Простая история

Виктор Румянцев
Ребята сдержали слово, данное друг другу в мореходке на выпускном – встретиться через пять лет в этом же приморском городке, и вот теперь радостно тискали друг друга в объятиях, а их жёны и подруги стояли в сторонке, стеснительно улыбаясь.

- Ну ты и забурел! – радостно тормошил располневшего Николая Александр.
- А ты как был шкелетом, так им и остался! – Николай добродушно отмахивался.
- Ого, а Вовик-то наш совсем как денди лондонский! – Арсений с интересом рассматривал «прикид» однокашника.
- Да вот, костюм в Сингапуре прикупил. А туфли из Италии! – небрежно процедил Вовик, поглядывая в женскую сторону.
- Давайте уже с дамами знакомиться! – тоже повернулся к женщинам Валерий.

Перезнакомившись и подхватив под руку каждый свою, друзья, не сговариваясь, направились в приморский парк.
- Вы только посмотрите! Скамеечка-то наша стоит себе и стоит! – Александр  восторженно ткнул пальцем вглубь аллеи, - Помните, сколько на ней «чернил» было выпито?
- Ага! Интересно, а бабка со штопором ещё жива? – Николай покрутил головой по сторонам, - да вон же она! Ну надо же, до сих пор пятилетку в четыре литра!

Все засмеялись, глядя на приближающуюся старушку.
- Ну что, молодёжь, штопор нужен или стаканчики? – она с надеждой посмотрела на Николая.
- Нет, бабуля, мы уже этим не промышляем, нам коньячок да водочка больше по душе, - Вовик бережно приобнял жену, - а дамы наши шампанское предпочитают.
- Тогда зачем сюда пришли? – обиделась женщина, - думаете, что я вас не помню? Очень хорошо помню. Тебя, например, Саня, я один раз от дружинников отмазала, а ты, Коля, никогда стаканчиком не пользовался – всё из горла хлебал.

Парни стояли явно смущённые, а женщины потихоньку хихикали.

- Ну надо же, Родина помнит своих героев! Мужики, а давайте тряхнём стариной, я в магазин за красненькой сгоняю! – загорелся Арсений.
- Сеня, ты ведь говорил, что мы в ресторан пойдём! – капризно надула губки его подруга.
- Ну и что? Конечно пойдём! Да мы так, для разгона! – поддержал Арсения Николай.

Через пятнадцать минут Николай уже откупоривал бутылку портвейна штопором, взятым у старушки, а Вовик разливал для женщин шампанское в пластмассовые стаканчики.
- Бабуля, у тебя что, только пять стаканчиков? – укоризненно посмотрел на неё Александр, - Стареешь... Ну, дамы и господа, за встречу! –  он отпил из бутылки и передал её Арсению

Через несколько минут вино и шампанское закончились и скамейка загомонила:
- А помните, как?..
- Нет, ты мне скажи, ты в Австралии был?
- Что мне твоя Австралия, я в Канаду на линию попал, чего ещё желать?
- Не-а, мужики,  мне лучше по Средиземке рассекать, чем шляться у чёрта на куличках!
- Мореманы! А за тех, кто в море, не выпили!
- Да не волнуйся, сейчас в кабаке догоним...

Бутылка вина, выпитая на пятерых, неожиданно всех опьянила. Вовик побагровел, Арсений начал слегка заикаться, Николай и Александр вдруг решили померяться силой «на ручках».
Бабушка стояла рядом счастливая и, вытирая невесть откуда взявшуюся слезу, приговаривала:
- Ну всё, как и раньше... Всё, как и раньше...

Жена Валерия решила взять руководство компанией в свои руки:
- Валера, ты почему молчишь всё время? Давай забирай друзей, столик в ресторане заказан, а мы тут копаемся!

Валерий неохотно поднялся со скамейки:
- И то верно, уже пора и закусить.

Друзья дали старушке немного денег и, оставив на скамье пустые бутылки, направились в город, а она долго смотрела им вслед:
- Молодёжь, молодёжь, всё-то у вас впереди. Только ведь жизнь коротка, оглянуться не успеете, как старость подберётся, кто, конечно до старости своей доживёт, - и перекрестила вдогонку.

