалки. Оба найтовых разъединились! Потом когда-нибудь надо будет убить боцмана, а теперь нужно выдёргивать его из постели и ловить шлюпку. А что я один могу сделать ?
Мы провозились почти пять часов. А вы сами попробуйте успеть закрепить найтовы при кренах в тридцать градусов на оба борта! Хорошо хоть пальцы не поотрывали, а только так, по мелочи – ногти потом долго синими были.
Отстояв свою дневную вахту, я понял, что спать уже совершенно не хочется. Все действия уже на автомате и не всегда их удаётся осмысливать. Тем не менее, я уснул, а точнее – отключился. В час ночи был разбужен вахтенным механиком:
- В машинное отделение поступает вода!
Пулей в "машину", там воды почти по колено. Как? Откуда? Видимых трещин по бортам нет, трубопроводы тоже без свищей. Попытался спуститься под палубный настил, поскользнулся и упал прямо в воду лицом. Что за чёрт – вода пресная! Откуда в Океане взяться пресной воде? Правильно, только из водяного танка. А у нас он один – ахтерпик на сто сорок тонн. Ну понятно, что в нём было на вчерашний день около пятидесяти по боцманским замерам, но как она в машинном отделении оказалась? Обнюхал всю переборку и нашёл трещину прямо на сварном шве. Почти в самой нижней точке танка... А это значит, что  мы остались без пресной воды. Это сейчас мы воду для питья заказываем в пластиковых бутылках, а в те времена и для питья, и для мытья вода была одна, а иногда даже не пресная, а опреснённая.
Замерили остатки, оказалось, что у нас всего пять тонн на двадцать семь человек и на девять суток перехода.
Так вот и шли. Шторм на следующий день стих, а мы открыли лаз в ахтерпик и вёдрами на камбуз носили воду, чтобы поесть приготовить, ну и посуду помыть. Отдельно боцман по ведру в сутки давал каждой женщине на гигиенические нужды, а их, женщин то есть, у нас было ещё четыре. А мужики смердели и заростали щетиной. Не совсем, конечно. Мылись солёной водой, а потом стирали её губкой, смоченной в пресной воде.
На рейд Санта-Круса пришли вовремя и бросили якорь. Сначала приехала ремонтная бригада и заварила разошедшийся шов и оторванные релинги. Мачту на переходе мы восстановили сами. А потом подошла баржа с водой и с нашей докторшей, страшно похудевшей после трёх недель, проведённых в больнице.
Командир, облегчённо вздыхая, сказал, что всем морякам надо удалять аппендициты ещё во младенческом возрасте, на что я резонно возразил, мол, попробуй разберись - кем будет ребёнок по жизни. Завязался активный диалог в котором я уже заранее был назначен проигравшей стороной согласно занимаемой должности. Но я вспомнил старую притчу и рассказал её капитану:
- Когда рождается ребёнок, к нему спускается Бог и целует ребёнка. Если он поцелует его в голову, ребёнок вырастет большим умницей, в руку – золотых дел мастером, в ногу – спортсменом. А на моряках вообще поцелуй божий не отпечатался. Вот и смотрите – нет поцелуя, значит вырастет бродягой! Значит, Виктор Сергеевич, вы совершенно правы – можно удалять и во младенчестве!
На том и порешили и разошлись по каютам весьма довольные друг другом потому что никто не проиграл, при этом оставшись при своём мнении.
Баржа отошла, мы снялись с якоря и пошли в Лас-Пальмас. Все помылись, побрились и постирались, а воду, гады, дали подсоленую!
Вот и не верь после этого в приметы!

03.11.2011
Переход Эквадор – Киримати