В ресторане было полно народа, но три сдвинутые вместе столика и уже заставленные холодными закусками, дожидались именно их. 

Мигом подскочивший официант быстро записал заказ:
- Коньяк? Очень хорошо! Шампанское? Замечательный выбор! Ах, водочка? Ну как же без неё? – будто кто-то спрашивал его мнение.

Через час беседа уже не была общей, все старались перекричать друг друга и музыкантов, иногда отвлекаясь на очередной танец или на тост.

- Нет, моряки, я вам так скажу – наша работа самая опасная! – кричал через столик Николай.
- Ну ты и загнул! А лётчики или шахтёры? – так же громко возражал Вовик.
- Вовик, ты неправ! – пришёл на помощь Николаю Александр, - лётчики и шахтёры отработали свои восемь часов и домой, а мы месяцами в морях пропадаем!
- Ребята, тогда лучше скажите, что наша работа не самая опасная, а самая вредная, - решил «помирить» спорщиков Валерий.
- Работа не может быть вредной. Вредной может быть только тёща! – заявил Арсений, вальяжно откинувшись на стуле.

Его девушка немедленно обиделась:
- Женись сначала, а уж потом говори – вредная моя мама или нет!
Хохот перекрыл даже грохочущую музыку.
- Ну, Сеня, ты попал! – держась за живот, выдавил из себя Александр, - Я уже три года женат, но такого оверштага ни разу себе не позволил. А ты вообще оверкиль сотворил!
- Да ладно вам, - Арсений явно смутился и посмотрел на свою подругу, - это я так, не подумав, ляпнул. Давай я лучше песню закажу!
- Закажи, только медленную, - подруга начала оттаивать, - а лучше про моряков!
Арсений, стараясь держаться прямо, направился к музыкантам:
- Мужики, сыграйте для мореманов что-нибудь душевное, со слезой и... без мата! – и  сунул деньги гитаристу в руку, но тот вдруг вернул их Арсению:
- Не надо, и так сыграем.
- Эй, парень, ты чего это? Я ведь тебе не дарю деньги, а плачу за работу! – опешил Арсений.
- Иди, иди, - гитарист слегка оттолкнул Арсения, - сказал же, что и так сыграем. Я тоже бывший моряк, так что всё понимаю.
И в микрофон:
- А сейчас для ребят-моряков и их дам прозвучит песня о море.

Во внезапно наступившей тишине раздались звуки метронома – это ударник повёл стаккато. Через несколько секунд на стаккато плавно легли гитарные аккорды и зазвучала песня:

Были они не трусами,
Бросившими весло –
Ребятам с кудрями русыми
Просто не повезло.
Ребятам с глазами синими,
Что неба и моря синей ,
Ходить бы век по глубинам
Дорогой заветной своей.

Арсений заёрзал на стуле, Валерий, не моргая, смотрел на гитариста, Николай опустил на стол поднятую  рюмку, Александр и Владимир, собравшиеся танцевать, вернулись со своими дамами к столику.

В море бросали тралы,
Брали рыбу на борт
И по ночам считали
Дни до прихода в порт...
Но с  домом прощались скоро,
Тянулись к своей звезде –
Спешили к своим Командорам
И к Алеутской гряде.

Уже никто в зале не танцевал, уже совсем стих ресторанный гул и никто не перебегал от столика к столику.

Им не стучать стаканами
За возвращение в порт,
Они в Океане канули
В двенадцатибальный Норд,
Но были они не трусами,
Бросившими весло.
Ребятам с кудрями русыми
Чертовски не повезло.

Песня закончилась мерными ударами метронома. Не было ни апплодисментов, ни криков «браво». В приморском городе моряки были в каждой третьей семье. И публика вдруг стала потихоньку расходиться и зал опустел.

- Ребята, как же так? – вдруг подал голос Николай, - Ведь мы тоже в этой каше варимся по восемь месяцев в году. Я, например, уже три раза к Аляске бегал.
- А я у берегов Гренландии рыбу ловил. Там, скажу я вам, зимой такое творится! – Арсений зябко повёл плечами.
- А я в Средиземке в локальный ураган попал, думали, что амба! – франтоватый Вовик вдруг обмяк и съёжился.
- Никак не могу вспомнить, откуда песня. – Александр вопросительно посмотрел на Валерия.
- Из нашего выпуска песня... Гена Гордеев из параллельной группы её пел, - Валерий тяжело вздохнул, - нет его уже: в Баренцевом море он на крыло мостика вышел силу ветра замерить, а тут волна откуда ни возьмись ... ну и... не нашли его...- Валерий судорожно вздохнул, -  А как найдёшь? Волна под десяток метров, да вода плюс четыре.
- Надо же... Хороший парень был. Помянем? – Николай потянулся за бутылкой, но Александр его остановил:
- Хватит! Завтра на кладбище заеду, на братской могиле моряков свечку зажгу!..

... Утром все пятеро пришли на кладбище без жён и подруг. Зажгли свечу на могиле и пустили по кругу бутылку водки.
- Парни, давайте через пять лет опять здесь встретимся, - предложил Валерий.
- А если кто в море будет? – засомневался Николай.
- А мы постараемся быть на берегу. – грустно улыбнулся Валерий.
Через пять лет они встретились. На той же самой аллейке, только без жён. Никто никого не бросил, просто договорились встретиться без них.

Старушка не подошла – умерла, наверное, или просто приболела.
- Знаете, парни, мне та песня в ресторане жизнь на сто восемьдесят градусов повернула! – сообщил Арсений.
- Как это?
- Моя ультиматум поставила: или-или! Я выбрал жену.
- А чем сейчас занимаешься? – спросил Александр.
- Хутор у нас, хозяйство. Немного на базаре приторговываем: молоко, яйца... На жизнь хватает. И зачем я в мореходку когда-то попёрся?
- Не попёрся бы, не женился на своей. И не было бы у тебя ни хутора, ни куриц, ни  коровы! – Александр насмешливо прищурился.
- Да ладно тебе! Сам то чем занимаешься?

Александр закурил, пряча от ветра зажигалку в больших ладонях, а на самом деле – прикрывая лицо:
- Я-то? Я, братцы мои, грузчиком работаю на овощной базе. Работа не пыльная, - скаламбурил он, - от звонка до звонка, два выходных. Жена не пилит, детишки рядом, в субботу в баньку хожу с приятелями. В общем, всем доволен и не жалуюсь.

- А мне удалось морским инспектором устроиться! Хожу по кораблям, которые в ремонте, да акты составляю! – Владимир торжествующе посмотрел на друзей, - чем больше актов, тем больше премия! Так что тружусь, не покладая рук. Летом собираюсь с семьёй в Болгарию съездить на машине. Давай, Коля, теперь ты колись.

Николай заметно похудел. Лицо его было с земляным оттенком, а глаза лихорадочно блестели:
- Язва у меня... Комиссию три года назад задробили, лечусь, но не очень помогает. Устроился сторожем в гаражном кооперативе. Вроде и неплохо, а стыд разбирает – с виду ведь я здоровый мужик, а все думают, что я тупой и больше ни на что не годен... Каждому ведь не будешь объяснять. Слава Богу, жена с понятием – не бурчит, не ноет. Каши мне всякие готовит, а я о шашлыке мечтаю. Валера, а ты почему молчишь?

- Вас слушаю. А что рассказывать. Так и хожу в море, уже три года старпомом на балкере. Я часто нашу последнюю встречу вспоминаю, - Валерий немного помолчал,- знаете, ребята, ведь ту песню Генка сам сочинил -  как знал, что ему не судьба в землю лечь. Вот и подумал я, что кто-то и за него должен отрабатывать, если самому не удалось. Такие вот дела. – Валерий прикурил от саниной сигареты, - Холодно, давайте хоть в ресторан зайдём.

В ресторане музыканты настраивали инструменты. Знакомый гитарист посмотрел на вошедших и приветливо помахал им рукой:
- Ребята, какую песню сегодня споём?
- Генкину. Ты его знал? – спросил Валерий.
- Знал... Я на его вахте рулевым был. После того рейса с морями завязал. Помянем, что ли?..



12.11.2011
Остров Рождества